Диего Веласкес – биография и картины художника в жанре Барокко – Art Challenge. Веласкес диего биография Диего веласкес произведения самые известные

Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Семья его была не богата, по происхождению были португальские евреи, которые потом приняли христианство. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. Благодаря этому, талант Диего Веласкеса быстро развивался, и будучи еще совсем молодым, он уже стал достаточно известным мастером в городе. Звание мастера он получил в 1617 году. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. bodegon - трактир, харчевня). В этом угадывается и влияние творчества Караваджо: реалистичность образов, затемненный фон и освщенные передние фигуры.

В 1618 году Диего Веласкес женится на дочери Ф.Пачеко Хуане Миранде.

В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. При Диего удалось поработать с Рубенсом в течение нескольких месяцев, пока тот находился в Мадриде. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. Отсюда появилось большое количество завистников. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. В это период появляются такие работы как "Шут Калаба-Сильяс", "Граф Оливарес", "Вакх ", "Кузница Вулкана ". В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. Картины пропитаны большим психологическим смыслом.

После отъезда Рубенса Веласкес попросил разрешения у короля посетить Италию. В 1629 году он отправился в путешествие, которе закончиось в январе 1931 года. После возвращения появляется очень сильная работа "Сдача Бреды ". Потом он пишет пейзажи виллы Медичи и Прадо, причем работает он в стиле плэнер, пишет портреты семьи короля.

Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. Картины наполнены какой-то воздушностью и бархатистостью.
1630-1640-е года отмечены как плодотворный портретный период художника изображением шутов, карликов. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. Картины отмечены даже некой тенью трагизма, так как отображает характер шутов, образ жизни и внутренний мир переживаний. Примеры работ: "Эль Примо", "Менипп ", "Барбаросса". Картина "Венера с зеркалом " стала одним из величайших произведениий испанской живописи.
В 1649 году состоялась вторая поездка Веласкеса в Италию. Она была очень успешна. Там его избрали членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. В Риме он создает шедевр - портрет римского папы Иннокентия X . Даже сам папа с удивлением отметил его реалистичность.
1650-е годы можно считать самым плодотворным периодом творчества Веласкеса. Рисует он опять же портреты. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская, инфанта Маргарита , инфант Филипп Просперо). Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV.

В 1657 году появляются одни из самых главных творений Веласкеса - картины "Менины " и "Пряхи ". В "Мениных" отображен эпизод придворной жизни. Это достаточно многоплановая по смысловому значению работа. Обе картины написаны без эскизов, Веласкес работал сразу непоседственно на холсте. Богатство изображено во всех проявлениях.

В 1652 году произошло назначение Веласкеса королевским обер-гофмаршалом. Работа была достаточно трудозатратной: приходилось организовывать все празднования при дворце. Во время одного из таких праздников (бракосочетание инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV) Веласкес тяжело заболел. А 6 августа 1660 года, вернувшись в Мадрид, Диего Веласкес скончался.

Веласкес считался представителем барочной живописи . Он внес огромный вклад не только в ипанскую, но и в мировую историю живописи.


Веласкес, один из величайших мастеров мировой живописи, далеко вышел за пределы национальной школы. Уже испанские современники называли его «художником Истины». Какой бы области живописи он ни касался, всюду он сказал новое слово.

Диего Родригес де Сильва Веласкес - таково его полное имя - родился в небогатой дворянской семье в Севилье. Известно, что маленький Диего воспитывался в духе христианского благочестия, посещал латинскую школу и, рано обнаружив склонность к искусству, был отдан отцом в обучение к известному живописцу Франсиско Эррере Старшему, которого вскоре покинул ради мастерской Франсиско Пачеко, теоретика искусства, заурядного художника, но опытного педагога. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. «После пяти лет обучения и образования, - писал Пачеко, - я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании».

Первым знакомством молодого художника с реальной жизнью стали картины в жанре бодегонов (от слова харчевня, трактир) - изображения скудных завтраков и кухонных сцен с немногими полуфигурами и натюрмортом на переднем плане. Картины населяют увиденные художником на шумных улицах родного города смышленые мальчишки, пожилые горделивые андалусски, статный водонос, желанный гость в часы южного зноя.

Однако счастливые севильские годы остались позади. Благодаря связям Пачеко Веласкес в октябре 1623 года был назначен придворным живописцем с исключительным правом писать портреты короля. Отныне почти сорокалетняя жизнь Веласкеса протекала в Мадриде.

Все показалось ему чуждым в новой неприветливой столице Испании. Мадрид стал средоточием пышного королевского двора, огромного бюрократического аппарата; правила придворного этикета действовали здесь с тупой неукоснительностью механизма.

Мастерская Веласкеса помещалась в одном из крыльев королевского дворца - Алькасара. В отличие от своих великих современников Рубенса и Рембрандта, Ван Дейка и Пуссена, он не мог целиком отдаться искусству. Его карьера при дворе - карьера придворного, медленно восходившего на иерархической лестнице официальных должностей, вплоть до гофмаршала двора в 1656 году.

Мастер обрел большую, чем его соотечественники, свободу в создании произведений светского содержания, но оставался ограниченным заказами своего господина Филиппа IV. Вместе с тем жизнь в Мадриде открыла для Веласкеса возможность изучения ценнейших собраний живописи, сблизила его с испанской культурной элитой. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».

О жизни Веласкеса в Мадриде дошли скупые сведения. Не сохранились его письма, почти нет высказываний, но даже то немногое, что о нем известно, создает исключительно привлекательный образ человека высокого нравственного благородства.

Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628-1629, Мадрид, Прадо; популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века).

Для Веласкеса, портретиста по призванию, эта была первая большая сюжетная картина, где он обратился к новому для себя и редкому для испанской живописи мифологическому жанру. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном. Избегая искусственности подобного сопоставления, художник нашел такие формы характеристики, которые резко не разделяют высокое от жизненно достоверного. Его Вакх - простоватый, чуть располневший юноша, а в его спутниках, грубоватых, полных жизни, удали, душевного размаха, угадывается что-то крупное и значительное.

Возможно, по совету Рубенса Филипп IV послал Веласкеса в 1629 году в Италию. Он посетил многие знаменитые города; в Венеции, увлеченный Тицианом, Тинторетто и Веронезе, изучал и копировал их работы. Затем жил в Риме, где и создал в 1630 году «Кузницу Вулкана» (Мадрид, Прадо), в которой, как и в Вакхе, но только сложнее и с большей долей иронии соединил мифологический сюжет со сценой, приближенной к реальности.

После возвращения Веласкеса из Италии в 1631 году его искусство обрело новые силы, стало неизмеримо более уверенным и зрелым. Мастер стремится наполнить жизнью, изменить традиционные парадные схемы. Ярким утренним светом пронизан конный портрет маленького наследника престола инфанта дона Балтасара Карлоса (1635, Мадрид, Прадо), изысканный и полный радостной красочности.

О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья; 1634-1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда - одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Полотно принадлежит к числу самых значительных произведений европейской исторической живописи. В нем с высокой мерой объективности и глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Изображен момент, когда командующий голландским гарнизоном вручает ключ от крепости испанскому полководцу, милостиво дарующему свободу побежденным. Действующие лица образуют полукольцо вокруг центральных фигур, вовлекая и зрителя, который становится участником события. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Огромное уходящее пространство равнины наполнено серебристым туманом раннего июньского утра, с которым сливается дым пожарищ пылающих на горизонте селений.

В 1630-1640-х годах Веласкес писал портреты короля, королевской семьи, сановников, друзей, учеников, королевских шутов. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона. Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, подчас сложных, как сложна сама жизнь. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Художника, не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, влекли к себе люди творческого склада, яркого темперамента.

Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. С беспощадной правдивостью художник пишет жалкие, беспомощные фигуры, больные лица, отмеченные печатью вырождения. Тем ценнее его стремление раскрыть в каждом обиженном природой черты подлинной человечности, передать в шуте и уроде их душевное состояние, поднимающееся подчас до скорбного трагизма. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все - Мадрид, Прадо).

С темой подавленной и отвергнутой обществом человеческой личности связаны изображения Мениппа и Эзопа (оба - ок. 1640, Мадрид, Прадо) - стоящих в рост величественных фигур уличных нищих, носящих имена античного сатирика и античного баснописца. В образе Эзопа, одном из самых глубоких в творчестве Веласкеса, - грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни.

Портретному искусству Веласкеса сопутствовал триумфальный успех в Италии, которую он с целью приобретений произведений искусства вторично посетил в 1649-1651 годах.

В портрете своего ученика и слуги Хуана Парехи (1650, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) художник по-шекспировски глубоко понял гордую и незаурядную натуру этого потомка мавров, народа, подвергавшегося гонениям в католической Испании. Портрет Парехи, выставленный в ротонде Пантеона, был встречен с воодушевлением римской общественностью; Веласкеса избрали членом римской Академии Святого Луки и Общества виртуозов Пантеона.

Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Мощное цветовое звучание портрета, построенного на напряженном контрасте белого и всех оттенков красного, становится как бы выражением энергии и темперамента изображенного человека. Лицо Иннокентия X - грубое, багровое, с настороженным взглядом глубоко посаженных глаз - притягивает своей властной силой. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво!», - но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Посетив галерею Дориа-Памфили, В.И. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима - этот Веласкеса портрет. От него невозможно оторваться, я с ним перед отъездом из Рима прощался, как с живым человеком, простишься, да опять воротишься - думаешь, а вдруг в последний раз его вижу».

Мастер не спешил возвращаться в Испанию, что чрезвычайно раздражало Филиппа IV. Неоднократные напоминания короля и особенно решительное письмо одного из испанских друзей заставили его в июне 1651 года вернуться на родину.

Наступила пора великих творческих свершений и вместе с тем самой напряженной работы при дворе. Веласкес занимает должность гофмаршала, и жизнь его целиком замыкается в стенах Алькасара.

В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. 1657, обе - Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок покоряют женские и детские портреты особ королевского дома. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655-1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок; в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.

Поздние картины Веласкеса столь необычны по замыслу, по взаимосвязи образов, многоплановому содержанию, что их истолкование и поныне вызывает оживленные споры среди исследователей.

Венера перед зеркалом, которое держит амур, - одна из самых гармоничных его картин, редчайшее изображение обнаженного женского тела для испанской живописи того времени. Особую свежесть и остроту приобретает здесь найденный художником угол зрения, подчеркивающий певучий ритм линий. Красота веласкесовской Венеры - красота реальной живой женщины, как и в других его произведениях, красота самой натуры. Вместе с тем образ возвышенно прекрасен.

Выходя за пределы каких-либо жанров, Веласкес с неподражаемым живописным совершенством создает свои крупномасштабные поздние картины «Лас Менинас» и «Пряхи». Условное название «Лас Менинас» появилось в каталоге 1843 года и подразумевало «Фрейлины» (оно произошло от португальского слова «менина», т. е. молодая фрейлина испанских инфант). В музейных же инвентарях XVII-XVIII веков картина называлась Семья или Семья Филиппа IV.

В сумрачной дворцовой мастерской Веласкес, стоящий у холста, натянутого на высокий подрамник, пишет портрет королевской четы - король и королева как бы подразумеваются, присутствуя перед полотном (т. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин, карлицы, карлика и спящего пса призвана развлекать родителей в томительные часы сеанса. За группой переднего плана - фигуры придворной дамы и кавалера. Сзади гофмаршал королевы отдергивает гардину с окна, и сквозь открытую дверь солнечный свет вливается в дворцовые покои.

Жизнь запечатлена здесь в удивительном богатстве смысловых оттенков и сопоставлений, в сложной диалектике низведения официального величия и возвышения реального. Каждый образ на редкость красноречив. Например, фигуры прелестной инфанты и уродливой карлицы размещены и сопоставлены так, что между ними возникает странное сходство, придающее их образам некие неожиданные грани; похожий на изящного мальчика карлик Николасито превосходит всех живостью и свободой. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Его изображение - само воплощение вечных сил природы - усиливает впечатление господствующей тишины, умиротворения, странной завороженности. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Хаос мазков чистой краски исчезает при рассмотрении картины с отдаленного расстояния - все сливается в живописном единстве в гармонически прекрасное целое. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Но этот его автопортрет - один из ключевых образов картины, в которой господствует идея творческого восхождения и преображения жизни созидательной силой искусства.

На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. На переднем плане в полумраке ковровой мастерской помещены поглощенные работой испанские пряхи. Их изображение созвучно древнегреческому мифу об Арахне, искусной мастерице, дерзнувшей соперничать с самой богиней Афиной. Полная юной прелести босоногая пряха составляет как бы поэтическую параллель образу античной Арахны. На дальнем плане, на площадке, залитой солнцем, придворные дамы любуются ковром, изображение которого остается для зрителя загадочным. Из вытканной на ковре композиции, навеянной Похищением Европы Тициана, выдвинуты в зыбкое пространство интерьера персонажи греческого мифа - Афина и Арахна. Они то ли составляют часть шпалерной сцены, то ли уподоблены актерам на театральных подмостках.

Оба плана картины сливаются в сложном взаимодействии жизни и мифа, мечты и реальности, труда и творчества. Картина соткана из света и тени, пронизана воздухом, построена на богатейшем соотношении красочных пятен. Все трепещет, все живет, в сияющий круг слились спицы быстро вращающегося колеса прялки, словно слышен его легкий, серебристый звон.

Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании. Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Подписанный после долгой войны между Францией и Испанией Пиренейский мир предусматривал брак между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезой. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Как гофмаршал двора Веласкес руководил подготовкой и украшением специального помещения для монаршей встречи, устройством празднеств и приемов, сопровождавших длительное продвижение королевского кортежа. Веласкес удостоился всяческих похвал, на церемонии обручения он выглядел необычайно элегантно. Воображение невольно рисует образ этого удивительного человека, всегда умеющего скрыть и свою усталость и накапливаемую годами горечь от непосильной работы, обладавшего спокойной доброжелательностью к людям. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. С торжественными почестями его как рыцаря ордена Сант Яго похоронили в главном алтаре мадридской церкви Сан Хуан Баутиста. Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда.

Татьяна Каптерева

Diego Velazquez 1599-1660

Родился в Севилье в 1599 г., в небогатой дворянской семье, чьими предками были португальские евреи. Учился живописи в родном городе сперва у Франсиско Эрреры-Старшего, а с 1611 г. у Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. Веласкес постигал рисунок, живописные приёмы, работу с натуры. В 1617 г. Диего получил звание мастера и в скором времени открыл свою собственную мастерскую. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя – Хуане Миранде Пачеко. В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве.
Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте».


"Завтрак" 1617


"Христос в доме Марфы и Марии" 1618


"Непорочное зачатие" 1618


"Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)" 1618


"Поклонение волхвов" 1619


"Портрет монахини Херонимы де ла Фуэнте" 1620


"Mother Jeronima de la Fuente" фрагмент


"Чудо в Эммаусе" 1620

В 1622 г. он в первый раз отправляется в Мадрид, а на следующий год, при содействии первого министра, герцога де Оливареса, ему удаётся получить заказ на портрет короля.


"Первый министр герцог де Оливарес"


"Филипп IV" 1624-26

«Портрет Филиппа IV с прошением» произвёл фурор, и автор стал придворным художником, а вскоре и камергером, получил во дворце мастерскую, назначен хранителем королевских коллекций. Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Кроме того, он создал галерею изображений деятелей испанской культуры: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, Кеведо.


"Продавец воды в Севилье" 1623


"Филипп IV на охоте" 1632-1633

В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. В 1629 г. художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх», или «Пьяницы», которая трактуется как сцена из народной жизни, пирушка весёлых крестьян. Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628–1629 гг. с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629–1631 гг. Веласкес изучал и копировал произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рафаэля, Микеланджело, памятники античности. При этом его стиль поменялся – стал более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер.
Портреты, созданные Веласкесом по возвращении, в 1630-1640 годах, принесли ему славу мастера этого жанра. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью; тёмные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Одной из самых значительных картин этого периода стала «Сдача Бреды» (1634–1635), в которой Веласкес отказался от традиционных условностей исторических полотен той эпохи. Каждая из враждующих сторон охарактеризована с глубокой человечностью. Драматизм раскрывается через психологические характеристики действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.


"Сдача Бреды" 1635

В 1642–1644 гг. Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. Художника встречали с почётом, портрет его слуги и ученика, мулата Хуана Парехи восторженно встречен в римских художественных кругах. В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X, необычайно смелый по откровенности образ, стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании. Папа в парадном облачении предстаёт перед зрителями как человек яркого темперамента, умный, властный, энергичный, но и хитрый, жестокий. Обращается Веласкес и к пейзажу и создаёт два небольших вида, на которых изображаются уголки парка виллы Медичи. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Тема навеяна итальянскими впечатлениями, в Испании изображение обнажённого женского тела запрещалось инквизицией. Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным.
В 1651 г. Веласкес возвращается в Мадрид, а в 1652 г. он назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность отнимала много сил и времени (в обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе). Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойствен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655–1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).
Во второй половине 1650-х гг. Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив её приподнято-монументально. Картина построена на переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. На заднем плане три дамы рассматривают шпалеры, на одной из которых изображён миф об Арахне. На переднем плане – несколько работниц. Это первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека.
В 1660 г. Веласкес сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел и вскоре по возвращении своем в Мадрид скончался. Непосредственным наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиски – Хуан Батиста дель Масо.
Веласкес оказал на живопись своей родины большое влияние, в числе его учеников были такие мастера, как Мурильо и Kappeньо де Миранда. Одним из своих учителей называл Веласкеса Гойя. В XIX в. слава мастера вышла за пределы Испании. Веласкес – одна из ключевых фигур в развитии искусства Мане, которого восхищало искусство мазка великого испанца. Темы полотен Веласкеса развивали в своём творчестве Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.


"Конный портрет принца Балтазара"


"Бахус" 1629


"Граф Ольварес на коне" 1634


"Портрет инфанты Маргариты" 1660


"Конный портрет Филиппа IV"


"Don Balthasar Carlos "


"Белая лошадь"


"Infanta Marguarite Therese" 1654


"Аллегорический портрет Филиппа IV"

Любимые картины Веласкеса

"Дама с веером" 1640


"Миф об Арахне (Пряхи)" 1657


"Венера перед зеркалом" 1644-48

"Филипп IV Испанский" 1652-53


"Margaretha as a child Sun"


"Молодая дама"


"Francisco Bandres De Abarca"


"Prince Baltasar Carlos as a Hunter" 1635-36


"Автопортрет" 1643


"Св. Антоний"


"Инфанта Мария Австрийская"


"Эль Примо. Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо) "


"Святые Антоний и Павел"


"Коронация девы Марии" 1645


"Коронация девы Марии" (Фрагмент) 1645


"Кардинал Камилло Асталли"


"Семья Филиппа IV (Las Meninas)"


"Искушение святого Фомы Аквинского"


"Карлик с собакой" 1650


"Демокрит" 1628-29

"Набросок головы Аполлона" 1630


"Вилла Медичи, павильон Ариадны" 1630


"Инфанта Маргарита Мария"


"Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом" 1645


"Портрет Марии Луизы"


"Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра"


"Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса


"Христос на кресте" 1632


"Распятие "


"Портрет поэта Луиса де Гонгора"


"Королева Изабелла де Бурбон, первая жена Филиппа IV" 1631-32


"Хуан-де-Парейя" 1650


"Королева Изабелла Бурбон на коне" 1634


"Папа Иннокентий X" 1650


"Портрет короля Филиппа IV"

Diego Velazquez /1599-1660/. Александр_Ш_Крылов все записи автора


Родился в Севилье в 1599 г., в небогатой дворянской семье, чьими предками были португальские евреи. Учился живописи в родном городе сперва у Франсиско Эрреры-Старшего, а с 1611 г. у Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. Веласкес постигал рисунок, живописные приёмы, работу с натуры. В 1617 г. Диего получил звание мастера и в скором времени открыл свою собственную мастерскую. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя – Хуане Миранде Пачеко.

В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве.
Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте».


"Завтрак" 1617


"Христос в доме Марфы и Марии" 1618


"Непорочное зачатие" 1618


"Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)" 1618


"Поклонение волхвов" 1619


"Портрет монахини Херонимы де ла Фуэнте" 1620


"Mother Jeronima de la Fuente" фрагмент


"Чудо в Эммаусе" 1620

В 1622 г. он в первый раз отправляется в Мадрид, а на следующий год, при содействии первого министра, герцога де Оливареса, ему удаётся получить заказ на портрет короля.


"Первый министр герцог де Оливарес"


"Филипп IV" 1624-26

«Портрет Филиппа IV с прошением» произвёл фурор, и автор стал придворным художником, а вскоре и камергером, получил во дворце мастерскую, назначен хранителем королевских коллекций. Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Кроме того, он создал галерею изображений деятелей испанской культуры: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, Кеведо.


"Продавец воды в Севилье" 1623


"Филипп IV на охоте" 1632-1633

В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. В 1629 г. художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх», или «Пьяницы», которая трактуется как сцена из народной жизни, пирушка весёлых крестьян. Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628–1629 гг. с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629–1631 гг. Веласкес изучал и копировал произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рафаэля, Микеланджело, памятники античности. При этом его стиль поменялся – стал более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер.
Портреты, созданные Веласкесом по возвращении, в 1630-1640 годах, принесли ему славу мастера этого жанра. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью; тёмные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Одной из самых значительных картин этого периода стала «Сдача Бреды» (1634–1635), в которой Веласкес отказался от традиционных условностей исторических полотен той эпохи. Каждая из враждующих сторон охарактеризована с глубокой человечностью. Драматизм раскрывается через психологические характеристики действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.


"Сдача Бреды" 1635

В 1642–1644 гг. Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. Художника встречали с почётом, портрет его слуги и ученика, мулата Хуана Парехи восторженно встречен в римских художественных кругах. В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X, необычайно смелый по откровенности образ, стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании. Папа в парадном облачении предстаёт перед зрителями как человек яркого темперамента, умный, властный, энергичный, но и хитрый, жестокий. Обращается Веласкес и к пейзажу и создаёт два небольших вида, на которых изображаются уголки парка виллы Медичи. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Тема навеяна итальянскими впечатлениями, в Испании изображение обнажённого женского тела запрещалось инквизицией. Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным.
В 1651 г. Веласкес возвращается в Мадрид, а в 1652 г. он назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность отнимала много сил и времени (в обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе). Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойствен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655–1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).
Во второй половине 1650-х гг. Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив её приподнято-монументально. Картина построена на переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. На заднем плане три дамы рассматривают шпалеры, на одной из которых изображён миф об Арахне. На переднем плане – несколько работниц. Это первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека.
В 1660 г. Веласкес сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел и вскоре по возвращении своем в Мадрид скончался. Непосредственным наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиски – Хуан Батиста дель Масо.
Веласкес оказал на живопись своей родины большое влияние, в числе его учеников были такие мастера, как Мурильо и Kappeньо де Миранда. Одним из своих учителей называл Веласкеса Гойя. В XIX в. слава мастера вышла за пределы Испании. Веласкес – одна из ключевых фигур в развитии искусства Мане, которого восхищало искусство мазка великого испанца. Темы полотен Веласкеса развивали в своём творчестве Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.


"Конный портрет принца Балтазара"


"Бахус" 1629


"Граф Ольварес на коне" 1634


"Портрет инфанты Маргариты" 1660


"Конный портрет Филиппа IV"


"Don Balthasar Carlos "


"Белая лошадь"


"Infanta Marguarite Therese" 1654


"Аллегорический портрет Филиппа IV"

Любимые картины Веласкеса

"Дама с веером" 1640


"Миф об Арахне (Пряхи)" 1657


"Венера перед зеркалом" 1644-48

"Филипп IV Испанский" 1652-53


"Margaretha as a child Sun"


"Молодая дама"


"Francisco Bandres De Abarca"


"Prince Baltasar Carlos as a Hunter" 1635-36


"Автопортрет" 1643


"Св. Антоний"


"Инфанта Мария Австрийская"


"Эль Примо. Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо) "


"Святые Антоний и Павел"


"Коронация девы Марии" 1645


"Коронация девы Марии" (Фрагмент) 1645


"Кардинал Камилло Асталли"


"Семья Филиппа IV (Las Meninas)"


"Искушение святого Фомы Аквинского"


"Карлик с собакой" 1650


"Демокрит" 1628-29

"Набросок головы Аполлона" 1630


"Вилла Медичи, павильон Ариадны" 1630


"Инфанта Маргарита Мария"


"Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом" 1645


"Портрет Марии Луизы"


"Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра"


"Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса


"Христос на кресте" 1632


"Распятие "


"Портрет поэта Луиса де Гонгора"


"Королева Изабелла де Бурбон, первая жена Филиппа IV" 1631-32


"Хуан-де-Парейя" 1650


"Королева Изабелла Бурбон на коне" 1634


"Папа Иннокентий X" 1650


"Портрет короля Филиппа IV"


"Шут"

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 15.03.2017 13:34 Просмотров: 1746

Диего Веласкес (1599-1660) – знаменитый испанский живописец эпохи барокко , придворный художник и дипломат.

Полное имя художника – Дие́го Родри́гес де Си́льва-и-Вела́скес.
Его жизнь была насыщенной, общение – многогранным, его работы получили признание ещё при жизни художника и всегда считались гордостью испанского искусства.
Но мировая известность пришла к нему только через 200 лет, в конце XIX-начале XX вв. благодаря французским художникам-новаторам Эдуарду Мане, Сальвадору Дали, Пабло Пикассо, которые создавали свои интерпретации его знаменитых полотен.
Его творчество отличается смелостью в решении тем, реалистичностью (несмотря на эпоху барокко, в которую он жил), поиском новых приемов, переосмыслением обыденных сюжетов. Влияние на его творчество других художественных авторитетов присутствует только в самых ранних работах. Далее же Веласкес идёт своим путём, руководствуясь своим уникальным стилем.

Произведения раннего периода творчества Веласкеса (Севильский период (1617-1622)

Д. Веласкес «Христос в доме Марии и Марфы» (1620). Холст, масло. 60х103,5 см. Национальная галерея (Лондон)

Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Этот сюжет очень популярен в искусстве, на эту тему художественные полотна созданы Веласкесом, Тинторетто, Вермеером, Рубенсом , Семирадским, Караваджо и др.
Бытовая сцена в этой картине сочетается с религиозной – Веласкес использует приём «картина в картине». Картина написана на евангельский сюжет: «Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Евангелие от Луки. 10:38-42).
На переднем плане картины Веласкеса – кухарка, которая подгоняет недовольную и, видимо, нерасторопную служанку, чтобы присоединиться к обществу Иисуса и сестёр. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене.

Д. Веласкес «Плач святого Петра» (1617-1619). Холст, масло. 130х96 см. Частное собрание (Испания)

Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса.
По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Но всю свою дальнейшую жизнь он плакал об этой своей слабости.
Обычно Пётр изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми волосами и бородой и в жёлто-синем облачении. Таким мы видим его и на картине Веласкеса.

Произведения первого мадридского периода (1622-1629)

Этот период творчества художника связан в основном с портретной живописью. Он становится придворным художником.

Д. Веласкес «Портрет Филиппа IV с прошением» (1623-1628). Холст, масло. 198х101,5. Музей Прадо (Мадрид)

Портрет исполнен в полный рост. Молодой человек с аристократической внешностью стоит, опираясь левой рукой на стол, а в правой держит прошение, которое его несколько озадачило.
Точно переданы портретные особенности молодого короля: удлинённый тяжелый подбородок, полные губы, проницательные глаза, стройное телосложение.

Итальянские путешествия Веласкеса

Первое путешествие в Италию Веласкес совершил в 1629 г. в качестве королевского камергера. Оно не было особенно приятным для художника в связи с тем, что итальянцы недоброжелательно относились к испанцам. Но сам Веласкес цель посещения Италии определил для себя как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Это ему удалось. Знакомство с творениями великих итальянских художников несколько изменило стиль живописца: он стал более свободным, колорит – менее тёмным.

Д. Веласкес «Вилла Медичи в Риме. Конец дня» (1630). Холст, масло. 48,5х43 см. Прадо (Мадрид)

В конце 1648 г. Веласкес совершил второе путешествие в Италию по приказу короля с целью приобретения для королевской коллекции шедевров итальянской живописи и античной скульптуры. Но Веласкес был придворным чиновником, поэтому неофициальной целью визита было установление дипломатических контактов с разными высокопоставленными лицами Италии.
В Ватикане его благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет.

Д. Веласкес «Портрет папы Иннокентия X» (1650). Холст, масло. 140х120 см. Галерея Дориа-Памфили (Рим)

Над этой картиной художник работал всего 3 месяца, но она наделал много шума в Риме, а сам папа сказал о портрете: «Слишком правдиво!» и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Веласкес был избран членом Римской академии, ему стали поступать множественные заказы, но король торопил его с возвращением в Мадрид.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой необычной картины Веласкеса «Венера перед зеркалом».

Д. Веласкес «Венера перед зеркалом» (ок. 1647-1651). Холст, масло. 122х177 см. Лондонская Национальная галерея

В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т.к. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Веласкес восхищается земной красотой, но в то же время интригует зрителя изображением в зеркале: кто же эта Венера Веласкеса?
В 1914 г. на картину было совершено нападение – поборница прав женщин Мэри Ричардсон изрубила холст тяпкой, он долгое время находился на реставрации.

Поздний период творчества Диего Веласкеса

По возвращении в Мадрид Веласкес продолжал писать портреты членов королевской семьи, но в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника: «Менины» и «Пряхи».

Д. Веласкес «Менины» (1656). Холст, масло. 318х276 см. Музей Прадо (Мадрид)

Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV».
Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене. В центре стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая только что вошла в комнату со своей свитой. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей).
Пятилетняя девочка полна собственного величия. На фрейлину она не обращает внимания. Взгляд девочки и почти всех присутствующих обращён к королевской чете, сидящей перед картиной. Инфанта показывает им, как она может себя держать.
При королевском дворе обычно заводили шутов и карликов – они изображены в нижнем правом углу картины. На их фоне придворные наделялись чувством собственного превосходства.
На картине изображён и сам художник Диего Веласкес.
Диего Веласкес скончался на 62-м году жизни и был похоронен в церкви Иоанна Крестителя в Мадриде, позже там же была похоронена и его жена. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь, и могилы были уничтожены французами.