12 времен английского простыми словами. Как запомнить английские времена. Какие времена есть в английском

Английская грамматика кажется новичкам сложной и запутанной. Однако, первое впечатление обманчиво. Например, система времен – образец четко продуманной и логично выстроенной схемы, позволяющей понять время совершения событий при первом же взгляде на глагол. Отчаялись уловить эту логику и постичь суть каждого аспекта? Не переживайте! Цель сегодняшней статьи – подробно объяснить все времена в английском языке для чайников, новичков и всех тех, кто самоотверженно учил теорию, но до сих пор не умеет применять заученные правила на практике.

Начнем с общих разъяснений системы времен английского языка.

В русской речи мы используем три вида времени: настоящее, прошедшее и будущее. В английском же языке, выделяют более 12 видов , как считают многие. Но это не совсем верный подход.

На самом деле у англичан ровно такие же 3 типа времени, но каждый из них разделяется еще на 4 подвида:

  • – просто действие;
  • – действие, происходящее в конкретный момент времени.
  • – завершенное действие;
  • Perfect Continuous – действие, которое длится уже некоторое время, приносит определенные результаты, но еще не завершено.

Если уметь разбираться в этих смысловых оттенках, то употребление времен не будет вызывать никаких проблем. Постараемся развить этот навык и дадим доступные пояснения по каждому из аспектов.

Все правила на времена в английском языке для чайников

Здесь нас ждут примеры всех возможных временных групп, объяснение их употребления и подробная информация о построении предложений.

Present (Настоящее)

Если для нас настоящее – это все, что относится к данному моменту, то для англичан настоящее играет четырьмя различными красками.

1) Present Simple

Факты, обыденные действия, умения, навыки. Данный аспект несет наиболее обобщенное понимание времени.

  • I write poems – Я пишу стихи (всегда, каждый день, никогда, часто, редко).
  • He writes poems – в 3 лице к сказуемому всегда дополняется –s.

Для вопросов и отрицаний не забывайте использовать вспомогательный do.

3) Present Perfect

Результат завершенного действия. На русский язык такие предложения всегда переводятся глаголами совершенного вида (что сделал?). При этом время действия указывается не конкретно, а приблизительно.

  • I have written poems – Я написал стихи (только что, уже, еще нет, когда-то, к такому-то дню, часу, месяцу).

Все виды высказываний строят при помощи вспомогательного глагола have (для 3 лица has).

?
Have you written? Has she written? I haven’t written; she hasn’t written

4) Present Perfect Continuous

Действие, уже принесшее некоторые результаты, но еще не являющееся завершенным. Подчеркивается протяженность событий во времени.

  • I have been writing poems since 2005 – Я пишу стихи с 2005 года (с детства, с такого то времени, с …до, весь день, в течение, в последнее время).

2) Past Continuous

События происходили в конкретный момент прошлого.

  • She was writing this letter at 5 o’clock yesterday – Она писала это письмо вчера в 5 часов (в тот момент).

4) Past Perfect Continuous

Действие, которое продолжалось долгое время, и было завершено с наступлением определенного момента в прошлом.

  • She had been writing the letter for a few days before she sent it – Она писала это письмо несколько дней, прежде чем отправить его (до того, когда).

2) Future Continuous

Планируется, что действие произойдет в конкретный момент будущего.

  • I will be flying to Spain at this time tomorrow – Завтра в это время я буду лететь в Испанию.

4) Future Perfect Continuous

Действие будет длиться до определенной точки в будущем. Данный аспект употребляется в речи крайне редко.

  • By April 15, I will have been living in Spain for 3 month – К 15 апреля я буду жить в Испании уже 3 месяца.
?
Will you have been living? I won’t have been living.

Надеемся, мы справились с задачей и разъяснили времена в английском языке даже для чайников. Чтобы закрепить изученную теорию, рекомендуем решить практические упражнения на времена глаголов в английском языке.

Успехов в совершенствовании знаний и до новых встреч!

Просмотры: 310

При изучении английского даже у самых целеустремленных новичков возникают трудности с временами. Ведь в английском языке в отличие от русского целых 12 видо-временных форм. Несмотря на это система английских времен обладает логичностью, упорядоченностью и строго подчиняется законам грамматики.

Выучить все правила употребления глаголов, кажется, на первый взгляд очень сложно. Но это только на первый взгляд. Самый простой и эффективный способ освоить все 12 времен — использование таблиц, в которых лаконично и понятно изложен материал о формировании и употреблении времен английского языка.

Всем еще со школы известно, что в русском языке всего три времени — настоящее/прошедшее/будущее. В английском языке их тоже три — present/past/ future, но каждое время в зависимости от продолжительности действия может быть 4 типов: simple, continuous, perfect и perfect continuous. В итоге выходит 12 временных форм.

Simple/Indefinite

Действие, которое происходит «вообще» или действие, повторяющееся изо дня в день.

Continuous/

Progressive

Действие, которое происходит в какой-то определенный момент, определенный период времени илидействие, запланированное на ближайшее будущее

Perfect

Завершенное действие с результатом налицо к моменту речи.

Perfect Continuous

Действие, которое началось и длилось до момента речи или завершилось непосредственно перед этим моментом.

Present I walk I am walking I have walked I have been walking
Past I walked I was walking I had walked I had been walking
Future I shall walk I shall be walking I shall have walked I shall have been walking


Таблица формирования времен с примерами

Present Past Future
Simple Вспом. гл.: do / does

Окончание: -, -s

Формула: V (+s)

— I do not play

— He does not eat

Вспом. гл.: did

Окончание: -ed, —

Формула: V2

— I did not play

— He did not eat

Вспом. гл.: will / shall

Окончание: —

Формула: will/shall + V

— I won’t play

— He won’t eat

Continuous Вспом. гл.: be (is / am / are)

Формула: am/is/are + Ving

— I am not playing

— He is not eating

Вспом. гл.: was / were

Окон-е: -ing

Формула: was/were + Ving

— I was not playing

— He was not eating

Was I playing?

Was he eating?

Вспом. гл.: will be / shall be Окон-е: -ing

Формула: will/shall + be + Ving

I will be playing

He will be eating

— I won’t be playing

— He won’t be eating

Will I be playing?

Will he be eating?

Perfect Вспом. гл.: have / has

Окон-е: -ed

Формула: have/has + V3

— I have not played

— He has not eaten

Have I played?

Вспом. гл.: had

Окон-е: -ed

Формула: had + V3

— I had not played

— He had not eaten

Вспом. гл.: will have / shall have

Окон-е: -ed

Формула: will/shall + have V3

I will have played

He will have eaten

— I won’t have played

— He won’t have eaten

Will I have played?

Will he have eaten?

Perfect Continuous Вспом. гл.: have been / has been

Окон-е: -ing

Формула: have/has + been + Ving

I have been playing

He has been eating

— I have not been playing

— He has not been eating

Have I been playing?

Has he been eating?

Вспом. гл.: had been

Окон-е: -ing

Формула: had been + Ving

I had been playing

He had been eating

— I had not been playing

— He had not been eating

Had I been playing?

Had he been eating?

Вспом. гл.: will have been / shall have been

Окон-е: -ing

Формула: will/shall + have been + Ving

I will have been playing

He will have been eating

— I won’t have been playing

— He won’t have been eating

Will I have been playing?

Will he have been eating?

Таблица употребления времен

Present Past Future
Simple 1) Обычное, повторяющееся действие

I always do my homework.

2) Законы и природные явления, научные факты

The sun rises in the east.

3) Бытовые ситуации

Do you want to spend a lot of money here?

4) Истории, анекдоты, обзоры, спортивные комментарии

Then the knight gets on his black horse and rides away.

5) Расписания поездов, сеансов в кинотеатре

The plane from New York arrives at 16:45.

1) Факт либо одиночное законченное действие в прошлом

The Titanic sank in 1912.

I went to Greece five years ago.

2) Прошедшие действия, происходившие в хронологическом порядке.

I get up, took a shower, brushed my teeth, got dressed and went out to have coffee.

3) Повторяющееся действие в прошлом

I took French courses when I was ten.

1) Простое действие в будущем

He will read this book.

2) Действие, которое будет длиться в будущем определенный период времени

Will you be my best friend?

3) Последовательность действий в будущем

He will meet me and tell me the situation.

4) Повторяющиеся действия в будущем

She will visit them a few times while she is in Great Britain.

5) Предположения по поводу будущего

I’m afraid she won’t come today.

6) Решение, принимаемое в момент разговора

I will have chips, and you?

7) Обещания, просьбы, предложения, угрозы

Be quiet, everything will be OK.

Continuous 1) Действие, происходящее в данный момент или период времени

I can’t hear what she is talking about now.

He is reading a new story by Edgar Allan Poe.

2) Действие, охватывающее временной отрезок в настоящем

He is studying at the University.

3) Изменяющаяся ситуация

Is your French getting better now?

4) Какое-либо запланированное действие (с указанием места и времени)

They are meeting their friend at 6 at the café.

5) Действие, которое будет происходить в ближайшем будущем (с глаголами движения)

The family is moving to the other town.

6) Выражение отрицательной характеристики

Ann is always making a noise when I’m reading.

1) Длительное действие, которое происходило в прошлом в определенный момент

I was playing computer game at 7 o’clock.

2) Два или более длительных действий, происходивших в прошлом одновременно

Mary was playing piano and her little sister was dancing.

3) Длительное действие в прошлом, прерываемое другим (коротким) действием.

As she was sleeping, somebody knocked at her door.

4) Описание обстановки или атмосферы

Sam entered the room. The smell of cigarettes was filling it.

5) Выражение отрицательной характеристики

The dog was constantly playing in the kitchen.

1) Действие, которое будет происходить в определенный момент в будущем:

This time next Monday I shall be flying to Tahiti.

2) Действие, которое, непременно, будет происходить в будущем

Jhon won’t be meeting you tomorrow, because he is ill.

3) Вежливый вопрос о планах собеседника на ближайшее будущее, в частности когда нам нужно, чтобы этот человек что-то сделал для нас

Will you be reading the magazine for long? My friend need it urgently.

Perfect 1) Действие, полностью завершенное в прошлом, результат которого имеет связь с настоящим

They have bought a new TVset, so they may sell the old one.

2) Действие, начавшееся в прошлом и продолжающееся в настоящем

I have known Kate since school years.

3) В придаточных предложениях времени после таких союзов, как after, when, before, as soon as, till, until, с целью передать будущее действие, которое jкончится до начала действия, о котором говорится в главном предложении

We’ll serve you a pancake only after you have eaten the soup.

1) Действие, произошедшее ранее конкретного момента в прошлом

By the end of the month he had learned to read.

Fortunately the mist had diffused before we left the house.

2) Действие, которое началось в прошлом и длилось до или во время другого момента в прошлом

I found out that Lisa and Steve had not met since our graduation party.

3) В таких фразах, как «едва», «только»,"не прошло и …, как", «не успел и…, как».

She hadn’t said a sentence when somebody interrupted her.

They had scarcely finished supper when Susy brought a big choclate cake.

1) Будущее действие, которое завершится до определенного момента в будущем

He’ll have translated the text by noon.

By the time they come home, grany will have cooked lunch.

2) Прошедшее предполагаемое действие («должно быть», «вероятно»)

The students will have noticed speaker’s negative attitude to any form of discrimination.

Perfect Continuous 1) Действие, которое началось в прошлом, длилось некоторое время и продолжается в настоящем

Mother has been cooking dinner for two hours already.

2) Длительное действие в прошлом, завершившееся непосредственно перед моментом речи, и результат которого оказывает влияние на настоящее

The roads are wet. It has been raining all the night.

1) Длительное действие, начавшееся до определенного момента в прошлом и продолжающееся в этот момент

Mary had been singing for an hour when he came.

2) Длительного действие, начавшееся до определенного момента в прошлом и завершившееся прямо перед ним

Students had been discussing some important topics and they looked upset after that long conversation.

1) Будущее длительное действие, которое начнется раньше другого будущего момента либо действия и будет продолжаться в этот момент

He will have been working at the thesis for a month when Jack join him

Слова-подсказки в помощь

В английском языке есть много так называемых «слов-подсказок» или слов-признаков, которые могут подсказывать, какое именно время следует использовать в данном предложении. Умение распознавать такие слова существенно помогает при выборе времен. Но следует учитывать тот факт, что некоторые из таких слов-признаков могут использоваться в нескольких группах времен.

Past Present Future
Simple / Indefinite yesterday

last year/month, etc one year/month ago

every morning/day, etc.

always

usually

frequently/often

sometimes

tomorrow

tonight

Зачастую времена в английском языке представляют трудности для изучающих английский. Объясняется это тем, что система времен в английском языке непохожа на ту, которая используется в русском языке, хотя некоторые параллели провести все же можно. Однако у системы английских времен есть неоспоримое достоинство – она обладает строгой упорядоченностью, логичностью, и подчиняется законам грамматики.

Английские времена. Краткая характеристика

Всего в английском языке существует 12 времен, которые делятся на четыре группы:

- simple или indefinite (группа простых времен);

- continuous или progressive (группа длительных или продолженных времен);

- perfect (группа совершенных времен);

- perfect continuous или perfect progressive (группа совершенных длительных времен).

В английском языке так же, как и в русском языке, действие, выраженное глаголом, может происходить в прошедшем, настоящем, или будущем. Соответственно, каждая из названных выше групп времен может быть выражена в прошедшем времени (past tense ), настоящем времени (present tense ), или будущем времени (future tense ).

Каждая группа времен в английском языке выражает разные ситуации.

Простые времена описывают факт происхождения действия, безотносительно протяженности этого действия. Также они используются для описания действий, которые происходят с некоторой регулярностью.

Длительные времена , как следует из названия, описывают то, что происходит в течение какого-либо промежутка времени, как правило, заданного тем моментом, о котором идет речь. Также глаголы данной группы времен всегда строятся с использованием глагола be , и к ним всегда добавляется окончание "-ing" .

Совершенные времена описывают действия, которые уже завершились к какому-либо моменту времени. Глаголы в данной группе времен всегда используются с вспомогательным глаголом have , и они всегда стоят в форме причастия прошедшего времени.

Совершенные длительные времена , как видно из названия, определяют в себе признаки времен совершенной и длительной группы, они описывают действия, которые продолжались на протяжении определенного периода времени. Глаголы данной группы используют два вспомогательных глагола – have и been , и имеют окончание "-ing ".

Запомнив несложные правила, приведенные выше, выбирать между этими группами времен будет намного проще.

Таблица английских времен с примерами

Для еще большего упрощения понимания системы английских времен, ниже приводится таблица, где отражены главные случаи использования тех или иных времен.

Past (прошедшее время) Present (настоящее время) Future (будущее время)
Simple / Indefinite Факт происхождения действия в прошлом. Действие, которое происходит с некоторой регулярностью. Действие, которое должно произойти в будущем.
cooked cook / cooks shall / will cook
He cooked yesterday.
Он готовил вчера.
He cooks dinner every Friday.
Он готовит ужин каждую пятницу.
He will cook tomorrow.
Он будет готовить завтра.
Continuous / Progressive
be + глагол + ing
Действие, которое происходит в указанный момент в прошлом (как правило, выраженный другим действием в форме Simple Past). Действие, которое происходит сейчас. Действие, которое будет происходить через некоторое время в будущем, в какой-либо указанный момент.
was / were cooking am / is / are cooking shall / will be cooking
He was cooking when the phone rang.
Он готовил, когда зазвонил телефон.
He is cooking now.
Он готовит сейчас.
He will be cooking when you come.
Он будет готовить, когда ты придешь.
Perfect
have + глагол
Действие, которое завершилось до другого действия в прошлом, или до момента в прошлом. Действие, которое произошло в какой-то неуказанный момент в прошлом, и эффект которого, зачастую, имеется в настоящем. Действие, которое завершится до другого действия в будущем, или до момента в будущем.
had cooked has / have cooked shall / will have cooked
He had cooked the dinner when the phone rang.
Он уже приготовил ужин, когда зазвонил телефон.
He has cooked many meals.
Он приготовил много блюд.
He will have cooked dinner by the time you come.
Он уже приготовит ужин к тому моменту, когда ты придешь.

have + been + глагол + ing
Действие, которое происходило в течение периода времени до другого действия в прошлом, или до момента в прошлом. Действие, которое началось в прошлом, и которое происходит в течение некоторого периода времени, и продолжается в настоящем. Действие, которое начнется в будущем, и которое будет происходить в течение некоторого периода времени до другого действия в будущем, или момента в будущем.
had been cooking has / have been cooking shall / will have been cooking
He had been cooking for a long time before he took lessons.
Он готовил уже некоторое время, прежде, чем он пошел на курсы по кулинарии.
He has been cooking for over an hour.
Он готовит уже больше часа.
He will have been cooking all day by the time she gets home.
Он будет готовить уже весь день к тому моменту, как она придет домой.

Признаки времен в английском языке

В определенной степени каждая группа английских времен может иметь некоторые признаки, которые подсказывают, помогают понять, какое время использовать в том или ином случае. И хотя такие признаки не позволяют со стопроцентной достоверностью определить, какое время будет самым правильным в данном случае, они все же упрощают задачу выбора.

Такие признаки выражают период или время, в котором происходит действие.

Например:
yesterday (вчера) указывает на simple past
every day (каждый день) указывает на simple present
tomorrow (завтра) указывает на simple future
while (в то время, как) указывает на past continuous
now (сейчас) указывает на present continuous

В английском языке много таких слов-признаков, выражающих какой-либо момент или период во времени, и многие из них указывают на то, произошло действие в прошлом, или только произойдет в будущем, и они могут подсказывать, время какой группы следует использовать. Если научиться распознавать такие слова-признаки, то это очень поможет при выборе времен. Однако следует учитывать, что некоторые такие слова-признаки могут использоваться в более, чем одной группе времен. Ниже приводится таблица, содержащая основные такие слова-признаки, и показывающая, на какое время они указывают.

Past (прошедшее время) Present (настоящее время) Future (будущее время)
Simple / Indefinite Simple Past Simple Present Simple Future
yesterday – вчера
last year / month / etc – в прошлом году / месяце / и т.д.
one year / month ago – один год / месяц назад
every morning / day / etc. – каждое утро / каждый день / и т.д.
always – всегда
usually – обычно
frequently / often – часто
sometimes – иногда
tomorrow – завтра
tonight – сегодня вечером
next week / month / etc. – на следующей неделе / в следующем месяце / и т.д.
soon – скоро
in the future – в будущем
Continuous / Progressive Past Continuous Present Continuous Future Continuous
while – в то время, как
when – когда
now – сейчас
right now – прямо сейчас
this week / minute / etc. – на этой неделе / в эту минуту / и т.д.
when – когда
after – после
as soon as – как только
before – прежде
Perfect Past Perfect Present Perfect Future Perfect
before – раньше
already – уже
by the time – к тому времени
until then / last week / etc. – до этого момента / до прошлой недели / и т.д.
after – после
until now – до настоящего момента
since – с тех пор
ever – когда-либо
never – никогда
many times / weeks / years / etc. – много раз / много недель / много лет / и т.д.
for three hours / minutes / etc. – в течение трех часов / минут / и т.д.
by the time you go (somewhere) – к тому времени, как ты пойдешь (куда-либо)
by the time you do (something) – к тому времени, как ты сделаешь (что-либо)
already – уже
Perfect Continuous / Perfect Progressive Past Perfect Continuous Present Perfect Continuous Future Perfect Continuous
before – раньше
for one week / hour / etc. – в течение одной недели / одного часа / и т.д.
since – с тех пор
for the past year / month / etc. – в течение последнего года / месяца / и т.д.
for the last 2 months / weeks / etc. – в течение последних 2 месяцев / недель / и т.д.
up to now – до настоящего времени
since – с тех пор
by the time – к тому времени
for ten days / weeks / etc. – в течение десяти дней / недель / и т.д.
by – к (какому-либо моменту)

Основную сложность английского языка представляют большое количество времен и трудность их запоминания. Иногда даже сами англичане путают то или иное время и произносят их неправильно. Но если систематизировать всю информацию о них, то запомнить их будет гораздо проще. Если вы это сделаете, то имея хороший словарный запас, сможете свободно изъясняться на английском.

Чтобы суметь свободно пользоваться временами как инструментами своей речи, нужно логически понять, для чего они нужны, зачем их так много. Для этого нужно знать, как их использовать. То есть сравнить их с тем, как мы говорим по-русски. На самом деле английский язык намного проще русского по составу, по содержанию, и знания о нем гораздо проще систематизировать. Так как в английском языке нет столько окончаний, суффиксов и приставок, как в нашем. Это они компенсируют разными глаголами и их формами. Как и в русском языке, там есть прошлое, настоящее и будущее. Только есть еще разделение на простое, завершенное и длительное, а также завершенное длительное в каждом из времен. Simple – простое время – это то, что делается вообще, всегда, каждый день. Как в русском языке: учил, учу, буду учить.

Следующая форма времен – это то действие, которое находится в процессе – Continuous. Здесь делается акцент на то, что человек находится, находился или будет находиться в процессе. Если по-русски мы скажем: я читаю сейчас, то в английском будет дословно – я читающий, пишущий, говорящий. То есть находящийся в процессе: я буду читающий завтра – I will be reading tomorrow. Основной признак этого времени – ing-ое окончание.

Perfect. Здесь упор делается на результат и опыт. То есть какое-то действие, которое уже принесло результат. Если мы говорим – я выучил английский язык, то англичане скажут – я имею выученным английский язык, I have learned how to speak English. Обязательно в этих формах времени уже имеется какое-то завершенное действие с полученным результатом или опытом. Основной признак – глагол have и его формы, а также третья форма глаголов.

Perfect continuous. Акцент здесь делается на какой-то временной промежуток. То есть, как долго длился определенный процесс. Я гулял на улице два часа, англичане же дословно скажут: я имею побытым гуляющим 2 часа – I have been walking for a 2 hours. Основные признаки: конструкция have been в формах и инговое окончание глаголов, а также обязательное упоминание промежутка времени: 5 минут, двадцать лет, три недели.

Постарайтесь запомнить времена и понять разницу между ними. Тогда ваш английский станет ярче, богаче, и вам станет проще понимать людей и разговаривать на нем.

Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют "времена" английского глагола. Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен - три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать. Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря. Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может. Ни в одном языке мира (а их насчитывается несколько тысяч) количество глагольных времен, выраженных специальными грамматическими формами, не превышает "магического" числа "три". Меньше трех может быть. Есть языки только с двумя формами времен (например, "прошедшее""непрошедшее"), есть языки вообще без глагольных времен, но нет языков, где этих времен было бы больше трех.

Название любого из двенадцати английских времен начинается с одного из трех слов: Present, Past, Future. Есть четыре вида настоящего, четыре вида прошедшего и четыре вида будущего, которые известны как Simple, Progressive, Perfect и Perfect Progressive. В русском языке аналогичная картина, только форм меньше: одно настоящее (иду), два прошедших (шел/пришел) и два будущих (буду идти/приду). Строго говоря, если согласиться с тем, что в английском языке 12 времен, то следует говорить как минимум о пяти временах в русском (на самом деле их и того больше). Но мы почему-то этого не делаем. Почему? Да потому, что мы прекрасно понимаем, что и шел, и пришел - формы прошедшего времени. Точно так же, как говорящий на английском языке понимает, что I work, I am working, I have worked и I have been working - все формы настоящего времени.

Сложности, с которыми сталкиваются изучающие английский язык при овладении грамматическими формами глагола (не только с грамматической категорией времен, но и пассивным залогом), вызваны тем, что в учебной литературе нет четкого теоретического осмысления значений и функций глагольных форм, которое позволяло бы простым образом объяснить, в чем состоит их предназначение. Другими словами, нужно хорошо понимать, зачем вообще в языке нужны такие категории, как время, вид, залог, чтобы доходчиво и просто объяснить принципы функционирования соответствующих форм. Такое понимание дает когнитивный подход к языку как к системе представления знаний.

В соответствии с этим подходом любая грамматическая категория служит для выражения и сохранения в языке определенного знания. По сравнению с лексиконом грамматика - более абстрактная система, поэтому представленные в ней знания являются универсальными в том смысле, что они важны для нормального функционирования общества: неважно, на каком языке общаются между собой члены общества. Это значит, что грамматические категории, имеющие в разных языках различное выражение, содержательно мало чем отличаются друг от друга. Именно поэтому возможен перевод с одного языка (например, русского) на другой (например, английский).

Для чего же нужны категории времени и вида? С помощью категории времени человек делит весь окружающий его мир на три сферы опыта: 1) опыт, непосредственно входящий в сферу воспринимаемой чувствами и осознаваемой действительности, или настоящее (present от лат. praesens - mo, что перед чувствами); 2) опыт, сохраняющийся как память о том, что прошло мимо наших чувств, или прошлое (past); 3) опыт, который предсказывается на основании имеющихся знаний, или будущее (future). Здесь очень важно усвоить, что в отличие от английского языка в русском нет однозначного соответствия между этими понятиями и так называемыми формами глагола. Рассмотрим как пример следующую ситуацию.

Папа некоторое время назад уехал в командировку. Вова в своей комнате учит уроки, мама на кухне готовит ужин. Раздается звонок в дверь. Мальчик открывает дверь и при виде отца радостно сообщает: "Мама, папа приехал!"

В любой школьной (и не только школьной) грамматике будет обозначено, что приехал (в данном случае) - форма прошедшего времени совершенного вида обозначает действие, имевшее место в прошлом и завершившееся к моменту речи. Это традиционный подход, к которому все говорящие на русском языке привыкли (тем более, что это знание, которым никто из нас никогда на практике не пользуется: ведь мы все усвоили родной язык, включая грамматику, в младенческом возрасте, когда еще и понятия не имели ни о времени, ни о виде, ни о других тонкостях грамматической науки). Но при изучении английского как иностранного такой подход нас более не устраивает, так как не позволяет соотнести то, что мы знаем о родном языке, с тем, что находим в иностранном. Когнитивный же подход ориентирует на то, чтобы ответить на вопрос: "А что именно сообщает мальчик маме?" В этом случае его восклицание интерпретируется так: "Я вижу папу. Начиная с некоторого момента в прошлом, я его не видел, т.е. его дома не было, так как он уехал в командировку. Теперь папа снова здесь, значит, приехал (логический вывод, основанный на фоновых знаниях мальчика)". Другими словами, смысл восклицания мальчика таков: "Папа снова дома (я его снова вижу)". Но ведь это настоящее время. И в английском языке, где соответствие между временными понятиями и временными формами глагола гораздо более последовательное, чем в русском, будет конечно же, употреблена форма настоящего времени. Другой вопрос, какая из четырех возможных: Simple, Progressive, Perfect или Perfect Progressive? И здесь на помощь приходит правильное (т.е. когнитивное) понимание категории вида.

С помощью категории вида человек разграничивает знания по их источнику: мы знаем о чем-то, потому что видели (слышали, ощущали и т.п.) это сами, и мы знаем о чем-то, потому что это знание было передано нам в готовом виде (кто-то сказал, прочитали об этом, узнали в школе и т.п. - возможности здесь самые разнообразные). Это различие очень важно, и в повседневной деятельности мы все время учитываем его на подсознательном уровне. Всем нам хорошо известна пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Смысл ее в том, что увиденное воочию, как правило, не подвергается сомнению, тогда как знание, полученное из чужих рук, не всегда обязательно достоверно. В этой связи посмотрите, что получится, если в приведенной выше ситуации мальчик вместо совершенного вида глагола употребит несовершенный: "Мама, папа приезжал!". Хотя формально это высказывание грамматически правильное, в нашей ситуации оно не может быть употреблено, потому что так не говорят. А не говорят так, потому что приезжал не содержит в себе указания на то, что в момент высказывания мальчик видит папу, тогда как форма приехал такое указание содержит.

Отличие русского языка от английского состоит в том, что в русском подобного рода смысловые различия очень часто передаются не специальными формами глагола, а контекстом. Сравните следующие примеры: Иван курит, несмотря на предостережения врачей; Смотри, Иван снова курит, несмотря на предостережения врачей. В первом случае речь идет о том, что мы знаем об Иване, при этом вовсе не обязательно, чтобы Иван находился у нас перед глазами; он вообще может быть в другом городе, даже в другой стране. Во втором случае речь идет о том, что мы непосредственно наблюдаем: на это прямо указывает глагол смотри. В английском же языке все гораздо проще, потому что там эти смысловые различия передаются специальными (видовыми) формами глагола: Simple и Progressive, соответственно. Отметим, что термин вид происходит от глагола видеть (который этимологически связан с лат. videre - видеть и греческим eidos - то, что видимо).

Но мы пока говорили о двух типах знания, которым соответствуют два вида: одно знание имеет определенный источник информации (например, мальчик в приводившемся примере), а другой неопределенный источник (например, говоря Иван курит, я не даю понять, откуда мне об этом известно). А форм английского глагола - четыре. Почему так много?

Да потому, что ситуации, когда мы говорим о том, что непосредственно наблюдаем, могут существенно различаться, в зависимости от того, что именно мы видим (слышим и т.п.). Когда я говорю: Смотри, Иван снова курит, я имею возможность наблюдать сам процесс курения (он держит в руке сигарету, подносит ее ко рту, втягивает дым и затем выпускает его - действие, вообще-то говоря, бессмысленное и вредное). Но если мама, встречая Ивана, чувствует исходящий от его одежды запах табачного дыма и спрашивает: Ты опять курил?, она задает вопрос, основываясь на том, что воспринимает в момент речи (в данном случае органами обоняния), и это, конечно же, настоящее время. Но самого действия курения она не наблюдает, ее восприятию доступны лишь определенные признаки, говорящие о том, что Иван курил. Для выражения этого когнитивного смысла в английском языке существует своя, специальная форма глагола - Perfect. Эта форма употребляется тогда, когда мы сравниваем то, что видим, с тем, что было до этого (например, утром от Ивана не пахло, а теперь пахнет табаком - значит, курил). Наконец, возможны случаи, когда мы говорим о непосредственно наблюдаемом действии и при этом одновременно сравниваем то, что мы видим, с тем, что видели в какой-то момент (или в какие-то моменты) до этого. Например, я вижу, что Иван сейчас курит, но я также видел его курящим и до этого, в течение всего дня. В таком случае происходит объединение двух форм, выражающих разные когнитивные смыслы, и мы получаем очень не любимую многими учащимися форму Perfect Progressive, хотя на самом деле это не просто, а очень просто.

Приведенные (естественно, в очень кратком виде) объяснения когнитивного содержания английских глагольных форм можно суммировать в виде очень простого алгоритма, который позволяет практически безошибочно выбрать правильную форму глагола.

Алгоритм выбора видо-временной глагольной формы:

  • Реши для себя, к какому времени относится то, что ты собираешься сказать (Present, Past, Future).
  • Реши для себя, о чем ты собираешься сказать: о том, что видишь (видел, увидишь), или о том, что знаешь (знал, будешь знать).
    • Если о том, что видишь, спроси себя: "Что именно я вижу?"
      • Вижу само действие → Употреби форму Progressive
      • Вижу признаки (следы) действия → Употреби форму Perfect
      • Вижу само действие и сравниваю то, что вижу сейчас, с тем, что видел до этого -> Употреби форму Perfect Progressive
    • Если о том, что знаешь (неважно откуда) → употреби форму Simple

Этот алгоритм как составная часть методики обучения грамматическим формам английского глагола описан в учебном пособии "Английский глагол. Новая грамматика для всех" (Кравченко А. В. (ред.), Иркутск, 1999).

Более того, когнитивный подход к английским временам позволяет наглядно увидеть, что никаких так называемых исключений в отношении употребления глаголов различных групп в тех или иных грамматических формах не существует. Так, любой глагол (например, see, know, remember, like и т.п.) может быть употреблен в форме Progressive, просто нужно знать, когда это можно и нужно сделать, а когда - нельзя. Становится понятным простой принцип, определяющий выбор в речи пассивного или активного залога; тем более что этот принцип точно такой же, как и в русском языке.

Короче говоря, оказывается, что ничего сложного и непостижимого в системе грамматических форм английского глагола нет. Как показывает практика, думающий человек (неважно, школьник, студент или взрослый) усваивает значение и функции английских времен за короткий срок. Остальное - дело техники, тренировки обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора.

А. В. Кравченко, Иркутск