Могут ли компьютеры заменить учителей. Возможно, компьютер никогда не заменит учителя. Попытки создания учителя-робота предпринимались

Все больше сфер жизнедеятельности человека перемещается в компьютер, и образование не отстает. Технологии XXI века позволяют современным школьникам не повторять подвиг Михаила Ломоносова и учиться, где и когда им удобно. В преддверии нового учебного года мы рассказываем о том, каким бывает дистанционное школьное образование в России и - самое главное - смог ли уже компьютер заменить учителя.

Новогодний праздник в детском развлекательном центре. Ведущий просит второклассников написать на листочках свои заказы Деду Морозу. Результат оправдывает ожидания: щенки и котята оттеснены на 3−4-е место, гораздо больше школьников мечтает о последней модели айфона (а самые хитрые сразу просят миллион долларов). Новое поколение точно знает, чего хочет, и не представляет себе жизни без современных технологий. Но когда они еще немного подрастут, научатся ценить то, что не принесет им ни один Дед Мороз. И это - время.

Российские школьники проводят 11 лет в школе. Это минимум шесть часов в день, а с учетом групп продленного дня, домашних заданий и дороги до школы получается гораздо больше. Если же приплюсовать время, потраченное на кружки, репетиторов и прочие дополнительные занятия, рабочий режим получается тяжелее, чем у многих взрослых. Естественным образом встает вопрос о том, можно ли потратить это время более эффективно. Здесь на помощь приходят технологии дистанционного обучения.

Первыми в интернет-школы переселились старшеклассники, почувствовав возможность сэкономить время для подготовки к поступлению в вузы. За ними последовали школьники-спортсмены и музыканты, которым часто не оставляют выбора постоянные гастроли и сборы. К ним присоединились дети с ограниченными возможностями или просто со слабым здоровьем. Наконец, дистанционное образование стало спасением для детей, эмигрировавших из России, которым нелегко сразу интегрироваться в новой среде или которым ближе российская система обучения. Более того, в последнее время постепенно набирают популярность дистанционное начальное образование и даже подготовка к школе, хотя у этих-то «клиентов», кажется, не должно быть проблем со временем. А это означает, что кроме экономии времени у онлайн-обучения есть и другие преимущества.

Как это бывает
Ситуаций, в которых люди выбирают дистанционное образование, много, и каждому нужно свое. Кто-то слушает отдельные лекции в дополнение к школьной программе, кто-то подтягивает «слабые» предметы, а кто-то целиком полагается на онлайн-школы. Интернет откликнулся на этот широкий спектр запросов соответствующим разнообразием форматов. Перед вами подборка разных способов получить полное или частичное образование в интернете.

1. Интересное понемногу

Онлайн-образование начинается уже с подготовки к школе и младших классов. Например, в «Академии Ментальной Арифметики» учат быстро считать, читать и удерживать внимание, а в Дистанционной школе «Artium» предлагают развивать дошкольников с помощью виртуальных научных лабораторий и арт-студии.

Для школьников средней и старшей школы (хотя иногда и младшей тоже), увлеченных теми или иными предметами, разработано множество дополнительных углубленных курсов. За редкими исключениями они бесплатны и общедоступны. Проект «Дети и наука» записывает видео с ведущими учителями Москвы на разные актуальные и непростые научные темы. Портал UniverTV.ru собирает лекции, обучающие видео, новости и просто тематические ролики во многих областях знания, включая школьную программу. За обучающими видео и текстами можно еще заглянуть в «Академию Салмана Хана» - огромный образовательный массив, выросший из простых схем, которые рисовал Хан, чтобы объяснить своей двоюродной сестре непонятные моменты школьных уроков. Большая часть материалов академии на английском, но силами волонтеров множество предметов уже переведены на русский язык и доступны для просмотра. Наконец, для любителей проектной работы открыта платформа «ГлобалЛаб», позволяющая как отдельным школьникам, так и целым классам участвовать в исследованиях разной степени научности.

2. В поддержку школьной программы

Для тех, кому оказывается недостаточно школьных уроков, чтобы усвоить базу, существуют ресурсы, дублирующие школьный материал. Они, как правило, лучше систематизированы, чем проекты дополнительного образования, но зато не бесплатны. Для старшеклассников это в основном программы подготовки к ЕГЭ - например, на сайте College.ru собраны плакаты, наглядные модели, конспекты и тесты, имитирующие реальный экзамен. Для школьников других классов это не только подготовка к тестированиям, но и закрепление базовой программы через видеолекции (на порталe Teachpro) или вебинары с преподавателями (Президентская школа). Иногда используется метод «перевернутого класса»: школьники самостоятельно изучают теорию и примеры заданий, и только после этого на вебинаре преподаватель разбирает с ними возникшие сложности - так, например, работает обучение в школе «Знаника».

3. Сайты-тренажеры

Помимо сайтов, обеспечивающих школьников дополнительными знаниями и предоставляющих возможность общения с педагогами, появляется немало игровых и тестовых порталов для тренировки и отработки навыков. При этом их можно использовать в разных форматах: ребенок может тренироваться самостоятельно по вечерам или учитель может рекомендовать тот или иной сайт для дополнительных занятий всему классу. В то же время учитель сам может пользоваться этими сайтами во время урока для отработки материала или для автоматической генерации проверочных работ.

Разнообразие подобных порталов велико. Все начинается с игровых сайтов для дошкольников: «Дети Онлайн» - собрание игр, песен, сказок, развивающих уроков; poskladam.ru представляет свою методику обучения чтению; «Русский язык для наших детей» (проект Института русского языка им. А.С. Пушкина) предлагает учебные материалы по русскому языку, в том числе и для детей-билингвов.

Школьников постарше ждут более серьезные сайты, где им предстоит обучаться, решая последовательность задач, составленную методистами. Иногда она может сопровождаться теорией. Среди таких порталов - «Учи.ру», «Меташкола» и LogicLike. Их особенность в том, что сами по себе задачи представляют уникальную методику, которая пошагово приводит ученика к пониманию материала. Роль учителя заранее сыграл методист, разработавший систему заданий. В качестве дополнительных стимулов такие сайты часто строят внутренний рейтинг учеников, чтобы каждый мог оценить свой собственный прогресс и уровень по отношению к другим.

Кроме того, одним из видов обучения могут стать олимпиады. Сейчас их проводит практически каждый обучающий портал (в том числе и большинство вышеперечисленных). С одной стороны, они мотивируют школьника прикладывать усилия к решению трудных заданий, так как в итоге его могут ждать призы и сертификаты (и для некоторых сайтов это становится основной функцией, например для портала Prodlenka). С другой стороны, в приложении к олимпиадам часто дается разбор ошибок или возможных решений задачи, что делает их важным инструментом обучения.

Наконец, существует множество сайтов, работающих как генераторы заданий. В основном они ориентированы на ГИА и ЕГЭ и представляют собой базы данных по заданиям прошлых лет, из которых они случайным образом генерируют новые варианты. Среди них стоит отметить набирающий популярность портал «ЯКласс» - образовательный проект Сколково. Это масштабный тренажер для школьников разных возрастов, который хранит не конкретные примеры, а их шаблоны. С использованием технологии Genexis сайт каждый раз генерирует задание заново, подставляя в шаблон случайные (или ограниченные каким-либо параметром) данные. Эта система удобна не только для школьников, которым не приходится больше тренироваться на ограниченном наборе задач, так и для учителей, которые могут создавать с помощью «ЯКласса» контрольные с уникальными вариантами для каждого ученика.

4. Школа в мониторе

И, конечно же, растет разнообразие возможностей полноценного дистанционного образования. Интернет-школы обычно являются филиалом государственных школ или приписаны к ним, поэтому имеют право выдавать аттестат об обучении. В этом смысле заочное образование не отличается от очного. Что касается технологий обучения, они во всех школах примерно одинаковы: теория в виде учебника или видеоматериала (анимация или лекция преподавателя), домашние задания, которые проверяет индивидуальный учитель, рубежные тесты контроля знаний. Это позволяет работать не только со школьниками на домашнем обучении, но также с детскими домами (проект «РОСТ») и больницами (проект «Учим-знаем» на платформе Мобильной Электронной Школы). Более тонкие различия касаются деталей: обучение построено на вебинарах с большим количество участников (онлайн-школа «Алгоритм») или школьник работает с записью семинара самостоятельно (что удобно, если ученики находятся в разных часовых поясах, как в Центре Интенсивных Технологий Образования).

Отличаться может и тщательность контроля знаний. Для усидчивых учеников, которые способны освоить программу самостоятельно, или тех, кто предпочитает не тратить на нее много сил и времени, существуют более формальные школы (например, «Обучение в диалоге»), когда достаточно регулярно сдавать проверочные работы. Тем же, кто заинтересован в подробном и тщательном обучении с постоянным контролем, может подойти школа InternetUrok. Освоение каждой темы в ней состоит из шести этапов: просмотр видеоурока или чтение конспекта, изучение соответствующих параграфов из школьных учебников, отработка материала на тестах-тренажерах, вебинар с учителем, дополняющий базовую информацию, выполнение домашнего задания и, наконец, оценка и разбор домашнего задания с учителем.

Кроме этого, несмотря на то что все онлайн-школы соответствуют государственным стандартам, каждая по-своему ставит акценты в процессе обучения. Дистанционная школа School-inter делает ставку на легкое и игровое обучение, международная «Школа завтрашнего дня» предлагает совместную программу с американской школой из Флориды, а экстернат «Фоксфорда» ориентирован на мотивированных и целеустремленных учеников и их подготовку к олимпиадам и поступлению в ведущие вузы России.

Чему учит компьютер
Несмотря на устоявшуюся систему образования, кажется, что можно учиться еще эффективнее. И новые технологии постоянно предлагают новые возможности. Уже сейчас онлайн-курсы позволяют видеть и слышать учителя лучше, чем в школьном классе, а после изобретения виртуальной доски дистанционное общение с учителем перестало отличаться от реального. Во многих школах используют технологию «живой книги»: учитель может постоянно обновлять материал урока, добавляя туда любые виды контента (тексты, схемы, анимацию, видео, аудио, ссылки на другие сайты). С помощью системы Moodle координаторы учебных программ могут отслеживать выполнение заданий и распределять их между учениками. То есть технологии дистанционного обучения уже способны воссоздать полноценную школу в интернет-пространстве. Теперь возникает вопрос: можем ли мы сделать онлайн-образование принципиально более эффективным, чем реальное?

Ключевое отличие дистанционного образования от обычной школы в том, что оно индивидуально. Каждый школьник учится тогда и так, как ему удобно. Следующий этап - научиться подбирать сами принципы обучения под конкретные особенности ученика. В результате выстраивается индивидуальная образовательная траектория. Среди российских учебных порталов активнее всего это направление развивают создатели сайта Учи.ру. Мы поговорили с PR-директором проекта Георгием Слугиным о том, как работает персонализация обучения.

Сайт «Учи.ру» создавался не как альтернатива школе, а как дополнение к ней. Он предназначен для закрепления базовых навыков и знаний, полученных от учителя. Основная его цель - ликвидировать пробелы, которые часто возникают у детей, когда они по разным причинам недопоняли ту или иную тему. «Наш курс сделан не исключительно для гениев, - рассказывает Слугин. - У каждого ребенка есть потенциал к усвоению школьной математики. Но если в 1-4-м классе возникли эти пробелы, то дальше это как снежный ком, и потом уже в 5-7-м классе ребенок с математикой не хочет иметь ничего общего».

Каждый школьник работает с сайтом самостоятельно с первого класса. Ему предлагают пройти разные задания в порядке усложнения. По каждой теме последовательно возникают интерактивные задания попроще и потруднее, и без решения базовых задач доступ к сложным получить невозможно. «Когда мы хотим ребенка чему-то обучить, нам важно понять, что он научился, что он присвоил этот навык, а не просто правильно подобрал ответ», - объясняет Слугин. Система следит за количеством правильно решенных задач по теме - в случае ошибки ребенок должен повторить задание. И это первый этап подстройки под ученика: каждый имеет возможность учиться столько, сколько ему нужно, в своем темпе и с новым количеством повторений. Если оказывается, что школьник решает задания быстро и без ошибок, то система догадывается, что перед ней «отличник», и легкие задачи можно пропустить, перейдя сразу на сложные. Таким образом система старается сохранять интерес сильных учеников, чтобы они не уставали от однотипных «слишком легких» заданий. Но стоит этому «отличнику» ошибиться, как его привилегии исчезают, и он продолжает проходить задания на общих основаниях. Получается, что система заменяет учителя не только в проверке решений, но и реагирует вместо него на скорость обучения школьника.

Если же ученик с заданиями справляется плохо, то тактика программы другая. Система не выдает правильных ответов, но дает подсказки, предлагает решить задачу с самого начала поэтапно. Получается, что здесь роль учителя заранее выполнили методисты сайта, которые при разработке заданий прописали сценарии ошибок и работы над ними. Но если и с учетом подсказок решение оказывается сложным и школьник продолжает давать неправильные ответы, то система заключает, что он устал или не готов думать. В таком случае ему рекомендуют другой урок (например, геометрию вместо арифметики) или вообще «отправят гулять» - выведут с сайта и предложат вернуться к учебе попозже.

Чтобы обучить систему отслеживать действия ученика и принимать решения, требуется серьезная работа программистов. «Это уже анализ больших данных, - говорит Слугин. - У нас в системе больше миллиона активных учеников. Все эти карточки прорешены много миллионов раз. И в будущем мы можем в зависимости от времени, количества ошибок и уровня подготовки строить индивидуальную траекторию еще более точно». Если представить себе, на что еще может обращать внимание система, рисуются совершенно удивительные картины. «У современных устройств есть камера, микрофон, если они включены, можно понимать уровень освещенности и шума в помещении, если работает геолокация - то время и даже погоду за окном. И там могут быть интересные вещи. Например, окажется, что в Мурманске зимой дети лучше решают задачи после обеда», - фантазирует Слугин. И несмотря на то, что прямо сейчас этим еще не занимаются, лет через пять, по его словам, это будет уже нормально. «И это не шутка, - продолжает он. - Мы же понимаем, что погода влияет на психологическое состояние. При минус 25 не очень комфортно с первого урока осваивать новую сложную тему - надо разогреться и в себя прийти после улицы. Это какие-то очевидные вещи, но как только наблюдения будут подтверждаться данными - соберем статистику за зимние месяцы и увидим, что при минус 25 ученики медленнее решают и больше ошибаются… Тогда да, может быть, в такие дни нужно давать более легкие задания на повторение или игровые на развитие логики».

***
Но пока учителя переселяются в онлайн, а программисты учат свои сайты подстраиваться под потребности школьников, не стоит забывать еще об одном важном действующем лице, и это - родители. Несмотря на то что в каждой интернет-школе за учеником закреплен куратор, который может помочь и поддержать в трудной ситуации, несмотря на то что задания на большинстве сайтов составлены в игровой форме, несмотря на обилие мотивирующих олимпиад, движущей силой образования, по крайней мере на первых порах, остаются родители. В видеокурсах для первого класса проекта «домашняя школа ИнтернетУрок» учитель даже обращается напрямую к родителям: «Проверьте, что ваш ребенок усвоил такие-то и такие-то правила». В начальных классах ребенку часто сложно в одиночку разобраться с тем, что требуется в задании и по какому принципу работает система. Нужно задать начинающему школьнику определенный режим и объяснить, как устроен процесс обучения, чтобы дальше он мог заниматься сам. Поэтому заменить родителей компьютером пока - к сожалению или к счастью - невозможно. Но оказалось, что и их тоже можно мотивировать: по словам Слугина, родители часами «зависали» на сайте «Учи.ру» в попытках пройти предпринимательскую игру и получить максимум прибыли от продажи лимонада. Век учи, век учись.

МБОУ – «Гимназия №12» г. Белгорода
Работу выполнили:Воробьева Олеся Васильевна –обучающаяся 10 А класс, Ищенко Екатерина Андреевна–обучающаяся 11 А класс
Среди обучающихся был проведён опрос на тему: «Смогут ли в будущем компьютеры заменить учителя?»Всего 12% опрошенных согласились с потенциальной возможностью исчезновения профессии учителя, высказав следующие мнения:
«Учителя – это наши вторые родители, и ничто,и никто не сможет их заменить»Холодова Кристина, ученица 11 «А» класса
«Учить всё на компьютере скучно, и глаза потом болят»Полянов Данил, ученик 5 «Б» класса
Мнения обучающихся гимназии.
«Лучше было бы не сидеть в кабинетах и не решать однообразные примеры, а проникать в суть и пробовать это самим…»Мартиросян А., 9 «А»
Мнения педагогов гимназии
«Кто же будет тогда любить детей? Хвалить и поощрять их труд? Успокаивать в случае неудач?»Ефимова Ирина Вилорьевна, учитель истории
«Никакая техника ни при каких условиях не сможет заменить человеческого общения, будь то учитель или друг».Богомазова Лидия Васильевна, учитель русского языка и литературы, стаж 33 года.
«Я хоть и представитель старшего поколения, и понимаю всю важность компьютера в современной системе обучения, я уверена, что старого доброго учителя заменить никогда не удастся».Визирякина В.В., учитель математики, стаж 41 год
Кто поможет ученику разобраться в бурном потоке информации?
Получить информацию и усвоить её – это не значит научиться мыслить…Учитель помогает «читать между строк»… Он – компас в океане знаний, намечает ориентиры. Думаете, маленькому человеку легко будет разобраться во всём самому, без наставника и руководителя?
0:1
Учитель может помимо знаний дать ребенку «раскрепощенность мыслей»- возможность выразить свою точку зрения, возможно даже оспорить ее, а с компьютером дела будут обстоять иначе, тут уж не поспоришь, в компьютере строго: либо «ДА», либо «НЕТ», никакого "МОЖЕТ БЫТЬ" не дано. Заменить высказывание чувств вариантами ответов: а, б, в?Как компьютер будет проверять сочинения учеников? Проверка только на орфографические ошибки? Разве под силу «машине» понять тайну человеческой мысли?
0:2
Ребенок, который много времени проводит за компьютером, испытывает трудности в реальной жизни, в общении не может доходчиво выразить свои мысли, становится скованным, ему комфортнее с компьютером, нежели среди сверстников. В процессе общения со своими воспитанниками педагог может воздействовать на них, формировать их личность, а также способствовать развитию навыков коллективной работы. Если всё общение будет связано с компьютером, то люди попросту разучатся разговаривать друг с другом без клавиатуры. У них не будет друзей, и останется только заменить компьютерами родителей, чтобы семьи тоже не стало.
0:3
Компьютер способен к логической обработке информации (что также в него заложил человек), но с каждым годом человек добывает информацию не только логикой, но и другими способами, в том числе ИНТУИЦИЕЙ, а компьютерным технологиям этого никогда не будет дано. В подтверждение этого - появление детей Индиго. Учитель наставляет детей и показывает, как правильно вести себя в обществе. Ни одна современная технология не имеет столько человечности, чтобы сделать из простого ученика человека с большой буквы.
1:4
В споре: компьютер или учитель? Победил ЧЕЛОВЕК!
ВЫВОД: Можно долго размышлять на эту тему, насколько наши учителя эмоциональнее компьютеров, и сказать с уверенностью: «Современные машины должны прийти им на помощь, и если не заменить учителей совсем, то хотя бы облегчить их тяжелый труд».
Машина - это бездушная железка, которой нет дела до самого ученика. У машины стоит своя определённая программа, которая строго её выполняет. Настоящий же учитель может поговорить с учеником, понять суть его проблем, войти в положение и даже помочь с их решением.
Если б не было учителя,То и не было б, наверное,Ни поэта, ни мыслителя,Ни Шекспира, ни Коперника…
Список литературы:
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&texthttp://pk04.mskcollege.ru/doc/sc_uchitel.pdfhttp://www.stihi.ru/2013/02/26/3972http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/522421http://maks-sokolov.narod.ru/ped_mas_suxomlinskogo_v_a.htmhttp://www.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0518.htmlhttp://works.tarefer.ru/64/100274/index.htmlСухомлинский, В.А. "Не только разумом, но и сердцем..." : сб. ст. и фрагм. из работ / В.А. Сухомлинский. - М. : Мол. гвардия, 1986. - 205 с

Михаил Кушнир

Может ли робот заменить учителя?

– по должности?

– по субъективной оценке в жизни ученика?

– по соучастию в образовательном процессе?

Пока нельзя точно обозначить объект замены, нельзя определить возможность этой замены.

Развитие дистанционных образовательных технологий и электронного обучения привело к осознанию множественности функций, которые традиционно ассоциировались с учителем. Это стало ясно, когда первые опыты с дистанционным обучением провели по тем же сценариям, по которым привыкли работать очно. Оказалось, что почти ничего не получается. Это не мешает многим повторять ту же логику вновь и вновь, но нас это не должно удивлять. Вспомните анекдот, известный с детских времен: «Только бледнолицый мог дважды наступить на грабли». Он остается актуальным.

Многие помнят двух-трехлетней давности эпитафии университетам в связи с первыми массовыми курсами MOOC. Однако сейчас стало ясно, что не все так просто, а весть об их кончине сильно преувеличена.

Стало очевидно, что в работе учителя есть несколько совершенно разных слоев деятельности. Их обсуждали и ранее в рамках методических задач, но считали неотчуждаемыми от учителя. И только с развитием ИТ стало ясно, что не все нужно совмещать в учителе.

Цифровизация показала, что на технику можно переложить проверку выполнения некоторых формальных заданий. С появлением сети туда ушли тексты в самых разных форматах. Я под текстом понимаю не только массивы букв, но и любой информационный материал, пригодный для самостоятельного освоения. Причем текст стал нелинейным – гипертекстом, обладающим возможностью свободных переходов между разными частями одного текста и/или разными текстами.

Еще в конце 80-х годов я с учениками начинал разработку электронного задачника. Затея не удалась по организационно-психологическим причинам, но это демонстрирует возможность еще на заре информатизации школы представить такой продукт.

Сегодня практически всем очевидно, что функция источника информации от учителя ушла безвозвратно – никто не в состоянии конкурировать с доступным всем и динамично меняющимся потоком информации. А вот к новой задаче – научить фильтровать этот поток, добывать из него достоверное и важное – готов совсем не каждый современный учитель.

Важное значение для ученика имеет внимание учителя к его проблемам, умение и желание помочь ученику в понимании проблем и успешном прохождении их. Далеко не каждый учитель далеко не каждому ученику хочет и может уделить для этого внимание. Грустно, обидно, но факт. А проблемы могут быть разные. Наиболее типична проблема отставания. На ее фоне не до проблемы опережения, скуки. Некоторые учителя уделяют внимание сильным ученикам, дают им специальные задания, но их возможности для реальной поддержки ограничены объективно.

Другой стороной учительской поддержки является обратная связь – оценка учителем работы ученика, поддержание позитивного настроя, борьба с леностью. Вал публикаций о проблеме школьных отметок/оценок с советских времен до сих пор недвусмысленно говорит о том, что проблема есть и что она довольно острая. Большинство учителей грешит субъективностью. Когда применяются формализованные системы рубрицированных оценок, остро встает проблема формализации, потери смысла обратной связи.

Современные адаптивные информационные системы могут гораздо лучше педагога отслеживать текущую активность ученика и предлагать ему адекватные задачи по сложности, по уровню его развития. Они могут давать оперативную и конкретную обратную связь по результатам заданий.

Быстро растет уровень интеллектуальной сложности задач, которые может решать искусственный интеллект. Проще всего искусственному интеллекту даются формальные задачи. Традиционная школа с традиционной программой очень формальна. Если мы не будем менять подходы к организации образования, то и думать не надо – робот вытеснит учителя.

Если учителем считать должностную единицу, призванную «передать знания» ученику в некотором стандартном объеме и отработать навык решения типовых задач по программе, то робот вполне сможет с этим справиться, причем лучше человека. Как минимум потому, что он это сделает максимально адаптивно к ученику в любое удобное для него время.

Если же формы, методы, содержание образования будут динамично меняться вслед за прогрессом и обществом, то перед системой образования будут постоянно вставать новые задачи, которые без адекватного и современного учителя не решить. Но:

– состав задач учителя будет другой, причем он тоже, скорее всего, будет меняться;

– списочный состав ролевых функций сотрудников, занятых в образовании, будет другой (учитель – один из них, а может, даже и не учителем он будет называться);

– часть функций обучения и организации образовательного процесса ляжет на плечи роботов.

Логика развития информационных технологий, искусственного интеллекта в том, чтобы высвобождать человека для все более сложных и нестандартных интеллектуальных задач. Нет смысла отбирать у робота ту часть задач, с которой он справляется более эффективно.

Зато ключевая проблема в образовании – мотивация – решается исключительно в социальном поле на примере других людей. Здорово, когда мотивация растет из семьи, – и это наиболее мотивированные к обучению дети. Но у многих детей в семье такой мотивации нет. Если не учитель, то кто?

Компьютеры сегодня можно охарактеризовать как открытия, поразившее целый мир, и заключающие весь этот мир и его информацию внутри себя.

Учащиеся сегодня могут найти все необходимые материалы для обучения и ответы на все свои вопросы в режиме онлайн. Уже сегодня предсказывают, что вскоре наступит тот день, когда компьютеры упразднят не только учителей, но и всю образовательную систему.

Так что самым важным вопросом является, действительно ли компьютеры смогут заменить учителей? После тщательного обдумывания, ответ определённо – нет. Да, это правда, что любые учебные материалы доступны в любое время и в любом количестве. Но факт остаётся фактом: компьютер это просто электронная машина, лишенная эмоций, в то время как учитель остаётся живым, эмоциональным существом.

Когда преподаватель учит ребёнка, существует вовлечение в процесс обеих сторон, тогда как при обучении ребёнка компьютером, активность проявляет только обучающийся. Когда мы ищем решение какой-либо проблемы, компьютер имеет фиксированный набор ответов, и не может добавить ничего из собственного опыта, давая конкретные ответы на конкретные вопросы. Если вы начнёте задавать дополнительные вопросы, то с большой вероятностью, вы увидите на экране «ответа не найдено».

В то же время, если ученик спросит учителя, то на любой вопрос он сможет получить ответ. Кроме того, ученику необходимо тщательно изучать тему, потому что вряд ли учитель будет указывать возможные варианты ответов на свои вопросы. И это заставит ребёнка думать.

Когда человека обучает компьютер, он не требует от ученика вникать в суть изучаемой темы, и при возникновении сложностей, ребёнок может отложить обучение на потом, а затем и вовсе не вернуться к пропущенному материалу. Мы понимаем, что пока нам не поставят конкретные сроки, мы редко сами попытаемся завершить начатое. Очень немногие люди заканчивают свою работу без острой необходимости.

На самом деле существует эмоциональная связь между учителем и учениками, которые нуждаются в заботе и внимании. Ведь не всем учёба даётся легко.

Если может наступить день, когда компьютеры заменят учителей, то может также наступить и такой, когда человек откажется от необходимости в семье, ведь многие задачи могут быть выполнены машинами. Но есть такие вещи, которые не могут быть заменены ничем другим. Наиболее важными среди них являются такие эмоции, как любовь, забота и ласка.

Несмотря на то, что мы становимся технологически продвинутыми, как эти вещи, так и учительский подход к преподаванию никогда не сможет быть заменён, но вот онлайн-обучение становится популярнее с каждым днём.

В образовательном секторе происходит новый виток развития. Все вокруг говорят о пока еще “сыром” направлении. И связано оно с использованием ботов - программ на основе искусственного интеллекта для самостоятельного общения со студентами. Кто-то убежден, что замена образовательной деятельности роботами - это что-то из области фантастики и наивная иллюзия. Другие уверенно высказываются о том, что уже в скором времени машины полностью заменят преподавателей.

Почему ученые и лидеры мнений спорят о том, нужны ли нам роботы? Насколько реален сценарий, по которому искусственный интеллект захочет (и сможет!) заменить “живых” преподавателей?

Прогнозы разнятся: эксперты разделились на 2 лагеря

Развитие искусственного интеллекта в образовательном сегменте разделило экспертов на 2 лагеря: если одни утверждают, что машины способны улучшить жизнь преподавателей, то другие считают, что они представляют значительно большую угрозу, чем потеря рабочих мест. Что же все-таки произойдет, если роботы плотно заполнят систему преподавания?

Однозначно, нас ждет интересное время, когда искусственный интеллект будет играть важную роль в образовательной деятельности. И я уверена, что это явление в большей степени коснется рутинных процессов в педагогике. Но, кроме рутинности, я - за эмоциональность и эмпатию. Как только искусственный интеллект достигнет этого уровня и будет понимать того, кого он учит, находить индивидуальный подход - это будет реальный прорыв

Георгий Ковалев, CEO PM Express

Чат-боты, которые есть сейчас, вряд ли можно назвать искусственным интеллектом. Большинство роботов - это хорошо или плохо написанные скрипты, которые умеют на входящие слова давать какой-то ответ. Называть это искусственным интеллектом пока рановато. Но, тем не менее, я выбираю сторону машин. Проблема в том, что мы не знаем, под каким углом на все это смотреть. Взять, например, стандартные приложения ОС Windows “Сапер” и “Косынка”... Они ведь были созданы не для развлечения. А с целью обучить пользователя работать мышью - ставить курсор в нужное место и освоить комбинацию Drag-and-drop. На мой взгляд, машина, хоть и пока под руководством человека, способна более аккуратно проводить обучение. И рано или поздно мы столкнемся с тем, что базовое обучение будет проводится машинами. Человеческий фактор, экспертное оценивание - никуда не денется. Но рынок образования сильно поменяется

Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng

Очевидно, что на горизонте большого количества лет, все работы заменит искусственный интеллект. Другой вопрос - случится это за горизонтом нашего планирования или до него. Сколько времени дети проводят за touch-устройствами? Больше, чем много. Вот шел ребенок с планшетом, споткнулся, упал. Он за сочувствием к кому пойдет - к планшету или к материнскому инстинкту? К инстинкту. Вот когда пойдет к планшету, когда будет чувствовать, что с той стороны его действительно что-то понимает. Не распознает, а именно понимает! Можно считать - роботы выиграли. Но случится это далеко за пределами нашего планирования

Александр Орлов, управляющий партнер Школы менеджеров “Стратоплан”

Если говорить о взрослой категории студентов, то проблема обучения заключается в том, что люди приходят на курсы в нересурсном состоянии. Наши тесты показывают, что 60-70% студентов испытывают профессиональную усталость и отсутствие какого-либо интереса. В какой-то момент у них просто перестают появляться результаты. На мой взгляд, роботы должны прийти на ступень раньше - научиться отслеживать эмоциональное, физическое, моральное состояние людей. В идеале - собирать метрики производительности и на основе них давать рекомендации. Например, увеличить продолжительность сна или отправиться в отпуск. Это позволит предотвратить профессиональное выгорание, что будет выгодно и работодателю. Согласитесь, кому нужно, когда сотрудник работает на 10% от своей потенциальной мощности? Проблема взрослого образования - не в eLearning-трансферах и не в процедуре передачи знаний. Роботы должны проявлять себя на более ранней стадии и заниматься отслеживанием состояния людей

Владимир Коваль, CEO Singularika

До 2030 года учителям бояться нечего. На сегодняшний день нет ничего, что может их заменить. Автоматизировать процессы - да. Есть боты, способные решать определенные узкие задачи. Например, первичное анкетирование студента они запросто проведут. Но если затрагивать социальные вопросы, то, на мой взгляд, процессы, которые сейчас происходят в обществе, не идут в сторону укрепления семейных отношений, отношений между детьми и родителями, и человеческих отношений в целом. Общество движется по принципу “человек человеку волк”. И в данном случае, робот будет ближе, чем человек. И побежит ребенок за сочувствием к планшету. И если затрагивать тему сильного искусственного интеллекта, то соблюдать материнский инстинкт и эмпатию робот будет лучше

Не замена, а робот-помощник

Мы наблюдаем за тем, как умные машины обыгрывают чемпионов в шахматы, переводят и распознают эмоции и человеческий голос, ставят медицинские диагнозы, рисуют, генерируют текст. И это впечатляет. Но когда мы говорим и фантазируем о будущем, в котором роботы могут облегчить жизнь преподавателям, мы визуализируем сценарий автоматизации процессов - когда рутинные функции педагоги могут смело поручить машинам. Особенно актуален этот вопрос на уровне адаптивного обучения, мотивации и сопровождения студентов.

Анна Верба, CEO Группы компаний “Актив”

Мы тоже обучаем взрослых людей. И сталкиваемся с проблемой, когда, казалось бы, у студентов есть четкий мотив на входе - получение международного сертификата. И на финише они все хотят иметь необходимые навыки и сертифицироваться. Но сложности возникают с мотивацией. Сейчас очень много лежит в основе личностных подходов - кого-то мы мотивируем, кого-то приходится убеждать, уговаривать, напоминать, чуть ли не вести за руку. Вот это все очень хочется передать в руки искусственному интеллекту.

Каковы приблизительные прогнозы к 2025-2030 году?

Адаптивное обучение, основной идеей которого является индивидуальная “подстройка” под психотип, способности, знания, умения и даже настроение каждого ученика, перерастет в элитарное. Все, что можно будет автоматизировать и перевести в онлайн с помощью тех же алгоритмов и искусственного интеллекта - все это будет сделано для того, чтобы убрать рутину и оставить самое ценное - то, что преподаватель может дать непосредственно своему ученику.

Хороший преподаватель, как правило, стремится найти подход к каждому студенту. Для этого он не просто читает лекцию и дублирует тексты с учебников, а вдохновляет, импровизирует, пробуждает интерес. Заменить преподавателя, его нестандартное мышление, творческий подход и эмоциональную поддержку у искусственного интеллекта, на мой взгляд, не получится, и от этой идеи отказываются многие ученые. А вот избавить от рутинных нагрузок и дать возможность заниматься исключительно экспертным наставничеством - это гораздо более практичная задача, которую вполне могут решить машины.

Кроме того, роботы будут испытывать некие сложности и с оцениванием студентов. Искусственный интеллект сможет проверить правильность ответа, но не сможет оценить ход решения. До сих пор помню, как в школе я расписывала верное решение сложной математической задачи, а с ответом получалась несостыковка. И меня все-равно хвалили. Да, я получала не максимальные оценки за такие погрешности, но и 2-ки мне никто не лепил. А компьютер влепит. Причем, без объяснений. И ученик даже не поймет, в чем была его ошибка. Поэтому, препятствием полной автоматизации и роботизации процесса обучения становится именно живой человеческий фактор.

Вместо итога

Разработчик программного обеспечения и консультант автомобильного проекта Google Брэд Темплтон как-то заметил: “Робот станет действительно автономным, когда вы прикажете ему идти на работу, а он решит отправиться на пляж”. Это прекрасная фраза, в которой самосознание объединяется с автономностью.

А как считаете вы?
Станут ли роботы нашими помощниками и коллегами или одновременно одним и другим? Или нас ждет более мрачный сценарий, при котором они отнимут у нас рабочие места?

Верю, что с помощью качественного контента можно обогнать конкурентов, завоевать доверие читателя и превратить его в благодарного клиента.