Правописание рос рас. Как пишется «рос(т) — рас(т) — ращ». Указатель слов к разделу «Орфография. Учащийся читает стихотворение

    Вообще-то, по правилу в этом корне с чередующимися безударными гласными а пишется перед -ст- и -щ-: растение, вырасти, прирастать, отрастать. Исключения: росток, Ростов, Ростислав.

    Буква о пишется, если нет -ст- и -щ-: вырос, оброс, заросли.Исключение: отрасль.

    Правописание гласных А и О в корнях РАСТ - РАЩ и РОС.

    Букву А нужно писать перед согласными СТ и Щ, а перед согласным С пишем букву О.

    Например,

    выращенный - выращенная - выращенное - выращенные, выращивали - выращиваем и т. п. (пишем букву А, потому что перед Щ),

    растение, растили, вырастили, прорастили, возрастной, возраст, подрасти и т. п. (пишем букву А, потому что перед СТ),

    выросли, переросли, заросли, поросль, недоросль и т. п. (пишем букву О, потому что перед С).

    Есть и слова-исключения, правописание гласных в которых нужно просто запомнить, так как они не подчиняются правилу выше (см. картинку ниже):

    Как вариант: растение, возраст

    проросли, выросли

    пророщенный.

    Слов с чередующимися гласными на правило раст - рос - ращ достаточно много в русском языке. Известны слова

    растение и возраст, но росточек.

    Правило простое, при внимательном прочтении и выполнении нескольких упражнений определить, какую гласную писать не составит труда.

    Примеры слов с корнем РАСТ:

    Растаем, прирастаем, вырастать, растение, возраст, вырастить, подрастающий, разрастись, нарастание, растительность, возрастной.

    Примеры слов с корнем РОС:

    Заросли, росла, выросла, выросший, срослось, недоросль, перерос, приросли.

    Примеры слов с корнем РАЩ:

    Сращивание, отращивать, выращивать, наращивание, заращивать, выращенный.

    Что бы не путаться какую нужно писать гласную в корне, запоминаем правило:

    Гласную А - пишем перед СТ, Щ

    Гласную О - пишем в остальных случаях

    Есть слова исключения, которые нужно запомнить: ростовщик, отрасль, росток, Ростов, Ростислав.

    Корень -раст- в таких словах: растение, возраст, возрастание, вырастить, нарастить, растущий, дикорастущий, разрастись, возрастающий, возрастной, растительность, взрастить..

    Корень -рос- в таких словах: заросли, выросли, поросль, недоросль, рос, подрос, выросший, переросший...

    Корень -ращ- в таких словах: наращивание, проращивать, сращивать, выращивать, ращу, взращенный...

    Корень -раст-

    Раст-ет, -раст-ение, -раст-ить, -раст-ил, вы-раст-ил - все слова происходят от слова растение.

    Корень -рос-

    Рос-ток, по-рос-ль, вы-рос-, -рос-товщик, -Рос-тов, -рос-а, с-рос-лись.

    Корень -ращ-

    вы-ращ-ивать, с-ращ-ивать, на-ращ-вивать - все слова происходят от слова ращу.

    Корни -раст- и -рощ- относятся к правилу чередования гласных с -а-а на -о- и наоборот. Правило гласит: буква -о- пишется в корне слова перед всеми согласными, кроме -ст- и -щ-щ. Перед -ст-, -щ- пишется буква -а-. Из этого правила и происходит два схожих корня, несущих один смысл -рас-, -раст-, -рощ-. Пример: вырАщивать, вырОс.

    Раст: вырастили, растение, возраст, растить, растущий

    Рос: рослый, росток, подросток, вырос, заросли, зарос

    Ращ: выращу, выращивание, взращу, приращивание, наращивание

    Вот только некоторые примеры слов с этими корнями. Остальные слова можно найти в интернете

    Не всегда можно проверить безударный гласный в корне слова. Это нельзя сделать в случае чередования гласных о//а, как, например, в корне раст-/ращ-/рос- .

    Примеры слов с корнем раст-/ращ- :

    растение, расти, растет, растущий, прирастет, растениеводство, пышная растительность, растительное масло, отрасти, отращнная борода, зарасти, правильно заращенный, вовремя прорасти, прорастать, проращенное зерно, подрастать, подрасти, подрастающее поколение, взрастить, взращнный, нарасти, нарастить, нарастающий, прирасти, прирастить, приращнный, срастаться, дорасти до полки, выращивать, выращенный.

    Примеры слов с корнем рос-:

    водоросли, водорослевый, поросль, порослевый, росла, подросли, наросла, приросла, проросла, отросли, срослись, доросла до крыши, выросла быстро.

    Запомним написание слов-исключений : росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик и производных слов - отраслевой, ростковый, заросток, проросток, подростковый, ростовщица, ростовский и пр.

    В корне с орфограммой Чередующиеся гласные в корне раст-// -рос-//-ращ- перед ст пишется буква а, перед с - буква о, перед щ - буква а.

    Примеры слов с корнем -раст -

    • раст ение,
    • расти,
    • подрастать,
    • взрастить,
    • возрастать
    • возраст.

    Примеры слов с корнем -рос -

    • выросли,
    • поросль,
    • подрос,
    • заросли.

    Примеры слов с корнем -ращ -

    • наращивать,
    • выращивать,
    • взращивать.

    Необходимо помнить об исключениях : росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

    раст - возраст,

    раст - возрастание,

    раст - вырастить,

    раст - растущий.

    рос - заросли,

    рос - выросли,

    рос - поросль,

    рос - подрос,

    рос - выросший.

    ращ - наращивание,

    ращ - проращивать,

    ращ - сращивать,

    Цель: освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

    Формирование УУД:

    Познавательные метапредметные умения

    • Использовать орфографическое правило для решения проблем правописания.
    • Воспроизводить текст, воспринимаемый под диктовку, соблюдая орфографические нормы.
    • Уметь работать с толковым словарем.
    • Уметь объяснять причину ошибок, исправлять их, приводить свои примеры.

    Коммуникативные метапредметные умения

    • Опираясь на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Регулятивные метапредметные умения

    • Планировать свою деятельность на уроке,осуществлять самопроверку письменных текстов.
    • Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи, оценивая чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.
    • Исправлять речевые недостатки.

    1 этап (Приложение 1 . Слайды 1, 2, 3, 4, 5)

    Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

    Учащимся предлагается решить два ребуса.

    В результате в тетрадях учащихся и на доске записываются слова:

    Заря.
    Горение.

    По каким правилам пишем эти слова?

    Формируемые УУД

    Развитие «Я - концепции»
    Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

    2 этап (слайды 6, 7, 8)

    Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

    Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой а в корне. Прокомментируйте свой выбор.
    - Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой о в корне. Прокомментируйте свой выбор.

    Затруднение. Проблемная ситуация.

    Орфографическая 5-минутка. Вставить пропущенные буквы. Обсудить в паре.

    Оч…ровать красотой
    Заг…дать желание
    Небо в з…рницах
    Подг…ревший пирог
    Прил…гать усилия
    Дети подр…стают

    Вот только на этом этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь.

    Формируемые УУД

    Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

    Поиск разнообразных способов решения задач

    Формулирование проблемы

    3 этап (слайды 9, 10, 11)

    Этап открытия новых знаний, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, возможна работа со словарем.

    Поразмышляем!

    Вот вам карточки с группами слов.
    Понаблюдайте, когда в этих словах пишется о , а когда а.

    Сделайте вывод.
    (Работа в парах)

    Карточка 1

    Буквы о-а в корне -лаг- -- -лож-

    • Предла гать - предло жить
    • Сла гаемое - сло жение
    • Прила гать - прило жение

    Карточка 2

    Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) -- -рос-

    • раст - раст ение
    • -ращ - выращ енный
    • -рос - зарос ли

    Исключения: отрас ль, рост ок, рост овщик, Рост ов, Рост ислав, подрост ковый, на вырост.

    На основании исследования закономерностей в написании слов учащиеся устно формулируют два орфографических правила, затем учитель предлагает сверить с формулировкой, данной в учебнике. В процессе работы может возникнуть необходимость в толковании слов «ростовщик», «отрасль». Как правило, пятиклассники не могут объяснить их значения. Поэтому следующим этапом работы может стать работа с толковым словарем, в результате которой учащиеся составляют предложения со словами «ростовщик», «отрасль».

    Словарь подскажет

    • Отрасль - отдельная область науки, производства.
    • Ростовщик - тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.

    Формируемые УУД

    • Поиск необходимой информации для решения учебных задач с использованием учебной литературы
    • Структурирование знаний
    • Использование речи для регуляции своего действия

    4 этап (слайды 12, 13)

    Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    Учащимся предлагается выполнить следующее задание на карточке (работа в парах)

    Вставьтепропущенныебуквы:

    1) изл_гать,
    2) пол_гать,

    3) сл_гаемое,
    4) предл_гать,

    5) возл_гать,
    6) изл_жение,

    7) возл_жить,
    8) пол_г,

    9) перел_жить,
    10) распол_гать,
    11) сл_гать,
    12) предпол_гать

    13) прил_гательное,
    14) р_стение,
    15) прор_сти,

    16) отр_сль,
    17) р_стовщик,

    18) р_сток,
    19) подр_сли,

    20) прор_сти,
    21) выр_щенный,

    22) дор_сти,
    23) р_стительность,

    24) возр_ст,
    25) прир_сти.

    Формируемые УУД

    • Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
    • Структурирование знаний
    • Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы

    5 этап (слайд 14)
    Этап включения в систему знаний и повторения

    Определите «третийлишний»

    • прилагать, ловить, помирить;
    • усложнить, положить, изложение;
    • произрастать, потрясти, излагать.

    Игра «Третий лишний» позволяет учащимся не только повторить изученные правила, но и осознать необходимость различения корней с чередованием и корней с проверяемой безударной гласной. Кроме того, учащиеся вспоминают о таком важном умении для формирования орфографических навыков, как умение верно выделять морфемы.

    Формируемые УУД

    • Развитие «Я концепции»
    • Владение диалогической формой речи.
    • Писк разнообразных способов решения задач
    • Структурирование знания

    6 этап (слайд 15)

    Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    На этом этапе учащимся предлагается вспомнить этапы освоения орфографических правил и применить новые знания при решении очередной орфографической задачи, представленной на слайде. На этом же этапе учитель опрашивает учеников о том, как им работалось в парах, просит рассказать о положительных моментах совместной деятельности и о том, какие затруднения испытывали учащиеся, ребята заполняют карту успеха и сдают учителю.

    Формируемые УУД

    • Развитие «Я - концепции»
    • Самооценка личности

    Домашнее задание разных уровней сложности (слайд 16) (учащиеся выбирают одно задание)

    • Выполнить упражнения 98 на стр.88 и упр.100 на стр.89 из учебника А.Д.Шмелева «Русский язык. 5 класс. В двух частях» М. «Вентана-Граф» 2014
    • Составить связный текст для диктовки с использованием слов на изученные правила.
    • Придумать стихотворение, которое поможет запомнить слова-исключения.

    МОУ Саранинская СОШ

    Урок русского языка в 5классе

    с использованием ИКТ

    на тему «Правописание корней раст/ ращ/ рос».

    Цели урока :

    1. Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных

    о – а в корнях раст/ращ/рос.

    2. Формировать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы учебной деятельности .

    Ход урока.

    I. Организационный этап .

    II. Повторение.

    На доске (можно на интерактивной) записаны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож: прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, прол..гать, обл..жили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сл..жить.

    Задание:записать слова в два столбика. Проверка по столбикам.

    Вывод: в каких корнях пищется гласная а, в каких – о?

    Рассказать правило по таблице.

    VI. Проверочная работа с помощью матриц. Слова записаны на доске.

    Задание: прописать под соответствующими номерами только букву а

    1. р…стительность

    2. взр…щенный

    3. выр…сла

    4. подр…стает

    6. вр…сли

    7. прор…сти

    8. пор…сль

    9. р…сток

    10. выр…стим

    VII. Подведение итогов урока .

    Что нового мы узнали на уроке?

    Чему научились?

    Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.

    Что можем сказать принцессе Орфографии?

    VIII. Домашнее задание:

    1. Выучить правило стр.178 (орфограмма № 13)

    2. Выполнить упражнение 441.

    учитель русского языка

    МОУ Саранинская СОШ

    с использованием ИКТ

    на тему: «Буквы о - е после шипящих на конце наречий».

    Тип урока: изучение новой темы.

    Цели урока:

    1. Изучить способ действия при выборе написания о-е после шипящих на конце наречий.

    2. Работать над развитием коммуникативных навыков учащихся.

    3. Формировать познавательный интерес учащихся через активные формы учебной деятельности.

    Ход урока.

    I. Организационный этап.

    II . Повторение.

    1. На доске текст (можно на интерактивной):

    Люблю май и терпеливо жду его в январскую стужу, в февральские метели, в апрельское половодье. Но май всегда приходит неожиданно. Звонко зажурчат ручьи, буйно зацветет сирень в моем саду. Май весь в цвету!

    Задания учащимся:

    Прочитайте текст.

    Изменилось ваше настроение? Почему?

    Назовите наречия, которые встречаются в тексте.

    По каким признакам вы определили, что это наречия?

    2. Лингвистическая игра «Четвертое лишнее» (на интерактивной доске). Способ действия: вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, найди лишнее слово, расскажи правило.

    · Солнц…м, встреч…й, ландыш…м, луч…м.

    · Свинц…вый, ландыш…вый, парч…вое, камыш…вые.

    Сформулируйте общее правило.

    Таким образом, мы определили основные условия выбора этой орфограммы: часть речи , морфема, ударение.

    III . Определение цели урока.

    Как вы думаете, почему для игры использовались слова именно с этими орфограммами?

    Какую тему мы должны изучить на уроке?

    Какая проблема стоит теперь перед нами?

    IV. Изучение новой темы.

    1.Начнем с наблюдения. Но доске примеры:

    ГОРЯЧ…

    ПЕВУЧ…

    Вопросы и задания учащимся:

    К каким частям речи относятся слова?

    В каких морфемах пропущены буквы?

    Какие гласные нужно написать на конце наречий?

    После каких согласных пишутся гласные о и е?

    Сформулируйте правило.

    2. Чтение правила по учебнику.

    Что показалось знакомым?

    Что нового появилось в правиле правописания наречий?

    3. Вывешивается таблица.

    Расскажите правило по таблице.

    V. Тренировочные упражнения.

    1. Упражнение 212 самостоятельно

    В каких наречиях вы написали букву о после шипящих? По какому правилу?

    Что нужно запомнить о наречии ещё ?

    Какое правило мы изучили на сегодняшнем уроке?

    Сформулируйте общее правило правописания существительных, прилагательных, наречий.

    VI. Проверочная работа.

    На доске слова (можно на интерактивной).

    О или е?

    1. больш…й

    2. пейзаж…м

    3. похож…

    4. манящ…

    5. хорош…

    6. сердц…м

    7. свеж…

    8. ещ…

    9. роднич…к

    10. свеч..й

    11. общ…

    12. о лучш…м

    13. зайч…нок

    14. скрипуч…

    Заполняются перфокарты и сдаются учителю на проверку.

    Ответы: О – 1, 5, 7, 9,10,11, 13

    Каким правилом пользовались, выполняя задание?

    Какое слово является исключением?

    VII . Домашнее задание.

    1. Выучить правило.

    VIII . Работа по развитию речи.

    Вспомним еще раз цветущий май. Рассмотрите картины «Сирень» и саранинской художницы Н. Наумовой.

    Выберите одну из картин и сочините миниатюру, используя наречия (на доске):свежо, ещё, хорошо, благоухающе, кипуче. волнующе, маняще, освежающе, зовуще.

    А музыка поможет создать весеннее настроение.

    Звучит пьеса «Белые ночи».

    Учащиеся читают миниатюры.

    Какую роль выполняют наречия в тексте?

    Какое правило правописания наречий использовали в творческой работе?

    Тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое предлагается в курсе школьной орфографии, направлено в большей степени на заучивание информации, чем на её логическое и этимологическое объяснение. Дело усложняется, если правило содержит в себе исключения - слова без объяснений для запоминания. Ростовщик Ростислав из Ростова в пальто на вырост - это практически полный перечень слов-исключений из рассматриваемого ниже правила.

    Формальное правило. Корни -раст-, -ращ-, -рос-

    Правило лаконично дает понять, что орфограмма -о- используется при конечной -с- в корне, в то время как выбор орфограммы -а- отвечает за два варианта: - ст и - щ. Правильный выбор гласной в данном случае - основа для успешного освоения русского языка, поскольку вопрос затрагивает морфему первостепенной важности - корень. На него опирается слово - первый строительный элемент языка.

    Почему возникает затруднение в выборе нужной орфограммы? Причина в том, что изменяемая гласная находится в безударном положении, поэтому и возникает необходимость сформулировать для корней (-раст-, -ращ-, -рос-) правило. Однако простое заучивание норм языка не всегда будет успешным, в отличие от логического объяснения, запоминающегося легче.

    Исторические особенности

    Дело в том, что чередование корней явилось следствием смешения двух языков: древнерусского, дописьменного языка Руси, и старославянского - языка церковных книг. К первому относятся слова с корнем с -о- (подросток, рослый, недоросль), ко второму - с -а (растение, отращивать, произрастать).

    В современном языкознании наблюдается тенденция к унификации корня посредством создания общего семантического гнезда с главной орфограммой -а-. В данном случае опорой для усвоения орфограммы будет являться формальное правило. Однако существует предположение, что слова с разными орфограммами в корне являются производными от различных, хотя и однокоренных слов.

    Слова с корнем -рос- наиболее близки к форме прошедшего времени глагола “расти”, например “он рос”. Если внимательно посмотреть на всё семантическое гнездо данных слов, то в глаза бросается обилие деепричастий прошедшего времени и существительных со значением уже свершившегося действия (взрослый - кто уже вырос, поросль - уже поросла).

    Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.

    Исключения

    Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.

    Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть "в рост"), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).

    Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны. Лишь более детальное и развернутое исследование проблемы даст шанс к нахождению адекватного объяснения интересующего правила. При условии, что запоминаемый материал логически и исторически обоснован, он будет легче восприниматься и закладываться в память.