Есенин черемуха краткое содержание для читательского дневника. Сергей Есенин — Черемуха душистая: Стих. Выразительное чтение стихотворения

«Черемуха» Сергей Есенин

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Анализ стихотворения Есенина «Черемуха»

В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где автор научился не только понимать и ценить окружающий мир, но и подмечать любые мелочи, характеризующие его преображение.
Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.

Используя образность и гибкость русского языка, Есенин наделяет обычное дерево человеческими качествами, представляя черемуху в образе юной девушки, которая «ветки золотистые, что кудри, завила» . Удивительная гармония окружающего мира не может оставить поэта равнодушным, и он отмечает, как по стволу черемухи сползает «медвяная роса», а возле ее корней струится «маленький серебряный ручей».

Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах . Трепетная черемуха прекрасна в своей робкой красоте, и ее «зелень золотистая на солнышке горит». Что до ручья, то он нежно орошает ее ветки талой водой и «вкрадчиво под кручею ей песенку поет».

Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.

Филологический анализ стихотворений Сергея Есенина

«Сыплет черемуха снегом…»

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.

Радугой тайные вести

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

1.

Стихотворение "Сыплет черёмуха снегом" написано великим певцом русской природы Сергеем Есениным в 1910 году и входит в цикл его стихотворений под названием «Девичник», вошедших в сборник стихов «Радуница» в 1916 году.

Весёлый и радостный мотив чувствуется в этом стихотворении. Не раз вдохновением великих поэтов являлась весна. Момент оживления природы, её расцвета. Яркий и красочный образ создаёт красавица-весна и в стихотворении Есенина.

Лирический герой думает о невесте. Именно весна поэту напоминает о любимой девушке. Автор неслучайно вводит этот образ, сравнивая его с образом весны. Лирический герой одухотворён, оживлён и одурманен красотой природы ("Радугой тайные вести/Светятся в душу мою"). Он наслаждается пением птиц, оживлением весны, об этом он говорит в четвёртой строфе. Лирический герой ликует и радуется.

Стихотворение "Сыплет черёмуха снегом" вызывает у каждого читателя положительные эмоции. Хочется также порадоваться приходу весны.

У Есенина весна - это что-то прекрасное, заставляющее радоваться жизни, любить каждое живое существо.

2. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.

Данное стихотворение является художественным текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:

1) информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета.

Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты.

2) цельностью, т.к. у текста есть план.

1. Любование лирического героя приходом весны.

2. Думы о невесте.

3. Обращение к природе.

Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так

как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое.

3) связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.

4) завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);

5) диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и

научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.

6) Единством внешней и внутренней формы:

1.Внешняя форма - лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств.

7) абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком С.Есениным и для человека;

8) развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы.

9) последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;

10) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

11) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу, т.е. показывает красоту природы весной, особое состояние героя в это время года;

12) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину весны, вызывающую у читателя бурю чувств и эмоций.

2.Внутрнення форма.

13) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь.

Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

14) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

15) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая

о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

3.Основные единицы текста

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно

разделить на три ССЦ:

1-ая часть – 1, 2 строфы;

2-ая часть – 3 строфа;

3-я часть – 4 строфа

Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

Средняя часть – Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Концовка - Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение

Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки

текстуальности.

4 . Особенности языкового оформления.

а) Лексика.

Стихотворение насыщено цветом: «зелень в цвету», «пеной я цвет разнесу, яркими эпитетами «шёлковые травы», «зыбистым бегом». Олицетворения «сыплет черёмуха», «никнут травы» способствуют жизни, действию. Есть сравнение в твор. падеже «радугой тайные вести/светятся в душу мою», метафора «сыплет черёмуха снегом». Здесь цветки черёмухи сравниваются с падающими снежинками, что способствует представлению более яркой картины облетающей черёмухи.

б) Морфология.

В тексте преобладают существительные для обозначения образов весенней природы: Зелень в цвету, роса, поле, побеги, грачи, в полосе, травы, сосна, луга, дубравы, радуга, вести, душа, невеста, черёмуха, снег, птахи, лес, бег, пена, весна.

Глаголы в форме настоящего времени «сыплет черёмуха», «ходят грачи», «никнут травы», «пахнет смолистой сосной» погружают читателя в атмосферу происходящего. Создаётся картина одурманивающей весны с её цветами и запахами.

в) Синтаксис.

Инверсии («Никнут шелковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста(«Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной. По рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению.

5. Вывод.

Эта совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализует замысел автора – представить картину весны и аллегоричный образ невесты, сравниваемой с черёмухой.

Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

1915›

Анализ

    Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир.

Стихотворение с первых же строк делает читателя свидетелем весеннего расцвета природы на примере небольшой сюжетной сценки, так характерной для этого времени года в России. Обычно неяркая в момент весеннего пробуждения природа, окружающая поэта, наполнена звучанием и светом .

Это лирическое стихотворение отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение. Стихотворению характерны напевность, музыкальность.

Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.

Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах.

Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении. Особенно это ясно видно в образе ручья: сначала - «струится маленький», да еще и рифмуется с «проталинкой», а потом: его «гремучая волна» обдает «все ветки» черемухи. Да и отношения с черемухой изменились: сначала ручей просто был рядом с ней, а потом - «вкрадчиво под кручею ей песенки поет». Наличие двух картин подтверждается еще и тем, что сам автор снова говорит: «черемуха душистая», как бы заново всматриваясь в нее. А она уже другая: «развесившись, стоит», уже не «в серебре», а в золоте «на солнышке горит». Эти изменения можно объяснить тем, что прошло время - черемуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы - его напитали вешние воды.

Особенности языкового оформления .

1.В этом стихотворении Есенина редко встречающийся стихотворный размер, который называется пеон второй. Это четырехсложный размер - ударение на втором слоге, а первый, третий и четвертый слоги безударные. В данном стихотворении двухстопный пеон второй.

Строфа - четверостишие с перекрёстной системой рифмовки.

    а) Лексика.

Слова, требующие толкования

Медвяный – имеющий вкус или запах меда.

Зелень пряная – зелень душистая, ароматная.

Проталина – место, где стаял снег и открылась земля.

Круча – крутой спуск, обрыв.

Олицетворения: черёмуха ветки завила, роса сползает, зелень сияет, горит, бежит ручей, ручей ветки обдаёт, песенки поёт.

Эпитеты: черемуха душистая; ветки золотистые; роса медвяная; зелень пряная; маленький, серебряный ручей; зелень золотистая; волной гремучею.

Сравнение: ветки, что кудри.

Метафоры: кругом роса медвяная, под жемчугом росы, ручей волной гремучею.

б) Главным поэтическим приемом Есенина, использованным в стихотворении «Черемуха душистая…», стала аллитерация. Даже неискушенный читатель заметит насыщенность речевых оборотов стихотворения сочетаниями согласных, передающих весеннее журчание ручья или трепетание на ветру листьев черемухи, сопровождающееся их шорохом.

При помощи сочетаний сонорных и звонких согласных поэт передает звуки бурления звенящей весны: з о л отисты е , з ави л а, спо лз а е т, з е л е н ь, з о л отиста я , р а з весившись, вес н о ю , п р я н а я , м едвя н а я , се р еб р я н ы й , песе н ки, со лн ышко, ст р у и тся, р оса, р асцве л а, г р емуче ю , р уче й ; шорохи же, со з даваемые травой и листьями под воздействием ветра, читателю слышатся в обилии глухих и шипящих: ч ерёму х а, ду ш и ст ая, бе ж и т , вк ра дч иво, кру ч ею, развеси вш ись, чт о, с олны шк о и др..

Все возможные органы чувств автора задействованы в восприятии весеннего оживления природы, поэтому и читатель не остается равнодушным к этой картине жизни.

в) Морфемика.

Автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы выразить особую любовь к весенней природе: проталин к а, мал еньк ий, песен к и, солн ышк о.

г) Морфология.

Использование существительных, характерных для обозначения образов весенней природы: черёмуха, кудри, ветки, роса, кора, зелень, серебро, проталинка, трава, корни, ручей, круча, песенка.

В начале стихотворения автор использует глаголы в форме прошедшего времени (расцвела, завила), как бы показывая, что черёмуха находится в самом расцвете сил, благоухания и красоты. Затем подряд идут глаголы в форме настоящего времени, приближая читателя к происходящим действиям и событиям (сползает, сияет, бежит, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт).

Одиночное деепричастие «развесившись» и наречие «вкрадчиво» несут большую смысловую нагрузку и дают возможность читателю яснее представить образ черёмухи.

д) Синтаксис.

В первой части стихотворения предложения с прямым порядком слов, а во втором автор использует инверсию (бежит, струится ручей), в третьей части возвращается к прямому порядку слов, передавая этим динамику событий. Однородные сказуемые (бежит, струится ручей, обдаёт, поёт ручей), (расцвела, завила черёмуха), неоднородные определения (пряная золотистая зелень), (маленький серебряный ручей) создают полную картину весенней природы.

    Вывод. Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.

Черемуха является центральным образом двух этих стихотворений. Но в каждом из них она предстаёт перед нами по-новому. Это говорит о большом таланте автора и, конечно, о неисчерпаемом богатстве и выразительных возможностях русского языка. Не раз Есенин ещё будет обращаться к образу девушки-черёмухи в своих произведениях. В поэме «Анна Снегина» он тоже обращается к этому образу. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало в поэме встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...

Список используемой литературы.

    Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. Учебное пособие для студентов филологических факультетов

Высших учебных заведений, М., «Академия», 2004, 192 стр.

    Интернет-ресурсы.

Шаблон анализа лирического стихотворения.

(Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир)

Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где

вершина – текст стихотворения,

ось конуса – анализ формы,

основание – истолкование содержания.

1. С чего начать?

Ассоциации, которые вызывает стихотворение;

Настроение, которое создает стихотворение

Мысли, которые оно вызывает

Факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению

Рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта

Суждения об общих закономерностях творчества поэта, нашедших отражение в конкретном стихотворении;

Цитата из стихотворения;

Отзыв о стихотворении критика.

2. Тема и идея. Заглавие.

Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна . Чтобы определить идею можно применить один из вопросов:

Зачем поэт написал это стихотворение , что он хотел сказать своему читателю ?

Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение ?

Заглавие позволяет выстроить ряд ожиданий, предположений, возможного движения мысли, заглавие может быть противопоставлено содержанию. Поэтика обманутых ожиданий. Минус-прием.

Привлечение каналов восприятия:

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

3. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.

Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить их смыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.

1) Жанр .

Эпиграмма (сатирический портрет)

Эпитафия (посмертное)

Элегия (стихотворение медитативного характера)

Ода (хвалебное)

Послание - стихотворное произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания

Сонет - стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия и два трехстишия.

2) Принадлежность к определенному литературному направлению :

сентиментализм романтизм

реализм символизм

акмеизм футуризм

3) Композиция .

Деление на смысловые части

Строфическое и синтаксическое членение. (Строфа - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах.)

4) Ритм, рифма, рифмовка.

Основа всякой поэтической вещи - ритм - «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

Ритм - (от. греч. rhythmos - соразмерность) - периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.

Стихотворные размеры: хорей (), ямб (), дактиль (), амфибрахий(), анапест ().

Нарушения метрического ударения: пиррихий, спондей.

Рифма – инструмент в поисках смысла.

О.Мандельштам

Рифма - одинаковое или сходное звучание концов стихотворных строк.

Рифма может быть

богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному, (ограда - винограда; труды - руды)

бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер - метил).

Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные

Рифмовка

смежная (парная) ААББ (смысловая автономность рифмуюихся строк)

перекрестная АБАБ (смысловые переклички, цельность)

опоясывающая (кольцевая) АББА (монолитность)

5) Особенности языкового оформления.

Синтаксис (разные типы предложений, наличие осложненных простых предложений, роль однородных членов, обращений, уточнений и т.п.)

Морфология (преобладание определенных частей речи, форм)

Морфемика (роль некоторых морфем)

Звуковая организация - способы акцентирования в сознании определенных строк:
ассонанс (повторение гласных звуков)

аллитерация(повторяются согласные звуки)

Лексика : синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.

Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):

Аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы
- гипербола - художественное преувеличение,

Ирония - скрытая насмешка
- литота - художественное преуменьшение
- метафора - скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА
- метонимия - сближение, сопоставление понятий по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.)

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов

Перифраз - описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания

Сравнение – А как(словно, будто) В, А похоже на В, АВ(Тв.п.)
- эпитет - художественное определение
- олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами

Стилистические фигуры - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов называют различные синтаксические конструкции, речи.

анафора антитеза инверсия

эпифора градация парцелляция

бессоюзие многосоюзие синтаксический параллелизм

риторические вопрос, восклицание, обращение

4. Чем закончить?

Подвести итоги.

Какие чувства отражены в стихотворении?

О чем все-таки оно?

Ч.Т.Д.

Сергей Александрович Есенин — великий русский поэт — множество стихов посвятил русской природе. Его стихи, лёгкие и выразительные, яркие и звучные, передают любовь поэта к родному краю и восхищение его красотой.

«Черёмуха» — одно из самых светлых и жизнерадостных стихотворений Есенина. Это нежное и трогательное произведение рассказывает о приближении весны. Вся природа оживает и расцветает. Черёмуха уподобляется живому существу. Её ветки сравниваются с кудрями. И это не случайно. Для поэта вся природа живая и одушевлённая. Стихотворение наполнено жизнью и движением: черёмуха цветёт, роса сползает по коре, ручей струится. Ручей тоже словно живой, при его описании автор использует олицетворение.

Читаешь стихотворение и будто слышишь журчание ручья, чувствуешь аромат черёмухи. Всё в природе сияет, сверкает, переливается. Это прекрасное стихотворение не может оставить равнодушным. Оно светлое и жизнерадостное, весёлое и праздничное. Поэту удалось передать расцвет природы, её богатство и красоту.

Цели урока: познакомить учащихся с родными местами С.А.Есенина; формировать умения понимать образность, выразительность слова; закрепление умения выразительного чтения; привить интерес к поэзии С.А. Есенина.

Задачи урока: работать над выразительностью и правильностью чтения художественных произведений; формировать умения учащихся определять средства художественной выразительности текста; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование урока: портрет поэта; книга “Ягодные растения Якутии” (авторы П.А. Тимофеев, Е.И. Иванова); компьютерная презентация.

Эпиграф к уроку:

Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!
С. Есенин

1. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята!

2. Объявление и запись темы урока.

Сегодня мы познакомимся с лирикой С. Есенина и ее особенностями; совершим путешествие на родину поэта в село Константиново под Рязанью; познакомимся с биографией поэта. Эпиграфом к уроку возьмем слова из стихотворения Сергея Александровича Есенина: “Он поэт, поэт народный,

Он поэт родной земли!”.

(Слайд 1: портрет С.А. Есенина.)

Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто “чувством родины”. Как писал сам поэт: “Чувство родины – основное в моем творчестве”.

Есенин – народный, национальный поэт, язык его стихотворений прост и понятен. Поэт выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Есенин настолько “свой”, что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в то время.

(Двое учеников читают по очереди.)

“Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: “Эх!... Ну куда ты годишься?..”. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: “Ты его не трожь, он так будет крепче!”. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу”.

(Слайд 2: родители поэта) Отец Сергея Есенина Александр Никитич (1873–1931) работал старшим приказчиком в мясной лавке на улице Щипок. Мать – Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (1865–1955).

Учитель: А теперь давайте отправимся на родину поэта, совершим заочное путешествие в село Константиново.

(Слайд 3: просторы Константинова).

Всякого, кто приходит в усадьбу Есениных, первым встречает тополь.

Над окошком месяц.
Под окошком ветер.
Облетевший тополь
Серебрист и светел.

Этот тополь – “старожил” здешних мест: посажен руками поэта. Когда-то их было три. Ведь в приокских селах эти деревья сажали в каждом дворе: они не только неприхотливы и быстро растут, но и препятствуют распространению пожаров, которые случались довольно часто.

Сейчас уцелевший тополь обнесен оградой. Это живая память. О чем?

Это было в мае 1924 года. Сергей приехал в родной дом после долгой разлуки (Слайд 4: родной дом) . А на месте дома – пепелище. Сгорели дом, рига, погибли многие деревья. Сгорел и любимый клен. Сколько нежных слов посвятил поэт зеленому другу в своих стихах. Для Есенина старый клен всегда был символом верности родному гнезду. Теперь вокруг дома чернели обгоревшие пеньки. Их вид угнетающе действовал на Есенина. Он и предложил сестрам посадить черенки тополя, в изобилии росшего вокруг усадьбы. С радостью взялись они за дело. Все вместе выкорчевывали горелые пни, копали лунки под саженцы. Посадили три черенка. И как водится, после дружной работы пили чай из самовара. Вот и выходит, что этот старый тополь как бы крестник поэта. Шумит в листве ветер, живет тополь!

Этот дом был построен на месте сгоревшего уже после смерти поэта. В память о сыне родители поэта решили построить новый дом так, чтобы он в точности был похож на старый. Заглянем в этот дом. (Слайд 5: дом Есенина,) Светлая горница с низким потолком, чистые половицы, всюду домотканые дорожки. Между окнами – зеркало в черной раме. В красном углу иконы. У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в маленькой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист С. Есенина в связи с окончанием школы. Рядом – семейные фотографии. Приезжая в родной дом, Есенин любил переставлять мебель по-своему. Стол, например, пододвигал ближе к окну, что возле красного угла, раскладывал “крылышки” стола для работы. На столе всегда лежали книги, бумага, карандаши, стояла пепельница, очень часто появлялись букеты цветов. Вечерами уютно светила настольная лампа с зеленым абажуром. На стене висят деревянные часы – необычные, затейливые, с резными башенками, черными фигурными стрелками, желтыми гирями и маятником. (Слайд 6: часы). Когда стрелка приближалась к римским цифрам X и XII, раздавался хриплый бой. Об этом поэт вспомнит в стихах: “Скоро, скоро часы деревянные прохрипят мне двенадцатый час!”. Эти часы сбоку немного помяты: дети втихомолку от взрослых кололи о них орехи. После смерти родителей поэта в этом доме разместилась библиотека. Все здесь хранит память о поэте. Стоит только не спеша пройтись по гулким комнатам, прислушаться, оглянуться – и снова зазвучат взволнованные строки:

Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом!
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.

3. Продолжение рассказа о поэте.

(Слайд 7: портрет дедушки). До девяти лет Сергей Александрович “рос под призором бабки и деда” и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным причинам не ладилась.

От деда – любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства:

К теплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох.
Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.

(Слайд 8: сборник стихотворений “Радуница”). В 1916 году вышел первый сборник стихотворений поэта “Радуница”. Главным достоинством сборника оказалось умение поэта передать свое глубокое, трепетное чувство любви к Родине, которая предстает перед читателями в картинах среднерусского пейзажа.

Самой сильной чертой поэтического дарования его было умение словом рисовать картины русской природы.

4. Анализ стихотворения.

1. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений С. Есенина “Черемуха”.

2. Что такое черемуха? Давайте обратимся к книге “Ягодные растения Якутии” П. Тимофеева. (Черемуха – род летнезеленых деревьев, реже кустарников. В Якутии встречается в Южной части республики. В переводе – хаппырыас).

(Слайд 9, 10: черемуха).

Послушайте стихотворение. (Чтение стихотворения учителем.)

5. Комментарий, словарная работа.

Медвяный – имеющий вкус или запах меда.
Зелень пряная – зелень душистая, ароматная.
Проталина – место, где стаял снег и открылась земля (харалдьык).
Круча – крутой спуск, обрыв (эмпэрэ)

3. Какие особенности лирического стихотворения вам известны? (У лирического стихотворения нет сюжета. В нем главное не события, а чувства и переживания).

6. Имеются ли в этом стихотворении так называемые “цветные эпитеты”? (Ветки золотистые, серьги ясные, серебряный ручей, зелень золотистая).

7. В стихотворении есть не только красочные образы, но и звуковые (ручей волной гремучею…, Ей песенки поет). Найдите примеры звукописи в тексте. Какие звуки наступившей весны они передают? (Аллитерация: с, з, ж которые ассоциируются с образом весны, шумом легкого ветерка, чуть слышным шелестом листвы. Ассонанс: е, ё, я, ю передают чувство воздушности, яркости, радости.)

8. С помощью каких слов описываются звуки весны?

  • Черемуха душистая.
  • С весною расцвела.
  • Кругом роса медвяная.
  • А рядом у проталинки.

9. Но не только звукописью и цветописью богата поэзия Есенина. В его произведениях можно увидеть самые разнообразные художественные языковые средства. Вспомним, что такое троп? (Тропы – слова, обороты речи, употребленные для достижения большей выразительности, иначе говоря, художественные средства языка).

10. Какие тропы использованы автором? Назовите их, приведите примеры. (Есенин использует эпитеты черемуха душистая, кисточки атласные и т.д.; сравнение как серьги ясные ; олицетворения бежит серебряный ручей, песенки поет, метафоры кругом роса медвяная, под жемчугом росы, ручей волной гремучею. Метафора, эпитеты, сравнения, олицетворение – придают стиху чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Природа живет, дышит, поет, благоухает. Когда читаешь строки стихотворения, чувствуешь дуновение ветра: “черемуха душистая”, “зелень пряная”. Передают веселое, восторженное настроение).

11. Какие чувства испытывает поэт? (Любовь к родной земле, радость, гармонию с миром природы).

6. Подведение итогов урока . Выделение особенностей лирики С. Есенина. (Записать в тетради.)

Какие же особенности лирики С.А. Есенина мы сегодня отметили?

  1. Внутренняя близость к песенному народному творчеству: напевность, музыкальность, лиризм.
  2. Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой.
  3. Мир природы необыкновенно красочен.

Сергей Александрович Есенин любил родной край, свою родину – Россию. Он создал незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя художественные средства. Не случайно до сих пор Есенин– поэт, которого поют больше, чем кого-либо другого.

Выставление оценок.

7. Рефлексия

– Каково было ваше настроения в начале урока? Изменилось ли оно к концу урока? Кому бы вы хотели сказать спасибо, кого поблагодарить?
– Урок прошёл в тёплой, дружеской атмосфере. Большое спасибо.

8. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение “Черемуха”, сделать иллюстрации к стихотворению.

Анализ лирического стихотворения С.А.Есенина «Черемуха»

Бутанаева Л.Г., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 4 г.Ак-Довурака

Цели: формировать коммуникативную компетенцию учащихся, совершенствовать устную речь.

Задачи:

обучающие: развивать умение анализировать лирическое произведение, находить изобразительно-выразительные средства языка;

развивающие: учить анализировать;

воспитательные: прививать любовь к природе; ориентировать учащихся на усвоение общечеловеческих ценностей.

Тип урока: урок-беседа.

Класс: 6

Оборудование: тексты стихотворения, портрет поэта, аудиозаписи, ТСО, раздаточный материал, толковый словарь.

Ход урока

I Организационный момент.

(Музыкальное вступление- звучит песня на стихи С.А. Есенина «Черемуха душистая…»)

Учитель. Вижу, что вы заулыбались. Это песня на стихотворение С.А. Есенина «Черемуха». Сегодня мы поговорим с вами о народных приметах, связанных с черемухой, попытаемся найти средства поэтического описания этого дерева в произведении.

II Актуализация опорных знаний (сообщение подготовленного учащегося)

Народные приметы, связанные с черёмухой, – например, такие:

    Когда черёмуха цветёт, всегда холод живет.

    Черёмуха расцветает – прилетают соловьи.

    Черёмуха расцветает через неделю после того, как распустилась берёза.

    Зазеленела черёмуха – пора сеять картофель.

    Когда цветет черёмуха, тогда улов лещей.

    Если у черёмухи много цвета, лето будет мокрое.

    Если черёмуха рано зацвела, лето будет тёплое.

Черёмуха обычно растет вдоль ручьев и речек, в поймах рек в черноольховых и широколиственных лесах, в смешанных зарослях кустарников. Считается, что когда на черёмухе раскрылись почки, весна вошла в полную силу, окончательно проснулась и потеплела земля, а вот когда черёмуха зацветёт – придут «черёмуховые холода».

Интересно, что ароматны не только цветы черёмухи – её кора и древесина тоже пахнут горьким миндалем, а листья благодаря этому запаху используют в чайных сборах. И цветы, и ягоды черёмухи находят применение в народной медицине.

Археологи обнаружили, что плоды черёмухи использовал в пищу ещё человек каменного века. А в позапрошлом столетии на Урале, русском Севере и в Сибири ягоды черёмухи заготавливали в огромных количествах, сушили и перемалывали на муку: её добавляли в хлеб, варили из неё кисель или делали начинку для пирогов.

III Изучение нового материала

    Слово учителя

Это замечательное полезное дерево воспел в своем произведении Сергей Александрович Есенин самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины-основное в моем творчестве»

Есенин- народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому,что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Поэт выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

    Сообщение подготовленных учащихся (на материале статьи Есенина «О себе»)

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году. В 2008 году исполнилось 113 лет со дня его рождения. Родился он в Рязанской губернии в селе Константинове. С 2 лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекало почти все детство Есенина.

Сам Есенин вспоминал: “ Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Также они меня учили плавать. Бросали в воду, а я отчаянно плескал руками. Лет 8 – ми я хорошо плавал, лазил по деревьям, среди мальчишек был большим драчуном и ходил всегда в царапинах.

Бабушка меня любила из всей мочи, и нежности ее не было границ.

Когда я подрос, меня отдали в церковно – учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. Но этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 – 17 годам”.

Так вспоминал о своем детстве С. Есенин. Вообще он был человеком очень талантливым. Он рос среди коренных русских пахарей, испокон веков лелеющих “черную, потом пропахшую землю”, знающих цену каждому колоску в поле, каждой травинке на лугу. От вечного труженика крестьянина передалась будущему поэту сыновняя привязанность к родной земле, ее озерам и рощам, рассветам и закатам. Всю свою любовь к родной земле он передавал в своих стихах.

Жил он в очень трудное, для нашей страны, время. На его коротком веку произошло три войны и три революции. И хотя прошло уже более 80 лет со дня его смерти, но стихи его живут в наших сердцах. Он не забыт, его помнят и любят.

Его стихи и поэмы переведены на многие языки, издаются в разных странах.

Есенин – один из величайших поэтов мира, один из честнейших поэтов мира…” - сказал турецкий поэт Назым Хикмет.

Из дальних и близких уголков нашей страны, со всех континентов планеты почитатели творчества Есенина приезжают в село Константиново в музей поэта.

Недавно на наших экранах был продемонстрирован фильм о жизни и творческом пути С. А. Есенина.

3. Анализ стихотворения:

Сегодня мы будем работать над стихотворением “ Черемуха ” по следующему плану:

    Самостоятельное чтение учащимися стихотворения;

    Выразительное чтение учителем;

    О чем это стихотворение?

    Встретились ли вам непонятные слова?

    Все стихотворение делится на столбцы – строфы.

    Изобразительно-выразительные средства.

Какова тема этого стихотворения? (Описание черемухи весною).

Какие строки стихотворения вам особенно понравились, запомнились?

- Какой вы представляете себе черёмуху? (Красивая, душистая. Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат её хочется вдыхать полной грудью)

Неторопливо перечитайте стихотворение Есенина. Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете строчки «И ветки золотистые, что кудри, завила» ? Понравились ли вам сравнения?

- О ком можно сказать, что он (она) завил кудри?

- А может ли черемуха завить кудри?

- Почему так говорится в стихотворении? (Черёмуха, как прекрасная девушка, расцветает весной, принарядилась, и её красота покоряет.)

Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поёт ручей?

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

- Как вы думаете, почему поэт изображает черёмуху и ручей как живые?

Мысленно остановитесь у ручья, где цветёт черёмуха. Что Есенин помог вам услышать, почувствовать, представить?

-В стихотворении Сергея Александровича Есенина «Черёмуха» два героя - черёмуха и ручей. Черёмуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды. Поэтому ручей волной гремучею ей ветки обдает.

Нравится ли ручью черемуха? (Да, он очарован ею, поэтому своей волной гремучею обдаёт её ветки и ей песенки поет .)

Хочется ли ручейку понравиться черемухе? (Да, поэтому он поёт песенки вкрадчиво.)

-Что значит вкрадчиво (вкрадчивый-старающийся вызвать доверие, расположение к себе).

4 Словарная работа (эту работу можно организовать в группах, предварительная запись незнакомых слов на доске или в карточках)

Объясните значение выражений:

    роса медвяная (ароматная, с запахом мёда),

    зелень пряная (с острым ароматным запахом),

    проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля),

    волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.

    обдаёт – окатывает волной, обливает со всех сторон,

    вкрадчиво – осторожно, доверительно.

    под кручею – под обрывом..

Сколько строф в этом стихотворении? 6

Сколько строчек в каждой строфе? 4

Значит это четверостишие, а если 2 строки? Называется двустишие.

5. Работа над поэтическими средствами языка в стихотворении (работа в парах на карточках)

В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая ), сравнение (ветки, что кудри ), олицетворение (черёмуха завила ). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна.

В следующих четырёх строках используются красочные эпитеты ( медвяная, пряная, сияет в серебре ),сравнение ( в серебре – в росе ), олицетворение ( сползает , будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней).

Олицетворение (Черемуха стоит ), метафора (горит ), эпитет (зелень золотистая)

олицетворение (волной обдает, ручей поёт песенки ), эпитет (волной гремучею).

6. Вывод

Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере.

IV . Домашнее задание. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению. Выучите стихотворение наизусть.

Литература:

    Литература. Учебник-хрестоматия для 6 класса национальных школ. В двух частях. Часть 2. Санкт-Петербург, отд. Изд-ва «Просвещение»,2001

    Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы: Анализ текста. Основное содержание./авт.-сост. Н.Ю. Буровцева.-М.: Дрофа,2001

    Интернет-ресурсы. Солнцева Н.М. Анализ текстов С.Есенина.

    Научно- методический журнал «Первое сентября»