Артикуляционный аппарат состоит из. Периферический речевой аппарат. Общее звучание речи

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам. Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов? Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брокка). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи. Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными. Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брокка. От периферии к центру, то есть от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути. Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный. Они иннервируют мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть, мимическую мускулатуру, мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба, а также мышцы шеи, мышцы языка. Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного. В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного. Выдох намного длиннее вдоха. Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном дыхании.

Речевой аппарат - это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел - это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Переферический отдел - это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связоки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел - дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму - эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются - выдох;

2-й отдел - органы речи пассивные - это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказываеют наибольшее влияние на технику речи;

3-й отдел - органы речи активные - это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки - это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).

Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

Органы речи представлены на следующем рисунке:

1 - твердое небо; 2 - альвеолы; 3 - верхняя губа; 4 - верхние зубы; 5 - нижняя губа; 6 - нижние зубы; 7 - передняя часть языка; 8 - средняя часть языка; 9 - задняя часть языка; 10 - корень языка; 11 - голосовые связки; 12 - мягкое небо; 13 - язычок; 14 - гортань; 15 - трахея..

Речевой аппарат. У людей нет специальных органов речи, как, например, есть органы пищеварения или органы кровообращения. В результате длительной эволюции человека, становления его как социального существа определенные органы, имеющие основную биологическую функцию, стали выполнять еще и функцию речеобразования. Это органы, обеспечивающие такие физиологические процессы, как дыхание, пищеварение и др.

В широком смысле под речевым аппаратом понимают все органы, принимающие участие в процессе речевого дыхания, голосо– и звукообразования, а также обеспечивающие возникновение речи (центральная нервная система, органы слуха, зрения, органы речи).

В узком смысле речевым аппаратом называют органы, которые непосредственно участвуют в процессе речевого дыхания и голосообразования (дыхательные органы, гортань и надгортанные полости (надставная труба)).

Возникновение звучащей речи. Процесс возникновения звучащей речи выглядит следующим образом: струя воздуха, движущаяся при выдохе из легких, проходит через бронхи, трахеи, гортань и выходит наружу через глотку и полость рта или носа.

Дыхание (вентиляция легких) обеспечивается за счет сокращения определенных групп мышц. В первую очередь это диафрагма, нижнебрюшные, межреберные мышцы. Немаловажную роль в процессе речеобразования играют также мышцы шеи, лица, плечевого пояса. Подготовка к речевой деятельности должна предусматривать упражнения по развитию и активизации этих групп мышц. Важнейшим условием работы над техникой речи является умение снятия мышечного напряжения, «зажимов».

Образование звука происходит во время выдоха за счет работы органов речи. Выдох обеспечивают легкие, бронхи, трахея. На среднем уровне – гортани – образуется звук. Гортань представляет собой перстневидный и щитовидный хрящи, на которых натянута мускулистая пленка, центральные края которой называются голосовыми связками. Пространство между расходящимися пирамидальными хрящами называется голосовой щелью. Голосовая щель может изменять свои очертания, что влияет на характер образуемого звука во время прохождения через нее воздуха.

Верхний участок речевого аппарата – надставная труба – включает резонаторы и органы речи (надгортанник, нёбо, губы, зубы и т. д.). Поскольку голос, образующийся с помощью голосовых связок, слаб, невыразителен, неясен, особую роль в речеобразовании играют резонаторы, которые, вибрируя, обеспечивают нормальное звучание человеческого голоса, создают за счет обертонов определенный тембр, т. е. придают голосу каждого человека неповторимость.

Важнейшими из резонаторов являются ротовая и носовая полости, черепная коробка. Они образуют систему верхних резонаторов, обеспечивающих полетность голоса. Вторая группа резонаторов (нижняя резонаторная система) – грудная полость, обеспечивающая тембральную окраску голоса.

Вибрацию любого резонатора легко обнаружить при произнесении определенных звуков (например, при произнесении звука [м] резонирует черепная коробка). Таким образом, человек представляет собой своеобразный «музыкальный инструмент», звучащий во время речи.

Все многообразие звуков человеческой речи образуется за счет работы органов, входящих в надставную трубу. Различные конфигурации щели, которую преодолевает воздух, образуются благодаря изменениям положения языка, губ, нижней челюсти по отношению к неподвижным органам: твердому нёбу, альвеолам, зубам.

Исходя из особенностей строения и функционирования речевого аппарата, можно определить и главную цель подготовки органов речи к работе. Это должна быть своеобразная «настройка», активизация основных групп мышц, участвующих в речевом дыхании, резонаторов, обеспечивающих тембр и звучность голоса, наконец, подвижных (активных) органов речи, ответственных за отчетливое произношение звуков (дикцию).

Следует постоянно помнить о правильной осанке, благодаря которой лучше функционирует речевой аппарат: голову следует держать прямо, не сутулиться, спина ровная, плечи расправлены, лопатки немного сведены. Привычка к правильной осанке способствует улучшению внешнего вида.

Релаксация речевого аппарата. Для людей, чья профессиональная деятельность связана с длительным говорением, не меньшее значение, чем настройка речевого аппарата и его правильная работа, имеет умение расслабить органы речи, а также восстановить работоспособность речевого аппарата. Отдых и расслабление (релаксация) обеспечиваются специальными упражнениями, выполнять которые рекомендуется в конце занятий по технике речи, а также после продолжительного говорения, при наступлении усталости органов речи.

В специальной литературе принято говорить о позе и маске релаксации, т. е. расслабления, снятия мышечного напряжения. Поза релаксации принимается в положении сидя. Следует слегка наклониться вперед, согнув спину и склонив голову. Ноги опираются на всю стопу, расставлены под прямым углом друг к другу, руки лежат на бедрах, кисти свободно свисают. Глаза следует закрыть и максимально расслабить все мышцы.

В позе релаксации следует применять отдельные формулы аутотренинга, обеспечивающие более полное расслабление и отдых. Чрезвычайно важно для учителя овладение маской релаксации, т. е. приемами расслабления мышц лица.

С этой целью в позе релаксации следует попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц лица (как бы «надевать» маски гнева, удивления, радости и т. д.), а затем полностью расслабить все мышцы. Для этого следует при слабом выдохе произнести звук [т] и оставить нижнюю челюсть в опущенном положении.

Релаксация является одним из элементов гигиены речевой деятельности, общее требование которой – это предохранение от переохлаждения и, как следствие, от простудных заболеваний. Следует избегать также всего, что раздражает слизистую оболочку. Специальные гигиенические требования – следование определенной методике тренировки речевого аппарата, соблюдение основных правил при выполнении упражнений по технике речи, разумное чередование нагрузки и отдыха.

Речевой аппарат представлен системой взаимосвязанных органов, отвечающих за производство звуков и построение речи. Это система, благодаря которой люди могут общаться посредством речи. Состоит она из нескольких отделов и разных элементов человеческого организма, неразрывно связанных между собой.

Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга. Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох. В итоге издается звук.

Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.

Активные элементы производят звук и производят одну из основных функций речи. Они представлены: областью губ, всеми частями языка, голосовыми связки, нёбом (мягким), надгортанником. Голосовые связки представлены двумя мускулистыми пучками, которые производят звуки при сокращении и расслаблении.

Головной мозг человека подает сигналы остальным органам и контролирует всю их работу, направляя речь согласно воле говорящего.

Строение речевого аппарата человека:

  • Носоглотка
  • Твёрдое небо и мягкое небо.
  • Губы.
  • Язык.
  • Резцы.
  • Область глотки.
  • Гортань, надгортанник.
  • Трахея.
  • Бронх с правой стороны и легкое.
  • Диафрагма.
  • Позвоночник.
  • Пищевод.

Перечисленные органы относятся к двум отделам, образующим речевой аппарат. Это центральный отдел периферический.

Периферический отдел: его строение и функционирование

Периферический речевой аппарат образуется тремя отделами. К первому отделу относятся дыхательные органы, которые играют основную роль в произношении звуков при выдохе. Этот отдел подает струи воздуха, без которых невозможно создать звук. Потоки воздуха при выходе выполняют две важные функции:

  • Голосообразующую.
  • Артикуляционную.

При нарушениях речевого дыхания искажаются и звуки.

Второй отдел состоит из пассивных органов речи человека, оказывающих основное воздействие на техническую составляющую речи. Они придают речи определенную окраску и силу, создавая характерные звуки. Это голосовой отдел, отвечающий за характерные черты речи человека:

  • Силу;
  • Тембр;
  • Высоту.

При сокращении голосовых связок поток воздуха на выходе преобразуется в колебание воздушных частиц. Именно эти пульсации, переданные во внешнюю воздушную среду, слышимы, как голос. Сила голоса зависит от интенсивности сокращений голосовых связок, которая регулируется воздушным потоком. Тембр зависит от формы вибраций колебания, а высота от силы давления на голосовые связки.

К третьему отделу относятся активные органы речи, непосредственно производящие звук и выполняющие основную работу при его образовании. Этот отдел играет роль создателя звуков.

Артикуляционный аппарат и его роль

Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:

  • Область губ;
  • Составляющие языка;
  • Мягкое и твердое небо;
  • Челюстной отдел;
  • Гортанная область;
  • Голосовые складки;
  • Носоглотку;
  • Резонаторы.

Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

  • Главный элемент артикуляционного аппарата - язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.

В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

  • Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижность принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
  • Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
  • Твёрдое небо - это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
  • От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка - это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.

Центральный аппарат и его строение

Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:

  • Мозговая кора (в основном левая ее часть).
  • Узлы под корой.
  • Ядра нервов и ствола.
  • Пути, проводящие сигналы.

Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.

Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь. В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма. У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.

От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.

С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:

  • Путей центростремительных.
  • Путей центробежных.

Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.

Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.

Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.


Студентки Малакаевой Дарьи

Александровны

дифектологического

факультета

Ярославль

Анатомо-физиологические механизмы речи.

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, то есть строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, представлять сложный механизм речи в норме, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Еще в начале ХХ века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

В настоящее время благодаря исследованиям П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных усилий. Так и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис.1)


Строение речевого аппарата

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брокка). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брокка.

От периферии к центру, то есть от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный. Они иннервируют мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть, мимическую мускулатуру, мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба, а также мышцы шеи, мышцы языка.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного , голосового и артикуляционного .

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного. Выдох намного длиннее вдоха. Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном дыхании.

Артикуляционный аппарат.


Профиль органов артикуляции

Артикуляция – это деятельность речевых органов,

связанных с произнесением звуков речи

и различных их компонентов

составляющих слоги, слова.

Органы речевой артикуляции – органы, которые

обеспечивают движение ротовой полости.

Уклад (артикуляционный) – положение, которое органы

занимают (принимают) при движении.

Особое значение для артикуляции имеют органы ротовой полости и сама ротовая полость. Именно в ней голос многократно усиливается и дифференцируется на определенные звуки, то есть обеспечивается возникновение фонем. Здесь же, в ротовой полости, образуются звуки нового качества – шумы, из которых впоследствии формируется членораздельная речь. Способность дифференцировать голос в определенные фонемы происходит потому, что органы ротовой полости и образующие ротовую полость структуры находятся в движении. Это приводит к изменению размера и формы ротовой полости, к образованию определенных затворов, которые либо замыкают, либо суживают ротовую полость:

При замыкании поток воздуха

задерживается, чтобы потом с шумом

прорваться через этот затвор и это

способствует возникновению одних

определенных звуков речи.

При суживании возникает достаточно длительный шум, который происходит в результате трения воздушного потока о стенки суженной полости и это вызывает возникновение другого рода речевых звуков.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. В основном это органы, которые располагаются в ротовой полости.

В анатомическом соотношении рот делится на две части: преддверие рта и собственно полость рта.

Преддверие рта представляет собой щелевидное пространство, ограниченное снаружи губами и щеками, изнутри – зубами и альвеолярными отростками челюстей. В толще губ и щек заложены мимические мышцы; снаружи они покрыты кожей, а со стороны преддверия полости рта – слизистой оболочкой. Слизистая оболочка губ и щек переходит на альвеолярные отростки челюстей, при этом на серединной линии образуются складки – уздечки верхней и нижней губы. На альвеолярных отростках челюстей слизистая оболочка плотно сращена с надкостницей и называется десной.

Собственно полость рта ограничена сверху твердым и мягким небом, снизу – диафрагмой рта, спереди и с боков – зубами и альвеолярными отростками, я сзади через зев сообщается с глоткой.

Губы представляют собой очень подвижное образование.

Губы, в основном, образованы круговой мышцей рта, которая обеспечивает:

Определенное состояние ротовой

полости (открытое, закрытое).

Обеспечивает способность удовлетворить потребность в пище (сосание).

Круговая мышца имеет расположение волокон вокруг отверстия (нет начала, конца), таким образом образуется очень хороший сфинктер. Мышца прикрепляется к ротовому отверстию сзади.

Губы в своем составе имеют еще несколько мышц – это квадратная мышца нижней губы, подбородочная мышца, резцовая мышца, треугольная, квадратная мышца верхней губы, скуловая мышца (собачья), мышцы, поднимающие верхнюю губу и угол рта (рис.3 – мышцы губ и щек).

Эти мышцы обеспечивают подвижность круговой мышцы – они одним концом прикрепляются к кости лица черепа, а другим концом они вплетаются а определенном месте в круговую мышцу рта. Не образуя основу губ, они обеспечивают подвижность губ в разном направлении.

Губы покрыты слизистой оболочкой с внутренней поверхности, а снаружи еще покрыты эпидермисом. Круговая мышца рта обильно кровоснабжена и поэтому имеет более яркий цвет.

РОЛЬ ГУБ В ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИИ.

Губы являются специальным затвором определенной группы звуков, губы активно участвуют в артикуляции других звуков, которым соответствуют тот или иной уклад языка. Но и очертания губ тоже обеспечивают артикуляцию. Губы способствуют изменению размера и формы преддверия рта и тем самым оказывает влияние на резонирование всей ротовой полости.

Большое значение в речевой деятельности имеет шейная мышца (мышца трубачей). Она, являясь достаточно мощным образованием, замыкающим ротовую полость по бокам, имеет достаточно видную роль и в артикуляции звуков:

Она образует определенный уклад совместно с круговой мышцей рта для произнесения некоторых звуков;

Она изменяет величину и форму ротовой полости, обеспечивая изменение резонанса при артикуляции.

Щеки , как и губы, являются мышечным образованием. Щечная мышца покрыта снаружи кожей, а изнутри – слизистой оболочкой, являющейся продолжением слизистой оболочки губ. Слизистая оболочка покрывает изнутри всю полость рта, за исключением зубов.

К системе мышц, изменяющих форму ротового отверстия, следует отнести также группу жевательных мышц. К ним относятся собственно жевательная мышца, височная мышца, внутренняя и наружная крыловидные мышцы. Жевательная и височная мышцы поднимают опущенную нижнюю челюсть. Крыловидные мышцы, сокращаясь одновременно с обеих сторон, выдвигают челюсть вперед; при сокращении этих мышц на одной стороне челюсть движется в противоположную сторону. Опускание нижней челюсти при открывании рта происходит главным образом в силу ее собственной тяжести (жевательные мышцы при этом расслаблены) и отчасти вследствие сокращения шейных мышц.

Мышцы губ и щек иннервируются лицевым нервом. Жевательные мышцы получают иннервацию от двигательного корешка тройничного нерва.

К органам артикуляции относится также и твердое небо.

Твердое небо – это костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости, является одновременно крышей полости рта и дном носовой полости. В передней (большой) своей части твердое небо образуется небными отростками верхнечелюстных костей, а в заднем отделе – горизонтальными пластинками небных костей. Слизистая оболочка, покрывающая твердое небо, плотно сращена с надкостницей. По средней линии твердого неба виден костный шов.

По своей форме твердое небо представляет собой выпуклый кверху свод. Конфигурация небного свода у разных людей значительно варьирует. В поперечном сечении он может быть более высоким и узким или более плоским и широким; в продольном направлении небный свод может быть куполообразным, пологим или крутым

Твердое небо является пассивным компонентом язычн-небного затвора, оно различно по конфигурации и форме и от его конфигурации в значительной степени зависит то напряжение, которое требуется от мускулатуры языка для продуцирования того или иного уклада. Конфигурация твердого неба отмечается многообразием. Существует определенная классификация твердого неба:

1. По величине ширины, длины и высоты

небного свода (большой, средний и

малый размеры свода).

2. По взаимоотношениям показателей

длины, высоты, ширины.

3. По профилю десневой дуги (линии),

то есть эта часть верхней челюсти, которая содержит ячейки для зубов. В горизонтальном сечении различают три формы неба: овальная, притупленный овал и заостренный овал яйцевидной формы.

Для речевой артикуляции особенно существенна кривизна небного свода в сагиттальном направлении. При различных формах свода существуют определенные методики формирования различных укладов.

Мягкое небо – это образование, которое служит

продолжением твердого неба,

образованного костями.

Мягкое небо представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого неба называется небной занавеской. При расслаблении небных мышц небная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается кверху и кзади. В середине небной занавески имеется удлиненный отросток – язычок.

Мягкое небо находится на границе ротовой полости и глотки и служит вторым язычковым затвором. По своей структуре мягкое небо представляет собой эластичную мышечную пластинку, которая очень подвижна и при определенных условиях может закрывать вход в носоглотку, поднимаясь кверху и кзади и открывая ее. Эти движения регулируют величину и направление воздушного потока из гортани, направляя этот поток либо через носовую полость, либо через ротовую полость, при этом голос звучит по разному.

Когда мягкое небо опущено – воздух попадает в носовую полость, и тогда голос звучит приглушенно. Когда же мягкое небо поднято – оно соприкасается со стенками глотки и это обеспечивает отключение звукообразования из носовой полости и резонируют только ротовая полость, полость глотки и верхняя часть гортани.

Язык – это массивныймышечный орган.

При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя часть фиксирована и носит название корня языка. Различают кончик и передний край языка, боковые края языка и спинку языка. Спинка языка условно делится на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Это деление носит чисто функциональный характер, и никаких анатомических границ между указанными тремя частями не имеется.

Большинство мышц, составляющих массу языка, имеет продольное направление – от корня языка к его кончику. Вдоль всего языка по средней линии проходит волокнистая перегородка языка. Она сращена с внутренней поверхностью слизистой оболочки спинки языка.

При сокращении мышц языка на месте сращения образуется заметная канавка. Мышцы языка (рис.5)


Мышцы языка

делят на две группы. Мышцы одной группы начинаются от костного скелета и заканчиваются в том или ином месте внутренней поверхности слизистой оболочки языка. Мышцы другой группы обоими своими концами прикрепляются к различным участкам слизистой оболочки. Сокращение мышц первой группы обеспечивает движение языка как целого; при сокращении мышц второй группы изменяются форма и положение отдельных частей языка. Все мышцы языка парные.

К первой группе мышц языка относятся:

1. подбородочна-язычная мышца: начинается на внутренней поверхности нижней челюсти; волокна ее, расходясь веерообразно, идут вверх и назад и прикрепляются к спинке языка в области его корня; назначение этой мышцы – выдвигать язык вперед.

2. подъязычно-язычная мышца: начинается от подъязычной кости, расположенной ниже языка и кзади от него; волокна этой мышцы идут в виде веера вверх и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка; назначение – осаживать язык книзу.

3. Шило-язычная мышца: начинается в виде тонкого пучка от шиловидного отростка, находящегося на основании черепа, идет вперед, входит в край языка и направляется к средней линии навстречу одноименной мышце противоположной стороны; эта мышца является антагонистом первой: она втягивает язык в полость рта.

Во вторую группу мышц языка входят:

1. верхняя продольная мышца языка , расположенная

под слизистой оболочкой спинки языка; волокна

ее заканчиваются в слизистой оболочке спинки и

кончика языка; при сокращении эта мышца

укорачивает язык и загибает кончик его кверху.

2. нижняя продольная мышца языка , представляющая собой длинный узкий пучок, располагающийся под слизистой оболочкой нижней поверхности языка; сокращаясь, сгорбливает язык и загибает кончик его книзу.

3. поперечная мышца языка , состоящая из нескольких пучков, которые, начавшись на перегородке языка, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются к внутренней поверхности слизистой оболочки бокового края языка; назначение мышцы – уменьшать поперечный размер языка.

Сложно переплетенная система мышц языка и разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и напряжение языка, что играет большую роль в процессе произношения звуков речи, я также в процессах жевания и глотания.

Дно полости рта образуется мышечно-перепончатой стенкой, которая идет от края нижней челюсти к подъязычной кости. Слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходя на дно полости рта, образует на средней линии складку – уздечку языка.

Двигательную иннервацию язык получает от подъязычного нерва, чувствительную – от тройничного, вкусовые волокна – от языкоглоточного.

Подъязычная кость выполняет активную роль а процессе моторики языка, так как подъязычная кость является одним из опорных пунктов языка. Она располагается на по средней линии шеи, чуть ниже и кзади от подбородка. Эта кость служит местом прикрепления не только скелетных мышц языка, но и мышц, которые образуют диафрагму или нижнюю стенку ротовой полости.

Подъязычная кость вместе с мышечными образованиями обеспечивают изменение ротовой полости по ее форме и величине, а значит, принимают участие в резонаторной функции.

Зубная система является непосредственным продолжением небного свода – это система коронок зубов.

Зубы располагаются в виде двух дуг (верхней и нижней) и укреплены в альвеолах (ячейках) верхней и нижней челюстей (рис.6).


В каждом зубе различают коронку, выступающую из челюстной ячейки, и корень, сидящий в ячейке; между коронкой и корнем имеется слегка суженное место – шейка зуба. По форме коронки зубы делятся на резцы, клыки, малые коренные и большие коренные. Резцы и клыки относятся к передним, или фронтальным, зубам, коренные – к задним. Передние зубы – однокоренные, задние – двух или трехкоренные.

Зубы впервые появляются на 6-8 месяце после рождения. Это так называемые временные, или молочные, зубы. Прорезывание молочных зубов заканчивается к 2,5-3 годам. К этому времени их оказывается 20: по 10 в каждой челюстной дуге (4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных зуба). Смена молочных зубов на постоянные начинается на 7-м году и заканчивается к 13-14 годам, за исключением последних коренных зубов, так называемых зубов мудрости, которые прорезываются на 18-20 году, а иногда и позже.

Постоянных зубов – 32 (по 16 зубов в каждой челюстной дуге, в том числе 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных).

Процесс формирования зубов оказывает влияние на конфигурацию небного свода. Так, при преждевременном выпадении молочного зуба и задержке прорезывания постоянного приводит к нарушению развития зубной дуги и зубного отростка. При задержке выпадения молочных зубов, при своевременном прорезывании постоянного идет искривление десневой дуги, что приводит к выступлению отдельных зубов из верхнего ряда. Нередко нарушается и прикус (это взаиморасположение верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях) (рис.7).



ВИДЫ ПРИКУСА

1. Ортогнатия. Наблюдается, когда передние зубы выдвигаются над задними. При этом ряды верхней и нижней челюсти контактируют между собой. Это наиболее благоприятный вид прикуса для речевой деятельности.

2. Прогнатия. Наблюдается, когда верхние передние зубы выступают вперед, а нижние четь отодвинуты назад. При этом зубы не контактируют между собой, а между ними при смыкании образуется пространство с выходом вниз.

3. Прогения. Наблюдается, когда нижняя челюсть выдвинута вперед, а верхняя в своей передней части отодвинута назад. Верхние передние зубы не доходят до нижних и при смыкании между ними образуется щель.

4. Открытый прикус – возникает пространство между передними верхними и нижними зубами. При этом боковые зубы своими поверхностями не контактируют между собой.

5. Прямой прикус – зубы находятся абсолютно симметрично и контактируют между собой по всей длине зубного ряда.

6. Открытый боковой прикус – боковые зубы имеют определенные щелевидные пространства, при этом передние зубы могут иметь нормальное соотношение.

7. Глубокий прикус – опускание верхней челюсти вниз, при этом наблюдается контакт внутренней поверхности зубов верхней челюсти и наружными поверхностями зубов наружной челюсти.

Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба – это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных полости глотки и рта связанны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку – надставную трубу. Она выполняет важную функцию речевого резонатора.

Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и форме. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения надставной трубы и создают явление резонанса. В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие – заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при произнесении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и, наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.

Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом, носовом).

Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).

Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.

Ротовая полость и глотка принимают участие в произношении всех звуков русского языка.

Таким образом, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуются в исполнительной части речедвигательного анализатора – в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.

Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируются устная (или экспрессивная) речь.

План

1. Анатомо – физиологические механизмы речи

1.1 Центральный речевой аппарат

1.2 Периферический речевой аппарат

1.1.1 Дыхательный

2. Артикуляционный аппарат

2.4 Твердое небо

2.5 Мягкое небо

2.7 Подъязычная кость

2.8 Зубная система

2.9 Надставная труба

3. Заключение

4. Список литературы

Формы работы с детьми со стёртой формой дизартрии.

Минимальные дизартрические расстройства (стертая дизартрия) – речевая патология, определяющаяся в расстройствах просодического и фонетического компонентов речевой функциональной системы. Нарушение обусловлено недостаточной иннервацией артикуляционного аппарата.

В современной логопедии вопросам коррекции стертой дизартрии уделяется большое внимание, что обусловлено широкой распространенностью этого нарушения у детей с отклонениями в речевом развитии. Логопедам часто приходится сталкиваться с трудностями не только постановки звуков, но и введения поставленных звуков в речь (процессе автоматизации). Правильно выбранная тактика коррекционно- логопедического воздействия позволит сэкономить время преодоления дефектов речи, быстрее получить результаты коррекционного процесса, ребенку и родителям увидеть эффективность логопедических занятий – залог положительного отношения и желания двигаться дальше, совершенствовать результаты.

Огромным подспорьем в тяжёлой работе логопеда с детьми, имеющими минимальные дизартрические расстройства, является дифференцированный массаж .

Состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата при стертой дизартрии.

1.Паретичность /гипотонус/ - лицо отечное, амимичное, рот полуоткрыт (подковка), углы губ опущены вниз, может подтекать слюна. Язык вялый, бледный, лежит на дне полости рта, белёсые пятна – некротические изменения. Объём движений истощаем. Может быть. гипернозальность.

2. Спастичность /гипертонус /. Лицо напряжено. Зубы сжаты. Губы в трубочку почти не вытягиваются. Саливация повышена. Жевать не любит. Кончик языка почти не выражен, боковые края сглажены Гиперкинезы (волны по языку, тремор, корень языка оттянут вглубь рта, как для произнесения заднеязычных звуков). Обычно повышен рвотный рефлекс. Тоже может быть гипернозальность.

3. Дистония (неоднородное распределение мышечного тонуса) – мышцы языка могут быть различно поражены в различных частях.

Краткий экскурс в анатомию .

Основную роль в иннервации мышц лица играет 5 и 7-я пара черепно-мозговых нервов.

5 пара – тройничный нерв, смешанный (3 ветви)

1 ветвь – иннервирует кожу лба, в. века и слизистую полости носа.

2 ветвь - иннервирует боковую поверхность носа, в. губу, в. зубы, н. веко, щеку.

3 ветвь – иннервирует все, что ниже угла рта (нижнюю губу, кончик языка)

7 пара – лицевой нерв, двигательный. Иннервирует лобно-затылочную мышцу.

Мышцы лица

I . Жевательные мышцы (приложение 1)

Височные мышцы (парные) – поднимают нижнюю челюсть и тянут ее назад.

Жевательные мышцы – поднимают нижнюю челюсть

Крыловидные (медиальные и латеральные) – каждая мышца при одностороннем сокращении смещает нижнюю челюсть в свою сторону. При двустороннем сокращении мышц нижняя челюсть выдвигается вперед.

II . Мимические мышцы (приложение 2)

Круговая мышца рта – закрывает рот.

Лобно-затылочная мышца – мышца, напрягающая скальп

Большая и малая скуловая мышца – оттягивают угол рта латерально в сторону.

Мышца гордецов – образует поперечные складки над переносицей

Мышца сморщивающая бровь – сморщивает лоб, поднимает брови.

Круговая мышца глаза – закрывает глаз.

Мышца поднимающая верхнюю губу и крыло носа – важна для артикуляции звуков: «Л», «В», «Ф».

Мышца опускающая верхнюю губу – опускает верхнюю губу вниз.

Мышца поднимающая угол рта – начинается под мышцей, поднимающей верхнюю губу, и входит в круговую мышцу рта у его углов.

Мышца опускающая угол рта и нижнюю губу - упражнение «Грустный клоун»

Подбородочная мышца – выпячивает вперед нижнюю губу.

Щёчная мышца – оттягивает угол рта латерально – в сторону (в улыбке), надувание щек, прижимание щек к зубам. Мышца смеха – проходит по щечной мышце и участвует в артикуляции звуков: «И», «Э», «С».

Приложение 2


Мимические мышцы:

1 - поднимающая верхнюю губу и крыло носа; 2 - щечная; 3 - поднимающая угол рта; 4 - большая скуловая; 5 - опускающая нижнюю губу и латерально угол рта; 6 - опускающая угол рта; 7 - мышца гордецов; 8 - круговая мышца рта

Мышцы тела языка (приложение 3)

I .Скелетные (парные)

Шилоязычная мышца - тянет язык, особенно его корень, вверх и назад.

Подъязычно-язычная – тянет язык назад и вперед.

Хрящеязычная мышца - тянет язык назад и вниз.

Подбородочно-язычная мышца – тянет язык кпереди и вниз.

II . Собственно мышцы языка (парные)

Нижняя продольная мышца – укорачивает язык.

Верхняя продольная мышца – сгибают, укорачивают и поднимают вверх верхушку языка.

Поперечные мышцы – уменьшает поперечный диаметр языка.

Вертикальные мышцы – уплощает язык.


Приложение 3

Мышцы языка (скелетные):

1 - подбородочно-язычная; 2 - шилоязычная; 3 - подъязычно-язычная; 4 - хрящеязычная; 5 - подъязычная кость

Приложение 3


Собственные мышцы языка:

1 - нижняя продольная; 2 - верхняя продольная; 3 - поперечная; 4 - вертикальная

Из истории массажа .

Массаж – один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека – может успокоить, снять боль и даже способствует умственному, речевому и физическому развитию детей.

Установить точно, где и когда начали осознанно применять массаж, невозможно. О том, что массаж был знаком первобытным людям, говорят сведения о его применении народами, обитавшими на островах Тихого океана.

В древнеиндийских медицинских трактатах – «Аюр-Веды» подробно описаны приемы массажа. В основном в те времена им занимались священнослужители. Умение исцелять с помощью рук вызывало у людей восхищение и суеверный страх.

Заимствовали массаж у индусов и китайцы. В VI веке здесь впервые в мире был создан государственный медицинский институт, где массаж изучался, как обязательная дисциплина.

Известно, что массаж с XII века до н.э. использовали в Древнем Египте, Абиссинии, Ливии.

Из Египта массаж вместе с «умащиванием» маслами и мазями, широким использованием бани попал в Древнюю Грецию – колыбель европейской цивилизации.

Первое научное обоснование массажа попытался дать Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н.э).

Особого расцвета достиг массаж в Римской империи. Там он был в обиходе у всех от императора до раба. Но именно Асклепиад первым разделил массаж на сильный и слабый, кратковременный и продолжительный, с применением смазывающих средств и без них (сухой).

Выдающийся древнеримский врач Клавдий Гален описал методику основный массажных приемов. Предписания Галена сохранились до нашего времени практически без изменений.

После падения Римской империи массаж на долгие годы исчез из жизни европейцев. И лишь идеи арабских ученых позволили распространиться массажу в соседних странах – Персии, Турции, Бухаре, Армении, Грузии.

У славянских народов практиковалось «хвощевание» - нахлёстывание тела веником во время мытья в бане. Такой массаж способствовал закаливанию организма.

Только в XVIII веке массаж начал интенсивно возрождаться в Англии, Франции, Германии.

В России в конце XIX века ведущие врачи-клиницисты принимали активное участие в научных разработках методики массажа, внедряя его в лечебную практику.

И.В. Заблудовский создал стройную, научно обоснованную систему, ставшую основой современного лечебного, спортивного и гигиенического массажа, в связи с чем его по праву называют отцом современного массажа.

Особенно большой интерес к массажу в России возник несколько десятилетий назад. Углубленное теоретическое и клиническое его изучение провели И.Н. Асадчих, А.В. Сироткина, Г.Р. Ткачева, В. И. Дубовский и другие.

Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности.

Общие положения для проведения массажа.

Руки логопеда д.б. чистыми, теплыми, без ссадин и очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Массаж проводится в чистом, теплом, хорошо проветриваемом помещении. Ребенок может лежать на кушетке или сидеть на стуле с удобной спинкой. Логопед располагается за его спиной.

Для того, чтобы настроить ребёнка на сеанс артикуляционного массажа и восстановить ритм дыхания, можно предложить ему несколько минут послушать приятную музыку.

При гипертонусе мышц – проводится расслабляющий массаж (скользящие движения, без смещения кожных покровов, на детской присыпке).

При гипотонусе мышц – активизирующий массаж (выполняется со смещением кожных покровов, на масле). Дополнительно можно использовать миогимнастику и самомассаж.

При мышечной дистонии – комбинированный массаж.

Показания к проведению массажа : ЗПР, ОНР любого уровня, если есть нарушение мышечного тонуса, ЗРР, дизартрии, заикание, афазия и т.д

Противопоказания : Соматические заболевания в остром периоде, инфекционные заболевания ребёнка, коньюктивиты, инфекционные заболевания кожных покровов, герпес на губах, стоматиты, гингивиты, увеличение подчелюстных лимфоузлов, нейродермит, эписиндром.

Приемы массажа .

Предлагаемая схема проведения массажа, показала свою эффективнось в работе с детьми дошкольного возраста.

В работе с детьми в основном применяют 4 классических приема массажа:

Поглаживание – легкое поглаживание снижает мышечный тонус, понижает возбудимость нервной системы. Глубокое поглаживание, наоборот, оказывает возбуждающее воздействие на центральную нервную систему.

Растирание - усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, повышает мышечный тонус.

Разминание – за счет усиления кровоснабжения массируемого участка улучшается питание в тканях, повышается эластичность мышц и их тонус, усиливаются сократительные функции мышц, а также способность к регенеративным процессам. Также повышается общая возбудимость организма.

Вибрация – по действию различна. Слабая вибрация повышает тонус мышц. А сильная вибрация - снижает повышенный тонус мышц и возбудимость нервов.

Рассмотрим следующие виды массажа и методику их проведения.

Существует два основных вида дифференцированного логопедического массажа: активизирующий и расслабляющий.

1.Активизирующий массаж:

Плечевой пояс, шея


  1. Направление движений из подмышечных впадин (плечей) по боковой поверхности шеи до углов нижней челюсти.

  2. Аналогичные симметричные движения снизу вверх двумя руками. А около угла нижней челюсти завершить движение только 1-ой рукой ассиметрично, под подбородок.
Лоб.

  1. Поглаживание от центра лба к вискам (прямое, спиралевидное, сжатие, надавливание)
Нижняя часть лица . (Движения симметричные, выполняются двумя руками одновременно. Логопед стоит за спиной у ребенка).

  1. Кисти, сплетенные в «замок» накладываются на скуловую область, верхнюю губу и подбородок ребенка. Пальцы вложены друг в друга на две фаланги. Массаж нижней части лица от центра к ушам.

  2. Спиралевидное растирание кончиками пальцев по всей поверхности щеки. Большой палец фиксируется на скуле.

  3. Спиралевидное растирание дна ротовой полости (подчелюстная область). Большой палец фиксируется на подбородке.

  4. Спиралевидные растирания кончиками по направлению от ушных раковин к подбородку.

  5. От скулы движения вниз до углов рта большим пальцем на ребре. Остальные четыре пальца фиксируются под подбородком ребенка.

  6. Хаотичные щипки по щекам и подбородку.

  7. Жесткая вибрация кистью руки (направление движений от носа к ушам)
Активизирующий массаж языка (приложение 1) .

Проводить в медицинских перчатках и через салфетку. Салфетка фиксирует кончик языка.

От корня к кончику указательным и большим пальцем обеих рук. Движение по языку вертикальное с перетиранием.


  1. Вкуручивающиеся движения по языку. Выполняются 4-мя пальцами (рис 1).

  2. Направление массажных движений горизонтальное. «Перетёрли» и переступили, как шахматы (рис 2) .

  3. Сдавливание языка с боков 2-я пальцами (рис 3).

  4. Прищипывание боковых краев языка через салфетку. И движения, аналогичные наматыванию нитки на катушку по боковым краям языка (рис 4).
6.Наложить шпатель на середину языка, слегка нажать и передать вибрацию (рис 5).

Приложение 1

Активизирующий массаж языка

Рисунок 1 Рисунок 2

Рисунок 3 Рисунок 4

Рисунок 5

Еще для активизации мышц артикуляционного аппарата эффективно используется миогимнастика.

Для губ : логопед фиксирует большим и указательным пальцами улыбку, а ребенка просит сделать губами трубочку.

Логопед удерживает губы ребенка в форме трубочки, а ребенка просит улыбнуться, преодолевая сопротивление.

Для языка : логопед фиксирует язык у подбородка, а ребенка просит поднять его к верхней губе и наоборот.

Логопед фиксирует язык в правом углу рта, а ребенка просит перевести его в левый угол рта, преодолевая сопротивление и наоборот.

Логопед удерживает язык вне ротовой полости ребенка (по центру), а ребенка просит убрать язык в рот, преодолевая сопротивление.

Логопед предлагает ребенку побороться, надавливая кончиком языка на палец логопед. Ребенок пытается высунуть язык изо рта, а пальчик логопеда его не выпускает.

Расслабляющий массаж.

Плечевой пояс и шея.

Лоб и лицо


  1. От центра лба к вискам легкое поглаживание.

  2. Легкие движения средними пальцами под бровью и вокруг глаза (с вибрацией и без нее).
Расслабляющий массаж нижней части лица

1.Поглаживание нижней части лица от центра к ушам (постепенно поднимаясь от подбородка к скуле).

2. Упражнение «Замок». Начало и окончание движений на лбу, обходя почти все лицевые мышцы.

3.Работают фаланги пальцев, совершая спиралевидные движения по щекам.

5. Легкая вибрация ладонями от носа к ушам.

6. Ассиметричные движения «ножницы» от виска ко рту.

7. Легкий круг (тапирование) кончиками пальцев вокруг губ в любую сторону.

Расслабляющий массаж языка (приложение 2)


  1. Потряхивание языка с движениями вперед-назад, вправо-влево (рис.1).

  2. Легкое покачивание языка из стороны в сторону, не преодолевая сопротивление мышц (рис. 1).

  3. Поглаживание языка от кончика к корню зигзагообразно, спиралевидно, прямо (рис. 2).

  4. Положить шпатель, пластиковую ложку или палец на середину языка – передать вибрацию, надавить и постараться выдвинуть язык вперед (рис. 3)

Приложение 2

Расслабляющий массаж языка

Рисунок 1 Рисунок 2

Рисунок 3

Самомассаж мышц языка .

1. «Поглаживание языка губами» Просунуть язык сквозь узкую щель между губами – постепенно убрать язык в полость рта.

2. «Пошлёпывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепать его губами, слышится звук «пя-пя-пя»

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык сквозь узкую щель между зубами - постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая в полость рта.

5. «Пожуём грушу» Использовать для упражнения спринцовку № 1. Сложить грушу, выпустив из нее воздух. Предложить пожевать ребенку. Груша аккуратно вводится в рот так, чтобы только ее кончик оставался снаружи. Проводить манипуляцию 2-3 минуты при мышечной дистонии.

Снятие рвотного рефлекса .

Повышенный рвотный рефлекс обычно встречается при гипертонусе мышц артикуляционного аппарата.

С помощью шпателя, ручки чайной ложки или шарикового зонда рисовать полоски от кончика языка (веерообразно) вглубь рта, точечно перескакивая за границу рвотного рефлекса. Постепенно граница рвотного рефлекса отодвигается.

По итогам коррекционной работы с применением дифференцированного логопедического массажа можно сделать выводы: у детей с минимальными дизартрическими расстройствами улучшилось кровоснабжение и питание тканей артикуляционной области, повысилась эластичность мышечных волокон, восстановилась чувствительность мышц, нормализовался мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, уменьшилось проявление парезов и параличей мышц речевого аппарата. Снизились патологические двигательные проявления, ушла гиперсаливация. Увеличился объём и амплитуда артикуляционных движений и их выносливость. Активизировалась сократительная способность мышц речевого аппарата. Была сформирована произвольная координация движений органов артикуляции.

Предлагаемые приемы массажа доступны специалистам и родителям детей с речевой патологией, дают отличные результаты в максимально короткие сроки при систематических занятиях логопеда и родителей с детьми. Наблюдать динамику в улучшении звукопроизношения можно, используя контрольные магнитофонные записи речи ребенка. Главное в методике массажа – последовательность, огромное терпение и систематичность.

Список использованной литературы.

1. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.,2005.

2. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. М.,2002

3. Блыскина И.В Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. СПб., 2004.

4. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу. М.,1974.

5. Гревцева Е.В. Опыт использования логопедического массажа в коррекции артикуляционных расстройств. СПб., 2001.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет.
М., 2003..

7. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М., 2010

8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. (Коррекция стертой дизартрии): Учеб. Пособие. СПб., 2001.