Речевая карта логопедического обследования. Речевая карта (Индивидуальная логопедическая карта) Речевая карта обследования

лена бердюгина
Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения .

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем , что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого , с учётом данных его развития – как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста .

Логопедическое обследование включает следующие пункты :

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителей.

3. Данные раннего развития : а) общего (кратко) ; б) речевого (подробно, по периодам) .

4. Краткая характеристика ребёнка в настоящее время.

6. Зрение.

7. Реакция ребёнка на свои речевые затруднения .

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь : а) импрессивная; б) экспрессивная – с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли развёрнутой речью; в) письменная речь – чтение и письмо.

11. Заключение.

Каждый логопед начинает свою работу с диагностики. Она раскрывает речевые проблемы у данного ребёнка. Логопед может , опираясь на диагностические данные составить заключение и сформировать индивидуальный маршрут на данного ребёнка.

Авторских диагностик большое количество. Возьмём диагностику Н. В. Нищевой. Она идёт с подробным описанием всех приёмов и методов, с указанием симптоматики речевых нарушений . Есть замечательное пособие по диагностики под редакцией профессора Г. В. Чиркиной. В нём диагностика показана с раннего возраста и по каждому речевому нарушению в отдельности. Можно рассмотреть ещё одну работу Г. В. Чиркиной Методы обследования речи детей », но она более подходит к детям с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Но, как с ходу определить речевое нарушение ? Для этого необходима усреднённого типа диагностика. У каждого логопеда своя диагностическая карта , которой он пользуется в практической работе, которую разрабатывает сам.

Речевая карта

1. Ф. И. ребёнка___ 2. Дата рождения___ + 3. Домашний адрес ___ 4. Дата обследования___

Заключение специалистов

Отоларинголог___ Окулист___ невропатолог___

Первичный речевой анамнез

Решение медико-педагогической комиссии

Логопедическое обследование

Анотомическое строение артикуляционного аппарата : 1. Язык___2. Губы___3. Зубы___ 4. Челюсти___ 5. Мягкое нёбо___ 6. Мимическая мускулатура___ 7. Динамическая организация движений арт. аппарата___ 8. Общая моторика___ 9. Мелкая моторика___ 10. Общее звучание речи___

Фонетический слух

Крыса-крыша уточка-удочка мышка-миска трава-дрова майка-зайка тачка-дачка рак-лак лук-люк

Фонематическое восприятие

1 .Та-да та-да-та па-ба па-ба-па

2. Различение гласного среди других гласных «У» А-ы-у-о-ы-а-о-у…

3. Различение согласного среди других согласных : «Подними руку, когда услышишь звук «Т» . 4. Выделение и различение звука среди слогов___ _ 5 . Выделение и различение звука среди слогов___

6. Выделить первый ударный гласный звук : Алик, Юра, Оля, Яша, Обруч, Осы, Алла… 7. Выделить последний согласный звук : Мак, пар, ком, кот, ус, жук, сыр. Нос…

Структура слова и предложения

Лекарство телевизор сковорода электричество Дети слепили снеговика. Птичка свила гнёздышко в кустах.

Брови переносица локоть ноздри веки лейка корзина паук

Обобщение

Лук, репка, морковь___ Шкаф, стул. Стол, диван___ Посуда___ Одежда___ Транспорт___

Узнай по описанию

Железная, с двумя ручками и крышкой___ Рыжая, хитрая, в лесу живёт, кур крадёт___

Понимание глаголов (м. и ж. рода)

Женя упала Женя упал Валя заплакала Валя заплакал

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Миша делает тачку. Миша сделал тачку. Катя рисует бабочку. Катя нарисовала бабочку.

Слова-антонимы

Широкий- Высокий- Белый- Старый- Весёлый- Горячий- Тонкий-

Слова-синонимы

Весёлый- Большой- Красивый-

Грамматический строй

Кого ловит кошка?___

Чем рубят дрова?___

Названия действий людей и животных

Художник___ Почтальон___ Скрипач___ Строитель___ Собака___ Кошка___

Преобразование единственное во множественное число

Замок книга кот жук письмо муха вагон коса кепка ремень

Образование сущ. род. пад. ед. и мн. числа

Н-Р : у меня есть карандаш, а у тебя? (линейка, ручка,книга, скрипка, конфеты.) Р-к : А у меня?___ Образование сложных слов

Листьяпадают___Самкатит___Снегпадает___Самварит___Самходит___Самлетает___

Пересказ

Употребление предлогов

Образование уменьшительно-ласкательных форм

Кукла заяц мяч дом окно кольцо

Согласование существительных с числительными

Образование прилагательных от существительных

Стол из дерева шуба из меха стакан из стекла баба из снега

Составление простого предложения по картинке

Составление рассказа по серии картинок

Особенности мышления

1. Составить целое изчастей___

2. Исключение___

3. Пространственно-временные понятия :

Верх-низ далеко-близко высоко-низко середина часть суток дни недели времена года

4. Цвет :

5. Форма :

6. Счётные операции : Сколько глаз у собаки? Сколько колёс у машины?

Уточнение речевого диагноза

В течение учебного года

Учитель-логопед ___

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол обследования речи ребенка (возраст от 4 до 5 лет)

Ф.И. ребенка _______________________________________________________________________

Дата рождения __________________________ Дата обследования __________________________

1. Беседа (примерные вопросы)

1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Когда ты завтракаешь? 4. Когда ты обедаешь? 5. Когда ты ужинаешь? 6. Для чего нужен светофор? 7. Что нужно делать, если горит красный свет? 8. Что нужно делать, если горит зелёный свет? 9. Какое сейчас время года? 10. Когда дети катаются на лыжах, санках и коньках? 11. Когда птицы вьют гнёзда и выводят птенцов? 12. Кто поздравляет детей с Новым годом и дарит им подарки?

(нужное подчеркнуть)

2.Звукопроизношение –

С, Сь –

З, Зь - носовое произношение

Ц -

Ш - ,

Ж - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на свистящие, отсутствие звука, боковое произношение , носовое произношение , губное произношение

Ч - , носовое произношение

Щ -

Ль -

Р -

Рь-

Г -

Х -

Нарушение произношения звуков раннего онтогенеза. Указать каких ________________________________

2. Фонематический слух

Повторить слоги:

па-ба, ба-на, та-да, мя-ма, на-га, та-на, ка-га, ба-ма

(нужное подчеркнуть)

Показать на картинках:

стол-стул, косы-козы, зуб-суп

(нужное подчеркнуть)

«Хлопни, если услышишь, «Р»:

мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, стол, шар

Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

4. Слоговая структура слов

Повторить слова:

дом, снег, крыша, мостик, каша, хлеб, кошка, капуста, помидоры, мухомор, стакан, сковорода

(нужное подчеркнуть)

5. Лексика:

Назвать картинки по основным лексическим темам:

«Игрушки», «Фрукты», «Семья» и др.

(нужное подчеркнуть)

Назвать детёнышей животных на картинках:

Утка, гусь, кошка, лиса

(нужное подчеркнуть)

Назвать действия мальчика (картинки)

Умывается, моет руки, спит, играет, рисует, кушает

Называет все действия, (нужное подчеркнуть)

Цвета: белый, чёрный, синий, красный, жёлтый, зелёный

Знает и называет все цвета, не знает названия некоторых цветов, не знает названия большинства предлагаемых цветов (нужное подчеркнуть)

6. Грамматика:

  • Существительные в Ип. ед. и мн. числа: стол- столы, кукла- …, глаз-…, рукав-…, ухо-…, лев-…, окно-

(нужное подчеркнуть)

карандаш в нужном падеже

(нужное подчеркнуть)

  • Согласование существительных с прилагательными

Назвать признак предметов: Машина, мяч, платье

(нужное подчеркнуть)

  • Предлоги: назвать местонахождение предметов (в, на, под, за)

(нужное подчеркнуть)

(нужное подчеркнуть)

7. Связная речь. Пересказ рассказа:

Два брата играли в машину. Стали они друг у друга машину отнимать. Пришла мама. Забрала машину и машина стала ничья.

(нужное подчеркнуть)

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол обследования речи ребенка (возраст от 5 до 6 лет)

1. Беседа (примерные вопросы)

1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. В каком городе ты сейчас живешь? 4. В какие дни недели мы отдыхаем? 5. Какие звери живут в лесу? (3-5 слов) 6. Кого поздравляют 8 - го марта? 7. С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз? 8. Когда перелетные птицы улетают на юг? 9. На каком этаже ты живешь? 10. Что нужно делать, если ты собрался переходить улицу, но горит желтый свет светофора? 11. Какой сейчас месяц? 12. Какие ты знаешь сказки? (2-3 сказки)

Беседу поддерживает активно, неактивно, отвечает адекватно, неадекватно, фразовая речь отсутствует (нужное подчеркнуть)

2.Звукопроизношение – называние картинок (нужное подчеркнуть)

С, Сь – нормальное произношение, межзубное произношение, замена на шипящие, замена на «Ф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

З, Зь - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на шипящие, замена на «В», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

Ц - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Тсь», замена на «С», замена на «Тшь», замена на «Тф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

Ш - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на свистящие, отсутствие звука, боковое произношение , носовое произношение, губное произношение

Ж - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на свистящие, отсутствие звука, боковое произношение , носовое произношение , губное произношение

Ч - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Тсь», замена на «Щ», отсутствие звука, боковое произношение , носовое произношение

Щ - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Сь», замена на «Ш», замена на «Т», отсутствие звука, боковое произношение

Л- нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Ль», замена на «j», замена на «Г», замена на «В», замена на «W», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

Ль - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Вь», замена на «Гь», замена на «j», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

Р - нормальное произношение, межзубное произношение, кучерское произношение, замена на «В», замена на «j», замена на «Л», замена на «Г», горловое произношение, одноударное произношение, отсутствие звука, боковое произношение

Рь- нормальное произношение, межзубное произношение, кучерское произношение, замена на «Вь», замена на «j», замена на «Ль», замена на «Гь», горловое произношение, одноударное произношение, отсутствие звука, боковое произношение

Г - нормальное произношение, замена на «Д», замена на «К», отсутствие звука

К - нормальное произношение, замена на «Т», замена на «Г», отсутствие звука

Х - нормальное произношение, замена на «К», отсутствие звука

J - нормальное произношение, замена на «Ль», отсутствие звука

2. Фонематический слух

Повторить слоги: па-ба, ба-на, та-да, мя-ма, на-га, та-на, ка-га, ва-та, га-да, ба-ма

Повторяет без ошибок, повторяет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

Показать на картинках: мишка-миска, уточка-удочка, почка-бочка, зуб-суп

Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

3. Анализ звукового состава слова

Выделить 1-ый гласный звук в словах: Аня, осы, Ира, утка

Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

4. Слоговая структура слов

Повторить слова: помидоры, сквозняк, свисток, скворечник, аквариум, температура, сковорода

Правильно и точно воспроизводит слова в предъявленном темпе, искажает звуко-слоговую структуру всех предложенных слов, искажает звуко-слоговую структуру лишь слов со стечением согласных (нужное подчеркнуть)

5. Лексика:

  • Назвать картинки по основным лексическим темам: «Игрушки», «Фрукты», «Семья» и др.

Называет картинки по всем предложенным лексическим темам, не знает названия некоторых картинок, не знает названия большинства картинок (нужное подчеркнуть)

(нужное подчеркнуть)

  • Части предмета: тело : голова, ноги, руки, нос, грудь, шея, живот; о дежда : рукав, воротник, пуговица; мебель : спинка, ножка, сиденье; автомобиль : дверца, руль, колёса, кабина

Знает названия частей целого, не знает 1-2 названия, не знает названий частей целого (нужное подчеркнуть)

  • Назвать детёнышей животных: зайца, белки, волка, медведя

Знает названия детёнышей всех предлагаемых животных, не знает названия некоторых картинок, не знает названия большинства предлагаемых животных (нужное подчеркнуть)

  • Глагольный словарь. Кто как кричит? Кто как передвигается?

Глагольный словарь в норме , не знает названия некоторых действий, не знает названия большинства действий (нужное подчеркнуть)

  • Цвета:основные+ кор., роз, гол, оранж.

Знает и называет все цвета, не знает названия оттеночных цветов, не знает названия всех предлагаемых цветов (нужное подчеркнуть)

  • Форма: круглый, квадратный, треугольный

Представления о форме предметов сформированы, представления о форме предметов не сформированы (нужное подчеркнуть)

6. Грамматика:

  • Существительные в Ип. ед. и мн. числа: стол- столы, кукла- …, глаз-…, рукав-…, ухо-…, лев-…, окно-…, дерево-…, лист-…

Правильно образует формы множественного числа всех предлагаемых существительных, допускает ошибки при образовании форм множественного числа 1-2 существительных, все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)

  • Существительные в косвенных падежах без предлогов

Договаривание предложений со словом карандаш в нужном падеже

Правильно образует формы косвенных падежей, допускает 1-2 ошибки, все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)

  • Согласование существительных с прилагательными. Назвать признак предметов: Машина, мяч, платье

Правильно согласовывает существительные с прилагательными, допускает ошибки при согласовании существительных среднего рода, все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)

  • Предлоги: назвать местонахождение предметов (в, на, под, за, около, перед, над)

Понимает значение предлогов и правильно их употребляет, допускает ошибки при употреблении предлогов (нужное подчеркнуть)

  • Уменьшительно-ласкательные формы существительных: стол, кукла, дом, кровать, нос, ложка

Умеет правильно образовывать уменьшительно-ласкательные формы предлагаемых существительных, допускает незначительное количество ошибок при образовании уменьшительно-ласкательных форм предлагаемых существительных, не умеет образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (нужное подчеркнуть)

(нужное подчеркнуть)

7. Связная речь. Пересказ рассказа:

Захотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а вода в нём была на самом дне. Галке никак не достать воды. Тогда она начала кидать в кувшин камни. Кидала, кидала и набросала так много, что вода поднялась, и галка смогла напиться.

Пересказ полный, соответствует ситуации; пересказывает с помощью наводящих вопросов; отказывается пересказывать (нужное подчеркнуть)

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол обследования речи ребенка (возраст от 6 до 7лет)

Ф.И. ребенка ________________________________________________________________________

Дата рождения ____________________________ Дата обследования _________________________

1. Беседа (примерные вопросы)

1 . Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Как зовут твоих родителей (маму и папу)? 4. Какой сегодня день недели? 5. Какой день недели был вчера? 6. Какой день недели будет завтра? 7.Назови своих любимых сказочных героев. 8. Почему некоторые птицы осенью улетают на юг? 9. Какие города ты знаешь? 10. Какие деревья растут в лесу? 11. Какие животные дают нам молоко? 12. Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем? 13. Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или зимой? 14. Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина?

Беседу поддерживает активно, неактивно, отвечает адекватно, неадекватно, фразовая речь отсутствует (нужное подчеркнуть)

2.Звукопроизношение – называние картинок (нужное подчеркнуть)

С, Сь – нормальное произношение, межзубное произношение, замена на шипящие, замена на «Ф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

З, Зь - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на шипящие, замена на «В», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

Ц - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Тсь», замена на «С», замена на «Тшь», замена на «Тф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

Ш - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на свистящие, отсутствие звука, боковое произношение , носовое произношение, губное произношение

Ж - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на свистящие, отсутствие звука, боковое произношение , носовое произношение , губное произношение

Ч - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Тсь», замена на «Щ», отсутствие звука, боковое произношение , носовое произношение

Щ - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Сь», замена на «Ш», замена на «Т», отсутствие звука, боковое произношение

Л- нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Ль», замена на «j», замена на «В», замена на «Г», замена на «W», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

Ль - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Вь», замена на «j», замена на «Гь», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

Р - нормальное произношение, межзубное произношение, кучерское произношение, замена на «В», замена на «j», замена на «Л», замена на «Г», горловое произношение, одноударное произношение, отсутствие звука, боковое произношение

Рь- нормальное произношение, межзубное произношение, кучерское произношение, замена на «Вь», замена на «j», замена на «Ль», замена на «Гь», горловое произношение, одноударное произношение, отсутствие звука, боковое произношение

Г - нормальное произношение, замена на «Д», замена на «К», отсутствие звука

К - нормальное произношение, замена на «Т», замена на «Г», отсутствие звука

Х - нормальное произношение, замена на «К», отсутствие звука

J - нормальное произношение, замена на «Ль», отсутствие звука

Нарушение произношения звуков раннего онтогенеза. Указать каких________________________________

2. Фонематический слух

Повторить слоги: па-ба, та-да, ка-га, са-за, са-ша, за-жа, ца-ча, ла-ра

Повторяет без ошибок, повторяет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

Повторить цепочки слов: Мишка-миска-мышка, почка-бочка-дочка-точка, дом-том-ком

Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

3. Анализ звукового состава слова

Выделить: 1-ый гласный звук в словах: Аня, осы, Ира, утка; 1-ый согласный: дом, рыба, волк ;

Последний звук: суп, мак, кот; звуковой состав: Сыр, дом

Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

4. Слоговая структура слов

Повторить слова и предложения: сковорода, милиционер, водопроводчик, космонавт, транспорт, аквариум, температура. Водопроводчик чинит водопровод. Милиционер стоит на перекрёстке.

Правильно и точно воспроизводит слова в предъявленном темпе, искажает звуко-слоговую структуру всех предложенных слов, искажает звуко-слоговую структуру лишь слов со стечением согласных (нужное подчеркнуть)

5. Лексика:

  • Толкование значений слов: Клумба, пылесос, самокат

Понимает и может объяснить значения всех слов, не знает значений некоторых, не может выполнить задание (нужное подчеркнуть)

  • Обобщающие понятия по основным лексическим темам (картинки)

Владеет обобщающими понятиями, не знает нескольких обобщающих понятий, не владеет обобщающими понятиями (нужное подчеркнуть)

  • Части предмета: Тела: все части тела. Одежда: рукав, воротник, пуговица, манжета, петли. Мебель: сиденье, спинка, ножка, дверца, полка

Знает названия частей целого, не знает 1-2 названия, не знает большинства названий частей целого (нужное подчеркнуть)

  • Назвать детёнышей животных: Зайца, белки, волка, медведя, курицы, лошади, коровы, овцы

Знает названия детёнышей всех предлагаемых животных, не знает названия некоторых картинок, не знает названия большинства предлагаемых животных (нужное подчеркнуть)

  • Названия профессий (картинки): повар, учитель, художник, парикмахер, строитель, полицейский, пожарный, воспитатель, продавец

Знает названия всех предлагаемых профессий, не знает названия некоторых картинок, не знает названия болшинства предлагаемых профессий (нужное подчеркнуть)

  • Глагольный словарь. Знание названий действий по профессиям (ответы на вопросы типа «Что делает художник?»)

Глагольный словарь в норме , не знает названия некоторых действий, не знает названия большинства действий (нужное подчеркнуть)

  • Относительные прилагательные: Кожаный, стеклянный, морковный, бумажный, куриный, шерстяной

Знает и называет все прилагательные, не знает названия некоторых, все прилагательные образует с ошибками (нужное подчеркнуть)

  • Антонимы (картинки)

Владеет антонимами, допускает 1-2 ошибки, не знает большинства антонимов (нужное подчеркнуть)

6. Грамматика:

  • Существительные в Ип. ед. и мн. числа: стол- столы, кукла- …, глаз-…, рукав-…, ухо-…, лев-…, окно-…, дерево-…, лист-…, перо-…, ведро-…

Правильно образует формы множественного числа всех предлагаемых существительных, допускает ошибки при образовании форм множественного числа 1-2 существительных, большинство форм образует неверно (нужное подчеркнуть)

  • Существительные в косвенных падежах без предлогов

Договаривание предложений со словом карандаш в нужном падеже

Правильно образует формы косвенных падежей, допускает 1-2 ошибки, большинство форм образует неверно (нужное подчеркнуть)

  • Согласование существительных с прилагательными. Назвать признак предметов: Цыплёнок, яблоко, матрёшка

Правильно согласовывает существительные с прилагательными, допускает ошибки при согласовании существительных среднего рода, все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)

  • Предлоги: назвать местонахождение предметов: в, на, под, за, над, перед, около, из-за, из-под, между

Понимает значение предлогов и правильно их употребляет, допускает ошибки при употреблении предлого в (нужное подчеркнуть)

  • Уменьшительно-ласкательные формы существительных: стол, кукла, дом, кровать, нос, ложка

Умеет правильно образовывать уменьшительно-ласкательные формы предлагаемых существительных, допускает незначительное количество ошибок при образовании уменьшительно-ласкательных форм предлагаемых существительных, не умеет образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (нужное подчеркнуть)

  • Образование притяжательных прилагательных

Мамина, папина, бабушкина, лисья, заячья, медвежья, волчья

Умеет образовывать притяжательные прилагательные, допускает 1-2 ошибки, все формы образует с ошибками (нужное подчеркнуть)

7. Связная речь. Составление рассказа по серии картин «Нашли ежа»

Причинно-следственные связи устанавливает верно, рассказ полный, соответствует ситуации, незначительно искажает смысл рассказа, рассказ последовательный, но недостаточно полный, причинно-следственные связи не устанавливает, рассказ в виде перечисления предметов или действий, отказывается от выполнения задания (нужное подчеркнуть)

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


РЕЧЕВАЯ КАРТА

на детей младшего школьного возраста

1. Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________________

2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________

3. Класс, вид обучения______________________________________________________________________

4. Дата обследования_______________________________________________________________________

5. Успеваемость по русскому языку___________________________________________________________

6. Дата поступления в логопедическую группу _________________________________________________

7. Диагноз районной ПМПК_________________________________________________________________

I . Исследование сенсомоторного уровня речи.

1. Проверка состояния фонематического восприятия

1. ба - па - па - ба

2. ма - мя - мя - ма

3. ра - ла - ра ла - ра - ла

4. мо - но - мо но - мо - но

5. ца - са - ца са - ца - са

6. са - за - за - са

7. жа - ша - жа ша - жа - ша

8. са - ша - са ша - са - ша

2. Исследование артикуляционной моторики

губы в улыбке язык «иголочкой»

язык «лопаткой» «улыбка» - «трубочка»

«маятник» - язык высунут наружу и равно-мерно передвигается от одного уголка рта к другому;

Ребенок удерживает органы речи в нужном поло-жении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выпол-нить по 4-5 раз.

__________________________________________________________________________________________

3. Исследование звукопроизношения

СЬ

ЗЬ

ЛЬ

РЬ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

снег

текст

стакан

танкист

картофель

космонавт

термометр

пуговица

сковорода

Аквалангист

Электричка

разведчики

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II . Исследование грамматического строя речи

1. Повторение предложений

Птичка свила гнездо.

В саду было много красных яблок.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Верификация предложений

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

У Нины большая яблоко.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составление предложений из слов в начальной форме

мальчик, открывать, дверь

сидеть, синичка, на, ветка

груша, бабушка, внучка, давать

Витя, косить, трава, кролики, для

Петя, купить, шар, красный, мама

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Добавление предлогов в предложение

Лена наливает чай... чашки. Щенок спрятался... крыльцом.

Почки распустились... деревьях. Пес сидит... конуры.

Птенец выпал... гнезда.

Используется два вида по-мощи: 1 - стимулирующая, 2 - в виде вопроса к пропущенному предлогу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответить на вопросы по картинкам (предлоги)

_________________________________________________________________________________________

5. Образование существительных множественного числа в име-нительном и родительном падежах

один стол, а много - это... дом, а много чего? - …

стул - ... стол - …

окно - … стул - …

звезда - … окно - …

ухо - … звезда - …

ухо - …

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III . Исследование словаря и навыков словообразования

у кошки - котята, а у...

козы - свиньи -

собаки - лисы -

волка - коровы -

курицы - льва -

утки - овцы -

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 . Образование прилагательных от существительных

а) Относительных

кукла из бумаги - она бумажная. салат из моркови -

шляпка из соломы - суп из грибов - варенье из вишни -

кисель из клюквы - варенье из яблок - лист осины -

горка изо льда - варенье из сливы - лист дуба -

б) Качественных

если днем жара, то день - жаркий, а если…

мороз снег дождь солнце ветер

в) Притяжательных

у собаки лапа собачья, а у... кошки зайца белки

гнездо орла клюв птицы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматический строй речи

Словоизменение

Изменить существительные по падежам (И, Р, Д, В, Т, П)

Изменить прилагательные по родам (какой, какая, какое)

Изменение глагола по числам (летит-летят, растёт-растут, идёт-идут, играет-играют)

Изменить существительные женского, среднего и мужского рода по числам

Согласование существительных с числительными (Ж.р., М.р., С.р.)

Изменение глаголов по временам (что делает, что делала, что сделала, что будет делать)

Словообразование

Образовать новые глаголы с противоположным значением с помощью приставок

Завязывать, приклеить, Включить, задвинуть, уехать.

Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса (ключ,

пуговица, звезда, гриб, лист).

Подбор родственных слов

Дом_______________________________________________________________

Сад_______________________________________________________________

Ствол_____________________________________________________________

Свет______________________________________________________________

Образование названий детёнышей. (У лошади, Собаки, Коровы, Медведя, Волка, Курицы, Утки,

Овцы, белки, Кошки)

Словарь:

Имя существительное

Назвать части лица и части туловища (нога, рука, туловище, шея, голова, колено, локоть, пальцы,

волосы, уши).

Назвать обобщающим словом: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, звери,

животные, деревья

Назвать по картинкам близкие по значению слова, обозначающие предметы (поезд-вагон; лодка-

корабль).

Назвать профессии: врач, учитель, продавец, повар, шофер.

Глагол

Кто что делает (водитель, парикмахер, повар, художник, лётчик)

Кто как передвигается (Рыба, конь, собака, бабочка, змея.)

Назвать близкие по значению слова-действия (шьёт, вяжет, вышивает; варит, жарит, печёт)

Имя прилагательное

Подбор антонимов (Добрый, Высокий, Лёгкий, Хороший, Широкий, Длинный, Здоровый, толстый,

большой, сладкий).

Качественные прилагательные

Название форм (Круглый, квадратный, Треугольный, Овальный, Прямоугольный).

Название цвета (Белый, чёрный, Красный, синий, Зелёный, коричневый, Розовый, голубой,

Оранжевый, жёлтый).

Ответить на вопрос «Какой?» по картинкам (чайник, ёлка, туча, белка, ёжик)

Относительные прилагательные

Из чего? (Дерева, Бумаги, Соломы, Меха, Пуха, Кирпича, резины, стекла, железа, шерсти)

Притяжательные

Сумка тёти, Кофта бабушки, Газета Вовы, хвост лисы, Хвост зайца, Лапа медведя, Шерсть волка, игрушка Маши, стол папы, книга Веры.

Наречие

Как ползает черепаха? Как светит месяц? Как скачет конь?

Местоимение

Согласование сущ-х с местоимением (Мой, Моя, Мои, моё).

IV . Исследование связной речи

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок).

2. Пересказ прослушанного текста

Горошины

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрыл-ся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V . Исследование навыков фонематического анализа, синтеза, представлений.

1. Сколько слов в предложении? 2. Сколько слогов в слове?

День был теплый. дом

Корова жуёт сочную траву. комар

Около дома росла высокая береза. карандаш

3. Определи наличие или отсутствие звука в слове? 4. Определи место звука в слове:

звук А в слове тюльпаны первый звук в слове крыша

звук Р в слове ракета последний звук в слове стакан.

звук Т в слове котенок третий звук в слове школа

5. Сколько звуков в слове? 6. Придумай слово

Рак сумка диктант из 5 зв., из 6 зв., из 5 букв и 4 зв.

7. Сколько гласных и согласных звуков в словах? 8. Составь слово из звуков.

Дом, кошка, самолёт. М а к с у м к а д м ы

9. Придумай слово с заданным звуком.

В К Р

Ребенку предлагается три попытки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI . Исследование понимания логико-грамматических отношений

1. а) Покажи ключ, карандаш, б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш - ключом.

2. а) Нарисуй круг под квадратом, б) Квадрат - над кругом, в). Круг над квадратом.

3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной?

4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?

6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V II . Обследование письменной речи

1. Обследование умения списывать с печатного (кодировать) и письменного (списывать) текста

__________________________________________________________________________________________

2. Записать под диктовку строчные и прописные буквы

__________________________________________________________________________________________

3. Диктант слогов

ас, лю, осе, мы, ри, але, яр, мя, бапо, дожу, лери, ащу, зню, кор, пла, глу, арк, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чти, чит, щус, хвы, айка, люс, крет, вач.

__________________________________________________________________________________________

4. Диктант слов различной структуры

Лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть. - куст, щука, улица, бант, аист, насмешка.

Уснет, грач, утки, чищу, шарф, крыльцо. - глазок, природа, сильный, пружина, убрал,

__________________________________________________________________________________________

5. Слуховой диктант

1 класс

Клен

У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зерна.

Кот

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

Идет весна

Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт весна

2 класс

Птицы

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

3 класс

Ночь в лесу

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрёл к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только лёгкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

6. Обследование умения мыслить в письменной форме

Напиши о любимой игрушке (Является ли сочинение текстом, раскрыта ли тема, есть ли логическая последовательность, умеет ли заканчивать мысли, какие лексико-грамматические конструкции использовались, грамматические ошибки, наличие и характер специфических ошибок, аграмматизмы, богатство лексического материала, наличие стереотипных структур)

Чтение своего почерка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI II . Обследование процесса чтения

Примерный речевой материал для чтения:

1. Слоги:

снег

мыло

герой

весна

ручьи

слезы

ягоды

радуга

сенокос

дежурный

коробка

жаворонок

фамилия

смородина

государство

республика

макулатура

первоклассница

экскаваторщик

метрополитен

предложение

3. Предложения:

Катя и Варя вышивают, дети играют дружно. Дима ловит сачком бабочку. Птицы улетают на юг. Осенью пожелтели листья на деревьях, побурела трава. Весна красна цветами, а осень - снопами. Весна дает цветы, а осень - плоды. Сегодня на уроке мы составляли коллективный рассказ об экскурсии в осенний лес.

4. Текст: Белочка и зайчик

Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик - морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик - под елкой. Раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол обследования речи

Ф.И. ребенка_____

Как тебя зовут?____________________________________

С кем ты живешь?__________________________________________________

Кто из вас старше (младше) брат (сестра)?_____________________________

Кто старше бабушка или мама?_______________________________________

Какие у тебя есть игрушки ?__________________________________________

Обследование состояния звукопроизношения

звуки

характер

произношения

звуков

изолированно

в словах

во фразах

К,к*

Г,г*

Х,х*

Отметить характер нарушения звукопроизношения: в норме, мономорфное нарушение, полиморфное нарушение: антропофонический эффект (вид искажения), фонологический (отсутствие звука, замена звука, смешение звуков).

Обследование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

ба-па -ба_________________________ па-ба-па_____________________

га-ка-га_______________________ ка-га-ка______________________

да-та-да_________________________ та-да-та_____________________

за-са-за_________________________ са-за-са_____________________

тя-та-тя__________________________та-тя-та______________________

Состояние навыков фонематического анализа и синтеза:

Выделение начального ударного гласного из слов:

астра____арка____осень____озеро____ улей___ уши___иглы____искры_____

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам): с.19

мышка-мишка______________корка-горка_________

почка-бочка________________катушка-кадушка___________

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам): с.20

речка-редька________ рейка-лейка________

цвет-свет___________ челка-щелка________

Обследование фонетической стороны речи

Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность ): с.32

самолет____________скворец_________фотограф_________микстура_______мотоциклист______________ погремушка________________

Сестренка развешивает простыни.___________________________________

_________________________________

В универмаге продают продукты._____________________________________

____________________________

Мотоциклист мчится на мотоцикле.____________________________________

Обследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь

понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов): по картине «Наш детский сад» (Мы строим дом)

мальчик____ девочка_____голова мальчика_____голова девочки______

руки мальчика____ руки девочки______ ноги мальчика_____

ноги девочки_____дом_____ крыша дома______машина_____

колеса машины_____собака_____ уши собаки______глаза собаки_______

живот_____ шея мальчика______ живот____ и шея девочки______

окна дома____ дверь дома______ балкон______ труба на крыше дома______

стул____ ножки стула_____ кабина____ кузов грузовика_____

туловище собаки_______ голова собаки_______

покажи: с.9

мишка___ машинка___ чашка___ тарелка___ ложка____шапка_____куртка__

платье___ сапоги____ ботинки____ туфли____ кресло___ диван____

шкаф___ капуста_____ помидор_____ репка_____ яблоко_____ груша____

апельсин____ петух____ гусь____утка____

Подобрать обобщающие слова:

показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию): с.9,22

игрушки_________________________________________________________

одежда__________________________________________________________

обувь___________________________________________________________

посуда___________________________________________________________

Мебель__________________________________________________________

Овощи___________________________________________________________

Дикие птицы______________________________________________________

Домашние животные_______________________________________________

Дикие животные__________________________________________________

Транспорт_______________________________________________________

понимание действий (показать по предложенным картинкам): покажи, с.10

кто летит________ плывет________ идет___________ прыгает_______

ползет__________

понимание признаков (показать по предложенным картинкам): с.12

круглое печенье_____________ квадратное печенье__________________

треугольное печенье_________ овальное печенье____________________

сладкое__________горькое_________холодное_____ горячее________

Понимание различных форм словоизменения

Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам): с.13

глаз__________ глаза__________ стул__________ стулья___________

лист__________лист__________ листья________ окно_____ окна_______

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (В, НА, У, ЗА, ПО, ПОД): с.14

Покажи, где

цыпленок гонится за бабочкой_______ цыпленок спрятался под крыльцом_____ цыпленок ходит по крыльцу____ цыпленок стоит в корытце ______ цыпленок прыгает со ступеньки______ цыпленок стоит на корытце_______ цыпленок стоит у корытца_____________

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: (показывает ребенок) Покажи, где: с.15

Носок-носочек_________ чашка- чашечка_______окно- окошечко________

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам): с. 16

птица летит_____птицы летят______ слон идет_____слоны идут______

кошка сидит____ кошки сидят_______

Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам): покажи с.16

птица, которая вылетает из клетки_____

птица, которая влетает в клетку_______

Понимание отдельных предложений и связной речи

Понимание предложений: покажи, где с.17

собака бежит за мальчиком_____ мальчик бежит за собакой________

Понимание текста: сказка «Колобок» (если сказка не знакома, то логопед сначала рассказывает ее с опорой на картинки) с.18

Кто попросил бабку испечь колобок?_______Покажи.

куда бабка положила колобок? Покажи_________

Кого встретил колобок сначала? Покажи__________________

Кого встретил колобок потом? Покажи___________

Кто съел колобка? Покажи___________________

Обследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи: (однословная, фразовая, связная)

1. Активный словарь

Вспомнить и назвать несколько существительных по предложенным темам:

Овощи_________________________________________________________

Фрукты__________________________________________________________

Птицы__________________________________________________________

Мебель___________________________________________________________

Назвать части тела и части предметов (по картинкам): с.21

нос________________________рукав (14)___________________

рот________________________воротник________________

шея ______________________ пуговица_________________

живот ____________________ кабина машины____________

грудь____________________ руль машины(23)______________

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке: с.9

мебель________________овощи ____________фрукты____________

птицы_____________

Глаголы (скажи, что делают те, кто изображен на картинках):

Перечисли, что делают животные на картинках: с.10

птицы летают_____ змея ползает______рыбка плавает________

лягушка прыгает_____ слон ходит_______

Имена прилагательные

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки): с.23

солнце какое? (Круглое)_____________Косынка какая?(треугольная)____

Печенье какое? (Квадратное)_________ Огурец какой? (овальный)_________

Состояние грамматического строя речи

Употребление существительных в именительном падеже единственного числа и множественного числа (образовать по аналогии): с.24

стол – столы

глаз-глаза______________ рот-рты_____________река-реки_____________

ухо-уши________________кольцо-кольца______________

Употребление имен существительных в косвенных падежах: ответь на вопрос: много чего? с.25

много шаров_________много ключей_________много берез___________

много ложек_________ много окон___________

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам): с. 26

оранжевый апельсин_________ _____ голубая бабочка ________ _________

белое блюдце___________________________

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам): с.26

Где сидит снегирь? (На дереве)___________

Где стоит машина? (В гараже)_____________

У кого кукла? (У девочки)________________

Где стоит коза? (за забором)______________

Где едет машина? (по дороге)_____________

Употребление числительных 2 и 5 с существительными: (ответить на вопрос «сколько») с.27

Два мяча___________ пять мячей_______

две розы_________ пять роз__________

два окна_______ _ пять окон_________

Образование существительных- с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам): (назвать большой и маленький предмет) с.28

Большая кукла, а маленькая куколка

забор-заборчик ___________носок-носочек ________________

лента-ленточка__________ окно-окошечко _______________

Образование названий детенышей животных:с.30

У лосихи –лосенок. А у медведицы кто?________________

У бобрихи________ ___ У барсучихи______________ У собаки____________

У коровы______________

Состояние связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений:

Рыбалка.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

(Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?)

Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение:_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты логопедической работы:__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая карта

Ф.И. ребенка__________________________________

Дата рождения__________________________________

Домашний адрес________________________________

Домашний телефон________________________________

Обследование поведения и эмоциональной сферы

1. особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)_________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование неречевых психических функций

1. иссследование слухового восприятия

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов)_____________________________________

_________________________________________________________________

Определение направления звука______________________________________

Восприятие и воспроизведение ритма__________________________________

_____ ______ ______ ________ ____________________

______ _______ _______ _____________________

_____ ______ ______________________

2. исследование зрительного восприятия

Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующего по цвету блюдца, к шапочкам – соответствующие по цвету шарики)

красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, оранжевый, розовый__________________________________________________________

__________________________________________________________________

восприятие формы (показать по просьбе заданные геометрические фигуры и формы)

круг____ квадрат____ овал____ треугольник____ прямоугольник_____

шар____ куб____

3. исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

Ориентировка в пространстве:

покажи предметы, которые находятся вверху_____________, внизу_______,

впереди__________, сзади_________ слева_______ справа_________

Ориентировка в схеме собственного тела:

покажи правый глаз_______________ левый глаз____________

правое ухо_________________ левое ухо_________________

Складывание картинок из частей: (4-6 частей, вертикальный, горизонталь-

ный и диагональный разрезы)_______________________________________

__________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу: из 6 палочек

«домик»_______________ «елочка»__________________

из 7 палочек «Лесенка»_______________________

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений –заполняется после проведения тестовых упр.)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение упражнений:

попрыгать на 2 ногах________________________________________________
__________________________________________________________________

на левой ноге______________________________________________________

на правой ноге_____________________________________________________

прыгнуть в длину с места____________________________________________

__________________________________________________________________

потопать ногами и похлопать руками одновременно______________________

__________________________________________________________________

бросить мяч от груди________________________________________________

из-за головы_______________________________________________________

поймать мяч________________________________________________________

__________________________________________________________________

перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку________________________

_________________________________________________________________

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии –заполняется после тестовых упр.)

Кинестетическая основа движений:

одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки _______________________________________________, на левой руке_________________________________обеих рук_____________________

____________________________________

Кинетическая основа движений:

упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой____________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________

«кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой________________________________

_________________________________________________________________

Навыки работы с карандашом

умение рисовать прямые____________________________________

рисование ломаных линий______________ замкнутые линии____________

человечек_______________

Манипуляции с предметами:

застегнуть пуговицы______________ расстегнуть пуговицы______________

завязывать шнурки________________развязывать шнурки_______________

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок –заполняется после проведения тестовых упражнений)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение упражнений:

закрыть правый глаз______________левый глаз__________________

поднять брови___________________ нахмурить брови____________________

наморщить нос__________________ надуть щеки________________________

втянуть щеки____________________

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка – заполняется после проведения тестовых упр.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Движения нижней челюсти:

открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков______________

________________________________________________________________

Движения губ:

растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой» (чередовать)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Движения языка:

«лопата» -«жало» (чередовать)_______________________________________

________________________________________________________________

положить язык на верхнюю губу, потом на нижнюю губу «качели» ______

__________________________________________________________________

___________________________________________________

«маятник»___________________________________________________________________________________________________________________________

«чашечка»_______________________________________________________

Движения мягкого неба (широко открыть рот и четко произнести звук «А»- в этот момент в норме мягкое небо поднимается)_________________________

__________________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

0тметить наличие и характер аномалий в строении :

а) губы

(толстые, тонкие, расщелина, послеоперационные шрамы, загубные уздечки (укорочены, короткая уздечка верхней губы));

б) зубы

(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, кариозные, наличие диастем);

в) прикус

(прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус, физиологический, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двусторонний);

г) твердое небо

(высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, субмукозная щель, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, естественной высоты, куполообразное,);

е) мягкое небо

(укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка, отсутствие);

ж) язык

(массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой, короткий, длинный).

З) Маленький язычок

(отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону, норма)

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_______________________________________________

Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_______________________

Продолжительность речевого выдоха _________________________________

Особенности динамической стороны речи

темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_________________________

ритм (нормальный, дисритмия)_______________________________________

паузация (правильность растановки пауз в речевом потоке)_______________

употребление основных видов интонации_______________________________

__________________________________________________________________


Речевая карта обследования

неговорящего ребенка

1.Фамилия, имя ребёнка_____________________________

2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________

3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _

4. Домашний адрес ________________________________________________________________________

5. Откуда поступил ________________________________________________________________________

6. Дата поступления в логопедическую группу _______________

7. Заключение ПМПК от ______________

8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________

9. Состояние слуха _________________________________________________________________________

10. Состояние зрения _______________________________________________________________________

11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________

Логопед ___________________________________

I . Изучение невербальных компонентов коммуникации

Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________

Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________

Проявление способности к подражанию:

- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________

- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________

Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________

________________________________________________________________________________________________

II . Изучение слухового восприятия

Опреде ление количества неречевых звуков ___________________________________________________

Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________

Определение направления неречевого звука __________________________________________________

Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________

III . Изучение моторного развития

1. Состояние общей моторики:

(походка - уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)

координация ____________________________________________________________________________

2. Состояние тонкой моторики:

(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)

точность движений _______________________________________________________________________

переключение ___________________________________________________________________________

темп ___________________________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры:

Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубнаяскладка) ___________

_______________________________________________________________________________________

Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),

нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу

не удерживает; выполняет движения самостоятельно)

IV . Обследование артикуляционного аппарата

1. Строение артикуляционного аппарата:

губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________

зубы ____________________________________________________________________________________

прикус _________________________________________________________________________________

язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:

губы ______________________________________________________________________________

нижняя челюсть __________________________________________________________________________

язык ____________________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

V . Изучение импрессивной речи:

1. Состояние номинативного словаря

Соотнесение собственного имени с личностью

(знает своё имя, отзывается на него)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их названием

Покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол

________________________________________________________________________________________

Покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)

________________________________________________________________________________________

Покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)

________________________________________________________________________________________

Покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

Покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.

________________________________________________________________________________________

Понимание слов обобщающего характера

Покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)

________________________________________________________________________________________

2. Состояние предикативного словаря

(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия )

Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)

________________________________________________________________________________________

(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

Покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)

_______________________________________________________________________________________________

3. Состояние атрибутивного словаря

Понимание названий признаков предметов

Покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________

Покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________

Покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Состояние грамматического строя речи:

Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

Где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)

________________________________________________________________________________________

Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

Положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)

________________________________________________________________________________________

Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

Покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________

Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

Возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку

________________________________________________________________________________________

Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок

________________________________________________________________________________________

VI . Изучение экспрессивной речи

1. Общее звучание речи

Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________

Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________

2. Состояние речевой деятельности

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции ( кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,

радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________

______________________________

Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков

(звукопроизношение)

(дифференциация звуков)

VII . Исследование неречевых психических функций

1. Мышление:

Владение доской Сегена __________________________________________________________________

Складывание пирамидки _________________________________________________________________

Классификация _________________________________________________________________________

Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________

2. Счёт:

Прямой механический счёт: ______________________________________________________________

Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)_________

_______________________________________________________________________________________ _

Называние цифр ____________________________________________________________

3. Оптико-пространственный гнозис :

Различение понятий верх/низ, справа/слева , впереди/сзади ___________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Оптико-пространственный праксис:

Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей _______________________________________

________________________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек) ______________________________________

________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение: _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________