Мистика гоголя во время прощания с есениным и как попасть в квартиру первой жены поэта на арбате. Московские адреса сергея есенина А что это за руины рядом с вашим центром

Наступивший 2015 год объявлен в нашей стране Годом литературы. В этот период по всей России пройдет множество различных мероприятий. Одним из самых масштабных событий станет празднование 120-летнего юбилея известного и любимого русского поэта С.А. Есенина, которое будет отмечаться 3 октября (21 сентября) этого года. Подготовка к торжествам в культурных учреждениях столицы уже началась, а мы в свою очередь, предлагаем Вам вспомнить историю есенинской Москвы. Всего в столице около 300 адресов, где жил, выступал или бывал в гостях поэт. В нашей статье мы расскажем о некоторых из них, связанных с главными событиями жизни Есенина.

Лучше всего, что я видел в этом мире — это все-таки Москва…

С.А. Есенин

Первым и единственным официальным адресом Сергея Есенина в Москве стал дом №24 в Большом Строченовском переулке. Сюда в 1912 году юноша приехал к отцу, который почти три десятка лет служил приказчиком в мясной лавке купца Крылова. В начале XX столетия Крылов являлся хозяином четырех зданий. В двухэтажном деревянном доме, построенном по проекту архитектора М.Медведева в 1891 году, располагалось "Общежитие одиноких приказчиков во владении купца Н. В. Крылова". Здесь на первом этаже, в квартире № 6, состоящей из 3-х комнат, долгие годы жил отец будущего поэта. Поначалу Александр Никитич пристроил сына в лавку конторщиком, но такая карьера оказалась малопривлекательной для начинающего поэта, и, спустя короткое время Сергей бросил работу. Через некоторое время он покинул и отцовский дом, хотя вплоть до 1918 года дом №24 в Большом Строченовском переулке официально считался местом проживания Есенина.

В 1995 году, накануне 100-летия со дня рождения поэта, в доме, откуда началось знакомство Есенина с Москвой, открылся музей. Сегодня в представлены экспонаты, освещающие все периоды жизни Есенина, от ранней юности, до трагической смерти, но большая часть экспозиции посвящена московскому отрезку его жизни и творчества. Из всех поэтов Серебряного века Сергей Есенин теснее всего был связан с Москвой - здесь прошла почти треть его жизни, было напечатано первое стихотворение и создана большая часть произведений.

Для молодого талантливого Есенина поэзия и мясная лавка оказались несовместимы, и юноша начал искать работу, более соответствующую положению начинающего поэта. Короткое время он проработал в книжном магазине на , затем устроился в типографию "Товарищества И.Д. Сытина" на . Здесь он рассчитывал печатать свои стихотворения, и даже мизерное жалованье подчитчика корректора не испугало юношу. Сотрудники корректорской не сразу разглядели в нем дарование. Невысокий самолюбивый златокудрый паренек, которого в типографии окрестили "вербочным херувимом", нашел понимание только у Анны Изрядновой. Ей Есенин читал свои стихи, по выходным они вместе посещали занятия в университете Шанявского (университет располагался на , дом 6, с 1991 здание занимает РГГУ), слушали лекции о поэзии. В начале 1914 года молодые люди вступили в гражданский брак и сняли квартиру около . В декабре у молодой пары родился сын Юрий. Первенцу Есенин посвятил небольшое стихотворение (для печати не предназначавшееся). Сын по рождению уже считался москвичом, о чем с гордостью пишет рязанский парень, недавно начавший покорять Москву:

Будь Юрием, москвич.

Живи, в лесу аукай.

И ты увидишь сон свой наяву.

Давным-давно твой тезка Юрий Долгорукий

Тебе в подарок основал Москву.

В сентябре 1914 года Есенин занял место корректора в типографии Чернышева-Кобелькова в (дом №10). К тому времени он уже начал публиковаться. Знаменитое стихотворение "Береза", напечатанное в январе 1914 года в детском журнале "Мирок", стало первым произведением Есенина увидевшим свет. Затем его стихи начали появляться в других московских газетах и журналах, но этого казалось недостаточно. Незадолго до рождения сына Есенин решил бросить работу и посвятить себя лишь поэзии. Творчеству мешала не только работа: отношения в семье не складывались. Неудовлетворенный литературными возможностями в Москве, оставив жену и сына, в марте 1915 года молодой поэт решил переехать в Петроград. В Москву он возвратился три года спустя, но к Анне Изрядновой уже не вернулся. После разрыва супруги поддерживали дружеские отношения, Есенин иногда помогал и навещал Анну Романовну в ее квартире на .

В 1994 году в бывшей коммунальной квартире по адресу Сивцев Вражек, дом № 44, кв. 14, где проживала Изряднова с сыном Юрием, народный артист России С. П. Никоненко создал (Музей-квартиру А.Р. Изрядновой). В этой квартире первая гражданская жена Есенина прожила более 20 лет, здесь вырос и был арестован его сын (расстрелян в 1937 году), сюда в 1930-х годах приезжала его мать, и, наконец, сам поэт бывал здесь неоднократно. Перед роковым отъездом в Ленинград в 1925 году, словно предчувствуя беду, в квартире бывшей жены Сергей Есенин сжег свои черновики. Сейчас в Есенинском центре наряду с выставкой, посвященной жизни и творчеству С.Есенина, в отдельной комнате представлена экспозиция, рассказывающая об А.Р. Изрядновой.

30 июля 1917 года С. Есенин обвенчался с Зинаидой Райх. Сначала молодые жили в Петрограде в квартире Зинаиды, но семейная жизнь снова не складывалась, да и сама духовная атмосфера города на Неве была чужда юному поэту. В 1918 году Есенин решил возвратиться в Москву, а беременная дочерью Татьяной Зинаида Райх уехала к родителям в Орел.

В Москву 23-летний Есенин вернулся уже известным поэтом. Но жилось ему от этого ничуть не легче, чем остальным. Молодой модный поэт поселился сначала в гостинице «Люкс», ныне ( , дом № 10), затем перебрался на в дом №19. Время от времени он жил то в мастерской у скульптора Сергея Коненкова на , то у других друзей и знакомых - у кого приходилось.

В это время Есенин тесно сошелся с Анатолием Мариенгофом. С 1919 года приятели стали вместе снимать квартиры и жить "одним домом, одними деньгами". Молодые люди поселились в в доме № 3 (ныне Петровский переулок, дом 5 стр. 9) - бывшем доме купца Алексея Бахрушина, известного мецената и собирателя театральной старины, рядом с (в настоящее время ). В квартире № 46 поэты занимали три комнаты, одной из которых была бывшая ванная. По воспоминаниям А. Мариенгофа - лучшее место в квартире: "Ванну мы закрыли матрасом - ложе; умывальник досками - письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику… "

В то время на квартире у приятелей собиралась почти вся творческая элита Серебряного века.

В память о тех годах на здании установлена мемориальная доска с барельефом поэта и надписью: "В этом доме с 1918 по 1923 год жил и работал выдающийся советский поэт Сергей Александрович Есенин".

Под влиянием Мариенгофа, одного из основателей и теоретиков имажинизма (литературное течение, где на первый план выходит образ, а к нему сводится форма и содержание), Есенин тоже увлекся модным направлением. В то время писатели сами открывали лавки и торговали собственными книгами и автографами. Книжный магазин появился и у поэтов-имажинистов. В "Лавке имажинистов" на (д. №15) щегольски одетый Есенин иногда сам стоял за прилавком. Его стихи расходились особенно быстро.

Еще одним проектов имажинистов стало литературное кафе "Стойло Пегаса" на 37. Раньше оно называлось "Бом" и принадлежало популярному клоуну-эксцентрику М. Станевскому, работающему в известном дуэте "Бим-Бом" (Радунский-Станевский). В 1919 году его заняли поэты-имажинисты. Театральный художник Георгий Якулов, который оформлял заведение, поместил над входом необычную вывеску - в середине в облаках находился пегас, а вокруг летящим затейливым шрифтом "парило" название кафе. Внутри на ультрамариновых стенах яркими желтыми красками были набросаны портреты имажинистов. Под портретом С.Есенина помещалась цитата:

Срежет мудрый садовник - осень

Головы моей желтый лист.

Портрет А. Мариенгофа украшало четверостишье:

В Солнце кулаком бац,

А вы там, - каждый собачьей шерсти блоха,

Ползаете, собираете осколки

Разбитой клизмы.

В клубе-кафе собиралась богемная публика того времени - поэты, писатели, художники, артисты. Бывали здесь и полукриминальный, и криминальный элемент, и "недорезанные буржуи". Известный на всю столицу своими скандальными выходками Есенин, однажды вывел одного посетителя из кафе буквально за нос. Поэту не понравилось, что мужчина говорил громче выступавшего Рюрика Ивнева. Недолго думая, Есенин взял его за нос, провел через весь зал и выставил за дверь. Как ни странно, но после этого случая количество посетителей в кафе только увеличилось.

Стоит сказать, что довольно близко от "Стойла Пегаса", в располагалось кафе футуристов - противников имажинистов.

В 1930-х годах Тверская улица была реконструирована. И сейчас лишь приблизительно можно обозначить место, где находилось кафе "Стойла Пегаса" - в районе дома №17.

Несколько лет Есенин и Мариенгоф были неразлучны. Они вместе путешествовали, выступали на различных вечерах, водили дружбу с одними и теми же людьми.

3 октября 1921 года в 26-й день рождения Сергея Есенина веселая компания собралась у известного театрального художника Жоржа Якулова. Его мастерская находилась в квартире №38 на 10. Этот дом сейчас более известен благодаря другой квартире, которая с легкой руки , стала называться "нехорошей". На вечеринке выступала всемирно известная американская танцовщица Айседора Дункан. По словам присутствующих, балерина влюбилась в Есенина с первого взгляда. К тому времени у Есенина с Зинаидой Райх было уже двое детей, но, как и первый брак, этот не сложился. В вечер знакомства с Айседорой Дункан, поэт и великая "босоножка" сбежали с Большой Садовой к Айседоре в особняк на . Говорят, что довольно непродолжительный путь от Большой Садовой до Пречистенки, занял времени намного больше чем обычно. Заснувший извозчик трижды объехал в , на что Есенин в шутку заметил, что возница их так повенчал. Но официально мужем и женой они стали весной 1922 года. Айседоре Дункан необходимо было уезжать за границу на гастроли, ехать без Есенина она не представляла возможным. Чтобы не создавать лишних проблем в поездке, необходимо было пожениться. Есенин легко согласился на брак.

В последнем в начале прошлого века существовал своеобразный клуб литераторов под руководством ассоциации пролетарских писателей, а в подвале был ресторанчик, любимый пишущей братией за предоставленные им скидки. (В знаменитом романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" "Дом Герцена" выведен как "Дом Грибоедова"). В этом доме, где Есенин читал "Персидские мотивы" и "Анну Снегину", при участии Софьи Андреевны Толстой-Есениной был организован первый музей прославленного поэта. Но просуществовал он недолго. После запрета на поэзию Есенина, музей был закрыт. В настоящее время "Дом Герцена" занимает литературный институт им. Горького. Печально, но здесь не сохранилось никаких вещественных доказательств, относящихся к Есенину.

В конце этого года будет отмечаться 90 лет со дня смерти Сергея Есенина. Всего 30 лет прожил поэт. Но эта короткая, романтическая, бесшабашная и яркая жизнь оставила глубокий след в русской поэзии. Вот уже почти целый век стихи Есенина любимы в России. Вместе с тем интерес вызывает не только его творчество, но и все то, чем жил поэт и к чему каким-то образом прикасался.


Непростой судьбе Сергея Есенина сочувствуют по сей день, его талантом восхищаются. Однако мало кто знает, как сложилась судьба его первой жены - той женщины, которая, по сути, помогла ему стать тем, кем он стал. А ведь ее жизненный путь не менее интересен...
Любовный треугольник, как известно, - самая распространенная основа сюжета романов, пьес, кинофильмов… Но жизнь, увы, преподносит иногда такое, чего не придумает и самый изобретательный драматург.
Её называли демонической женщиной, которая играючи разрушила жизни двух гениальных мужчин. Кем же она была? Музой поэта? Ведущей актрисой театра Мейерхольда? Или просто женщиной, которая любила и была любима?
Зинаида родилась 1894 году, в семье обрусевшего немца Николая Райха и дворянки Анны Викторовой, в селе Ближние Мельницы под Одессой. Отец ее был социал-демократом, и дочь придерживалась взглядов отца, за, что ее и исключили из гимназии.
Революцию Зинаида встретила в Петрограде, работая машинисткой в левоэсеровской газете «Дело народа». В библиотеку этой газеты часто заходил Есенин, там они и познакомились. Райх думала, что Сергею нравится библиотекарша Мина Свирская, и сама уже собралась замуж за его друга Алексея Ганина. Перед помолвкой друзья все вместе решили съездить на Соловки. В этом путешествии, забыв про Ганина, в маленькой церкви и обвенчались Сергей Есенин и Зинаида Райх.
Денег не было, срочно была отбита телеграмма в Орёл, и отец, не требуя объяснений, выслал дочери деньги. На них купили наряд для невесты и обручальные кольца. По пути в церковь жених нарвал букет полевых цветов.
Вернувшись в Петроград, молодожены первое время жили врозь: скоропалительный союз не оставил времени привыкнуть к статусу супружеской пары.
«Всё-таки они стали мужем и женой, не успев опомниться и представить себе хотя бы на минуту, как сложится их совместная жизнь, договорились поэтому друг другу «не мешать», - пишет в воспоминаниях дочь Райх и Есенина Татьяна.
Однако молодые привыкли к реальности быстро и вскоре воссоединились. На правах требовательного супруга Сергун, как называла мужа Зинаида, пожелал, чтобы жена оставила работу в редакции и занималась домашним очагом и семейным уютом.
Требованию она подчинилась, ведь хотелось иметь нормальную семью, да и энергичный характер Зинаиды придавал уверенности, что она справится со всем и создаст тёплое семейное гнездышко.
Жили супруги без особого комфорта в съёмной квартире. Есенин много работал, часто печатался, неплохо зарабатывал, поэтому, несмотря на голодные времена, были хлебосолами, часто принимали гостей.
Друзьям Есенин благожелательно отзывался о жене, выделял её умение вести домашнее хозяйство, кулинарные способности, талант при скудном наборе продуктов готовить вкусные блюда: «Если бы она пошла по поварской линии, из неё получился бы мастер своего дела. Я не раз наблюдал, как она священнодействовала…»
По воспоминаниям современников, Зинаида была человеком открытым, легко сходилась с людьми, любила общение. Она старалась ненавязчиво и бескорыстно помочь человеку, приободрить шуткой тех, кто переживал нерадостные времена, вселить надежду.
Райх отличалась превосходным качеством, подмеченным не одним мемуаристом, - способностью притягивать к себе людей. Однако, при всех этих замечательных свойствах, была вспыльчива, резка в суждениях - сказывался характер отца, во многом повторившийся в характере дочери.
Лучшие месяцы супружеской жизни закончились с переездом в Москву, на некоторое время Зинаида и Сергун расстались. Совместного жилья в Москве не нашли, Есенин скитался по знакомым, его слава разрасталась, и всюду он был желанным гостем.
Женщин пленяли не только его стихотворные строки, но большей частью и красивое напудренное лицо, завитые локоны волос пшеничного цвета.
Любопытно высказывание Ахматовой о Есенине той поры: «…Слишком уж он был занят собой. Одним собой. Даже женщины его не интересовали нисколько. Его занимало одно - как ему лучше носить чуб: на правую сторону или на левую сторону?»
Беременная Зинаида поневоле держалась в тени гениального мужа и поодаль от его богемных друзей. Она поселилась в гостиничном номере, но рожать уехала в Орёл, где в мае 1918 года на свет появилась старшая дочь поэта Татьяна.
Не только неустроенность заставила уехать из Москвы. Есенин попросил своего друга Анатолия Мариенгофа… «вынуть из петли», избавить от любви собственной жены.
«Не могу я с Зинаидой жить… говорил ей - понимать не хочет… не уйдёт… вбила себе в голову: «Любишь ты меня, Сергун, это знаю и другого знать не хочу». Скажи ты ей, Толя… что есть у меня другая женщина… С весны, мол, путаюсь и влюблён накрепко… а таить того не велел…».
На другой день Зинаида уехала к родителям.
Это не было окончательным расставанием. Оставив дочь в Орле, Райх вернулась к Есенину. Известны воспоминания Мариенгофа о первом приезде Райх с дочкой в Москву.
Девочка, прекрасно чувствовавшая себя в компании чужих людей, не признавала отца, чем вызывала его негодование. Он сердился, а неприятие его личности ребёнком считал «кознями» жены.
Через два года родился сын Константин, и его появление на свет также произошло вдали от отца. На новорожденного поэт не пожелал посмотреть.
«Лишь случайно на платформе ростовского вокзала ему сказали, что в вагоне кисловодского поезда Райх с сыном - приглашают взглянуть на дитя, - рассказывает Мариенгоф. - «Фу! Чёрный!.. Есенины чёрными не бывают…» С тем и ушел.
Этот отвергнутый отцом сын даст свой ответ на вопрос, почему Есенин расстался с Зинаидой Райх: «Безусловно, судя по рассказам матери и её подруги - Зинаиды Гейман, сыграли роль и «друзья» отца из группы «мужиковствующих», неприязненно относившихся к моей матери.
Она и сама относилась к ним с неприязнью, видя их тлетворное влияние на отца. Видимо, сыграла во всём этом деле роль и нерусская фамилия матери - Райх, которую она получила в наследство от отца - моего деда.
«Мужиковствующие» настаивали на еврейском, нерусском происхождении, в то время как мать у неё была русской, даже вышедшей из захудалого дворянского рода (Анна Ивановна Викторова).
Отец матери - Николай Андреевич Райх - железнодорожник, выходец из Силезии. Национальная принадлежность его затерялась в метриках прошлого века».
Всем, кто интересовался есенинской темой, известно описание Райх, данное А. Мариенгофом: «Это дебёлая еврейская дама. Щедрая природа одарила её чувственными губами на лице круглом, как тарелка… Кривоватые её ноги ходили по сцене, как по палубе корабля, плывущего в качку».
Окружение Есенина не признавало за ней ни обладание красотой, ни актерскими способностями.
Осенью 1921 года З. Райх стала студенткой Высших театральных мастерских, руководил которыми знаменитый Всеволод Мейерхольд. Они были знакомы, встречались в период работы в Наркомпроссе, на заседаниях знаменитой «Бродячей собаки», в редакции журнала, издаваемого Мейерхольдом.
Пленительная женственность, яркая внешность Зинаиды Райх окончательно покорили человека, имевшего «убийственные» внешние данные - «лицо топором, скрипучий голос». После встречи с молодой женщиной он словно переживал второе рождение.
Незадолго до нахлынувшей на него любви приговоренный к расстрелу «вождь театрального Октября» месяц находился в камере смертников в Новороссийске, и вот судьба подарила встречу с удивительной женщиной.
На одной из вечеринок он якобы сказал Есенину: «Знаешь, Серёжа, я ведь в твою жену влюблён… если поженимся, сердиться на меня не будешь?». И Есенин шутливо поклонился режиссеру в ноги: «Возьми ее, сделай милость… По гроб тебе благодарен буду».
Правда, когда Зинаида окончательно ушла от него, ругался: «Втёрся ко мне в семью, изображал непризнанного гения… Жену увёл…»

Адрес: г.Москва, Петровский пер., д. 5 , м. Чеховская, Пушкинская, Тверская

Дом принадлежал купцу Алексею Бахрушину - известному меценату и собирателю театральной старины. Здесь, на третьем этаже в квартире № 46 снимал комнаты поэт Анатолий Мариенгоф. С 1918 по 1923 вместе с ним проживал и Сергей Есенин. На входной двери висело объявление: "Поэты Есенин и Мариенгоф работают. Посетителей просят не беспокоить". Есенин тогда действительно много работал - он заканчивал "Пугачева".

В распоряжении поэтов было три комнаты. Причем, одна из них - бывшая ванная комната. По воспоминаниям А. Мариенгофа - это было лучшее место в квартире. "Ванну мы закрыли матрасом - ложе; умывальник досками - письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику… Вся квартира, с завистью глядя на наше теплое беспечное существование, устраивала собрания и выносила резолюции, требующие установления очереди на житье под благосклонной эгидой колонки… ".

В гости в Есенину и Мариенгофу ходила, практически, вся творческая элита серебряного века. Здесь бывала поэтесса Надежда Вольпин, поэт Сергей Городецкий, актриса Зинаида Райх, танцовщица Айседора Дункан и многие другие.

В память о том времени на фасаде дома установлена мемориальная доска с барельефом.

Где еще можно найти описание дома? На сайте агенств по аренде и продаже элитного жилья. Кто знает, может когда-нибудь здесь появиться и ваша памятная доска. Жизнь удивительна и непредсказуема. Ну, а мы идем дальше.

В концепциях:

> Свидание с прошлым. Сергей Есенин

Есенин и Москва. Была ли у поэта прописка? Зачем он жил в ванной? Разговаривал ли с Пушкиным? Сегодня романтический вечер с Сергеем Есениным. Захватите томик его стихов!

Сергей Есенин: встреча с прошлым

Есенин и Москва. Была ли у поэта прописка? Зачем он жил в ванной? Разговаривал ли с Пушкиным? Устройте себе романтический вечер с Сергеем Есениным! И захватите томик его стихов.

Москва Есенина ― бурная, тесная, душная. Выросший на рязанских просторах поэт так и не смог привыкнуть к городской сутолоке, но именно сюда, в Первопрестольную, он всегда возвращался. В Москве можно насчитать десятки адресов, связанных с именем Есенина, но мы остановимся на нескольких из них.

Серей Есенин впервые приезжает в Москву в 1911 году и останавливается у своего отца в «Общежитии одиноких приказчиков во владении купца Н.В. Крылова». В небольшом двухэтажном деревянном доме Александр Никитич занимал три комнаты. Квартира 6 в этом здании — единственный официальный адрес, по которому был прописан будущий поэт.

Работа на фабрике, куда его устроил отец, Сергею не нравилась. После родительских хлопот в 1913 году его берут на работу в типографию Сытина. Там поэт знакомится со своей «гражданской» женой Анной Изрядновой. Как она писала в своих мемуарах: «С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом. Был очень заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Настроение у него было угнетенное, а никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать».

Ситуация изменилась уже через пару лет. Есенина хорошо печатали, хотя это и не приносило большого дохода. Отношения с Изрядновой, в которых родился сын Юрий, распались, но с его матерью поэт на всю жизнь сохранил дружеские отношения.

В 1995 году в Большом Строченовском переулке открылся музей поэта. Сегодня его экспозиция включает в себя около шести тысяч экспонатов, среди которых личные вещи, фотографии, прижизненные издания Есенина.

Квартира Есенина и Мариенгофа


В 1918 году Сергей Есенин встречается с другим молодым поэтом ― Анатолием Мариенгофом. Их знакомство переросло в большую дружбу. В квартире № 46 друзья занимали три комнаты, одной из которых служила бывшая ванная. В своих воспоминаниях Мариенгоф пишет: «Мы жили вместе и писали за одним столом… У нас были одни деньги: его ― мои, мои ― его. Проще говоря, и те и другие ― наши. Стихи мы выпускали под одной обложкой и посвящали их друг другу».

Такую гармонию нарушали только свирепые московские морозы. Есенину и Мариенгофу приходилось спать на одной кровати, «наваливая на себя гору одеял и шуб». И бывали дни, когда уют ледяного кабинета друзья меняли на обитание в маленькой ванной комнате. «Ванну мы закрыли матрасом ― ложе; умывальник досками ― письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику», ― отмечал Мариенгоф.

В этой квартире нередко собиралась творческая элита Серебряного века, сюда жена Есенина Зинаида Райх привозила дочку Танечку, чтобы познакомить её с папой. Сам поэт прожил здесь до 1923 года, в память об этом периоде на здании установлена мемориальная доска.

В 1919 году Есенин и Мариенгоф с разрешения председателя Моссовета Льва Каменева открыли на Большой Никитской улице «Лавку имажинистов». Сначала они продавали в магазине букинистическую литературу, но затем стали выставлять и свои издания. Лавка была известна на всю Москву, наибольшей популярностью пользовались стихотворные сборники Есенина. Поэт нередко сам стоял за прилавком. По воспоминаниям революционерки, приятельницы поэтов, Мины Свирской, «делал это он очень неуклюже. Лазал по полкам, чтобы достать нужную книгу. Долго не находил. Растерянно суетился».

В свою очередь, мемуарист Виктор Мануйлов писал: «Есенин не любил торговать книгами, но охотно их надписывал и, как мне вспоминается, порою вызывал недовольство своих компаньонов, когда брал с прилавка книжку стихов и дарил её посетителю».

Есенин и Мариенгоф не всегда работали за прилавком. На втором этаже был расположен «кабинет дирекции», обставленный как салон: с мягкой мебелью и круглым столом. Здесь хозяева отдыхали и принимали гостей.

С танцовщицей Айседорой Дункан Есенин знакомится в свой 26-й день рождения у театрального художника Жоржа Якулова в его мастерской на Большой Садовой улице, 10 (здесь же расположена ). Великая «босоножка» с первого взгляда влюбилась в поэта, и они вместе поехали в её студию на Пречистенке. По дороге извозчик уснул и трижды объехал церковь Святого Власия в Гагаринском переулке. Как позже вспоминал Илья Шнейдер, поехавший вместе с парой, он разбудил старика. А Есенин радостно рассмеялся и сказал извозчику: «Повенчал».

Настоящая свадьба Есенина и Дункан состоялась весной 1922 года. После этого поэт переехал жить в особняк, но паре из-за гастролей Дункан необходимо было уезжать за границу. Вместе они побывали в европейских столицах и в США, однако уже в августе 1923 года Есенин один возвращается в Москву.

Квартира Софьи Толстой

Последним пристанищем поэта стала квартира в доме 3 в Померанцевом переулке. Сюда он поселился после свадьбы с Софьей Толстой, внучкой Льва Толстого, летом 1925 года. Как вспоминала младшая сестра Есенина Александра, здесь царила «мрачная музейная тишина», от чего квартира казалась неуютной и нерадостной. Однако сам поэт и его близкие возлагали большие надежды на брак, думая, что этот союз поможет Есенину справиться с депрессией, тягой к скитаниям и одиночеством.

«Последний поэт деревни», которому этой осенью исполнилось 115 лет, считал Москву лучшим, что он когда-либо видел в жизни. А изогнутые улицы столицы до сих пор помнят его легкую походку. Вот лишь несколько есенинских адресов.

Московская прописка
Московский государственный музей С.А. Есенина


В июне 1911 года, приехав в Москву из рязанского села Константиново, юный поэт направился к отцу. Александр Никитич Есенин служил приказчиком в мясной лавке купца Крылова и занимал целых три комнаты в общежитии, что располагалось в доме № 24 по Большому Строченовскому переулку. Вот тут, в 6-й квартире на первом этаже, и остановился Сергей Есенин. С отцом он быстро поругался и сбежал от него, правда, чтобы уже через год прописаться в доме вплоть до 1918 года. Так что музей, открытый в бывшем купеческом общежитии, - единственный официальный московский адрес поэта. Чтобы попасть туда, сначала придется миновать офисную проходную - деревянный домик со всех сторон окружен частными фирмами. Помещение музея почти микроскопическое - лишь 99 кв. м. Мемориальная комнатка обставлена аутентичными предметами начала XX века - увы, из вещей, принадлежавших самому Есенину, только родовая икона Казанской Божией Матери. Творческий и жизненный путь поэта иллюстрируют настенные витрины с фотографиями, рукописями, письмами. Здесь можно увидеть, например, загранпаспорт Есенина или записку с просьбой о встрече, которую начинающий поэт написал Александру Блоку.

Крестьянский поэт
Филиал музея С.А. Есенина

Путеводитель: Мос. Источник: Путеводитель: Мос.


Даже завзятые есенинолюбы вряд ли знают, что совсем недавно музей поэта обзавелся филиалом - очаровательным модерновым особнячком неподалеку от метро «Достоевская», в переулке Чернышевского. Вообще район Божедомки - одно из знаковых есенинских мест. Здесь жил приятель поэта Сергей Кошкаров, у которого он пару раз ночевал. Кошкаров был председателем Суриковского литературно-музыкального кружка, объединявшего писателей-самоучек из народа. Есенин вступил в этот кружок в 1913 году и принимал в его деятельности самое живое участие. Но через два года покинул его со скандалом - слишком уж неоднородным было творчество крестьянских самородков. Тут же рядом находилась редакция журнала «Парус», где печатался поэт, а также дом знакомого гусляра, который учил Есенина играть на гуслях. Экспозиция филиала откроется только к 2012 году, а пока здесь в тестовом режиме работа- ют три выставки. Одна рассказывает как раз о есенинской Москве, другая - об отношениях поэта с Айседорой Дункан. А третья посвящена... 50-летию полета человека в космос. Оказывается, Сергей Есенин был любимым поэтом Юрия Гагарина и многих других космонавтов. Так что манифесты имажинистов соседствуют здесь с письмами Гагарина, а фотографии друзей Есенина - с картами звездного неба.

«Особняк Есенина»

Путеводитель: Мос. Источник: Путеводитель: Мос.


Те, кто бывал в здании Театра наций , наверняка припомнят большой зеленоватый доходный дом с правой стороны от входа. Забавно, что в объявлении одной риелторской фирмы он рекламируется как «особняк Есенина», хотя на самом деле тут, в доме № 5 по Петровскому (бывшему Богословскому) переулку, вместе с другом и соратником» Анатолием Мариенгофом поэт снимал три комнаты в коммуналке. Жили они «одним домом, одними деньгами». «Оба были чистенькие, вымытые, наглаженные» (в то время косоворотку Есенин уже сменил на фрак и цилиндр) и в сильные холода спали на одной кровати, чтобы согреться. Как пишет Мариенгоф в своем «Романе без вранья», Есенин даже предложил одной начинающей поэтессе жалованье машинистки, только бы она специально приходила и согревала кровать (причем без всякой задней мысли!). Поэтесса согласилась, но после пары посещений гневно удалилась, бросив на прощанье: «Я не нанималась греть простыни у святых».

Друзья-имажинисты

Путеводитель: Мос. Источник: Путеводитель: Мос.


Есенин и Мариенгоф вместе с Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым в 1919 году составили группу имажинистов, кредо которой определялось примерно так: содержание - ничто, образ - все. Группа прославилась своими эпатажными выходками (например, на одну ночь Тверская была «переименована» в Есенинскую), но была модной и коммерчески успешной. В частности, Есенину и Мариенгофу принадлежал книжный магазин «Артели художников слова», или Лавка имажинистов на Большой Никитской, 15 (дом справа от консерватории ), а также культовое поэтическое кафе «Стойло Пегаса» на Тверской, 37. Увы, сегодня от кафе не осталось и следов, а вот здание Лавки цело. Она была открыта с разрешения самого Льва Каменева: вначале имажинисты торговали в ней букинистической литературой, а затем стали продавать и «свои» издания. Иногда Есенин и Мариенгоф сами вставали за прилавок. Даже в лютые морозы друзья умудрялись покупать дрова, чтобы хоть как-то протопить магазин. Он был очень популярным, и, несмотря на голод и холод, число покупателей росло день ото дня.

«Божественная босоножка»

Путеводитель: Мос.