Китайская чайная культура. Китайская чайная церемония. Традиция Гун Фу Ча

Гун Фу Ча (кит. Kung Fu Cha, Gong Fu Tea, Gong Fu Ch, искусство чаепития) – процесс приготовления китайского чая. Название китайской чайной церемонии Гун Фу Ча происходит от слов чай (кит. cha) и Кунг Фу (кит. Kung Fu) — восточного единоборства. Kung Fu в китайском языке имеет много значений: усердная работа, старание, уровень мастерства, следовательно настоящая китайская церемония чаепития включает в себя все выше перечисленные навыки и умения.

Чайное мастерство Гун Фу Ча начало развиваться в золотой век чая при династии Сун (960-1279 гг.) и позднее с развитием чайной культуры распространилась во многих областях Китая, в особенности в провинциях Фуцзянь, Гуандун и острове Тайвань. Секрет Гун Фу Ча состоит из многих слагаемых: чайного мастера и его гостей, приятной спокойной обстановки, правильно подобранной чайной посуды, утвари, чабани, хорошей воды и конечно же чая. Мастерство приготовления чая также зависит от его количества, температуры воды и времени заваривания.


Традиционная чайная церемония Гун Фу Ча является способом выражения отношений между людьми. Уважение, знание, усердие, трудолюбие, чувства перетекают от одного участника чаепития (хозяина, чайного мастера) к другому (гостю). В приготовлении чая хозяин проявляет заботу, уважение, тем самым подчиняя себе свое эго, гость в свою очередь учится принимать доброту, благо и выражать благодарность и признательность.

Какой тип чая подходит для заваривания методом Гун Фу Ча?

Гун Фу Ча традиционно используется для заваривания улунов (Те Гуань Инь, Алишань, Дун Дин, Да Хун Пао, Фэн Хуан Дань Цун, Женшень улун и пр.)

Чайная посуда для Гун Фу Ча
  • 1. Для заваривания улунов лучше всего подходят чайники из исинской глины (кит. Ча Ху). Керамические исинские чайники надолго сохраняют тепло горячей воды, необходимой при заваривании улунов и способствуют полному раскрытию аромата скрученных чаинок. Для заваривания улунов может также использоваться гайвань.
  • 2. Чайные пары Вэн Сян Бэй и Пин Мин Бэй. Из высокой чаши Вэн Сян Бэй, вдыхается аромат чая, низкая чаша Пин Мин Бэй предназначена для чаепития. Подставка Ча Тоу объединяет пары в единой целое.
  • 3. Ча Хэ — чаша для знакомства с чаем.
  • 4. Ча Хай (море чая) или Гундаобэй (чаша справедливости) для переливания чая из чайника. Чахай необходим для равномерного распределения крепости настоя.


  • 5. Ча Люй – ситечко для процеживания настоя от мелких чаинок.
  • 6. Чачи (пруд чая) или Чачуань (чайная лодка) — сосуд для питания чайника горячей водой.
  • 7. Чайные инструменты Ча Цзюй. Использование инструментов определяет умения настоящего чайного мастера. Ча Цзюй состоит из чайного совка Чачи, иглы для чистки носика чайника – Чацзань, щипцов Цзяцзы и воронки Часяньло, используемой для пересыпания чая в чайник.
  • 8. Ян Ху Би – чайная кисточка
  • 9. Чайный столик, чайный поднос (кит. Чабань) необходимый для удобства в расположении посуды, утвари, а также слива воды и остатков чая.
  • 10. Термос с горячей водой.
Как заваривать улун в чайной церемонии Гун Фу Ча

Приготовление
Перед началом чаептия необходимо подготовить всю выше перечисленную посуду и чай, вскипятить воду и слить в заранее прогретый термос. Температура заваривания улунов 95°С. Объем чайника или гайвани должен соответствовать количеству участников чаепития. Налить кипяток в чайную посуду и оставить на 1-2 минуты для прогревания.

Заваривание (кит. gao chong di zhen)
После демонстрации чайных листьев гостям, чай засыпается в чайник из исинской глины, закрывается крышкой и слегка встряхивается. Чайный мастер может открыть чайник и предложить гостям почувствовать аромат чуть увлажненных листьев. На следующем этапе чай заливается кипятком доверху и вновь закрывается крышкой. Вода может стекать в сосуд Ча Чи (Чачуань), либо в поддон чабани. Первая заварка не пьется и служит проливкой для чая. Благодаря этому сильноскрученные чаинки улунов омываются от мелких примесей и слегка набухают. Горячая вода из пиал сливается на чайник для его дополнительного обогрева. После проливки чай сразу же заваривается снова. Вторая заварка длится около 20-50 секунд и зависит от типа и качества улуна. Аромат чая может рассказать о процессах его обработки и возрасте. Эта информация помогает чайному мастеру понять, как заваривать улун. Мастерство заваривания требует терпения и усердия. Обучение чайного мастера в Китае может занять несколько лет.


Заваренный настой сливается в высокую чашу Вэн Сян Бэй и накрывается маленькой чашей Пин Мин Бэй. Далее одной рукой обе чаши переворачиваются и ставятся на подставку Ча Тоу. Из чаши Вэн Сян Бэй вдыхается аромат чая и только потом маленькими глотками пьется из чаши Пин Мин Бэй. Хороший качественный чай должен оставлять глубокое обволакивающее послевкусие во рту (кит. Lau Mei).


Чайный мастер вновь открывает чайник и предоставляет гостям возможность почувствовать аромат раскрывшихся чайных листьев. Традиционно гостям предлагается понюхать крышку чайника, так как пронзительный аромат улунов внутри чайника оставляет свое нежное сладковатое благоухание на крышечке. Подобным действием тестируется качество чая. Процесс заваривания повторяется, увеличивается лишь время настаивания. Вторая, третья заварка наиболее раскрывают вкус улунов. Чай заваривается до полного исчезновения аромата, вкуса и цвета настоя. Китайский улун в зависимости от сорта можно заваривать от 3 до 8 раз.В завершении церемонии чайные листья вынимаются из чайника и демонстрируются гостям. Участники чаепития могут посмотреть величину раскрывшихся листьев, оценить их аромат, тем самым оказать дань уважения чаю и чайному мастеру. После окончания чаепития вся чайная посуда тщательно промывается и сушится на чабани.

Юлия Верн 43 286 1

Китайская чайная церемония - Гунфу-Ча или, как ее часто называют в Китае, Кунг-Фу чая, одна из многих, исторически сложившихся, китайских традиций, зародившихся несколько тысяч лет назад в древнем Китае. Китайская Гунфу-Ча - родоначальница всех чайных традиций, распространившихся по всему миру, представляющая собой отдельный ритуал восхищения вкусом чайного напитка, берущий свое начало из китайских провинций Фуцзянь и Гуандун.

Приготовлению чая в Китае всегда уделялось высокое внимание, что является неотъемлемой частью традиционных китайских чаепитий, независимо от форм сухого чайного сырья. К концу XIV века, в эпоху династии Мин, излюбленным чайным напитком семьи императора был чай, приготовленный из цельных сухих листьев, в то время как народ попроще мог позволить себе только брикетированное и мелколистовое чайное сырье.

Со временем изменялась посуда, в которой заваривали и из которой наслаждались чайными напитками. Так, к середине XV века появляется специальная чашка - гайвань, которая служит и заварником и чашкой одновременно. Гайвань - одна из немногих представительниц чайной утвари, которая используется в традиционном китайском чаепитии и по сей день. Посуда напоминает собой обычную чашку, объем которой может колебаться от 100 до 350 мл, без ручки, но с обязательным присутствием крышки и блюдца. Еще одно обязательное условие - наличие идентичного расписного узора на всех трех элементах посуды, которым, в средние века обозначали принадлежность к определенному статусу при дворе, а в последующем и - к семейному очагу.

Гайвань — традиционная китайская чайная утварь

Классическая гайвань представляет собой модель мира, где блюдце - символизирует основу (землю), крышка - защиту (небо), а сама чашка - человека, уверенно стоящего на земле под защитой неба.

Крышка обязательно прилегает к чашке неплотно - образуя щель, через которую пьется чай или разливается по чашкам в кругу семьи.

Почти одновременно с гайванью появляется еще один представитель посудных китайских изысков - глиняный чайник исинь, получивший свое название благодаря китайскому городу Исин (иногда произносится Исинь), в пригороде которого - Диншучжэне на берегу озера Тай, находятся залежи фиолетовой глины с примесями песка, собственно из которого и изготовлен чайник.

Исинская фиолетовая глина обладает особыми качествами при обжиге - материал приобретает блеск и пористую жесткую структуру, которая обуславливает медленное остывание чайника и дает возможность «дышать» содержащемуся в нем чаю.

Требования к воде

Чаепитие Гунфу-Ча - процесс, который должен удовлетворять и насыщать душу человека и его разум, обладая, при этом богатым, насыщенным вкусом и ароматом, чего невозможно без правильно подобранной воды для заваривания, ее подготовки и непосредственного использования. Мастерство работы с водой передавалось китайскими чайными мастерами из тысячелетия в тысячелетие, постоянно совершенствуясь и оттачиваясь.

Процесс подготовки воды начинается с ее подбора. Вода с примесью посторонних запахов или обладающая плохим вкусом не подходит для использования в чаепитии. Слишком мягкая вода также отвергается - в ней слишком мало духа земли: природных минеральных солей, которые придают готовому напитку особую уверенность. Лучшей водой для приготовления чая считается родниковая вода, которые берет свои истоки из самого сердца земли, одухотворяя и оживляя чайный напиток.

Воду для заваривания хорошо кипятить в отдельном котле, такой емкости, которой будет достаточно для всех участников чаепития. Нагревание проводится единожды - от холодной родниковой до необходимой температуры. Не допускается остывание и повторный нагрев - это повышает мягкость воды и убивает ее живые свойства.

Только опытный чайный мастер может определить достаточный нагрев воды, а зависимости от сорта используемого чая, коих немного - для Гунфу-Ча используются всего два сорта чая: улун и пуэр. Для заваривания улуна температура воды должна достичь уровня 95 градусов, а для пуэра - 100.

Определить готовность нагретой воды можно и самостоятельно, если нет под рукой термометра. Вода температурой 75-85 градусов образует пузырьки, как их называют китайцы - «глаза краба», размером около 3 мм, создавая при этом громкий, резкий, шипящий звук.

При температуре 90-95 градусов, пузырьки размерами больше - около 8 мм, носят название «рыбьи глаза». Звуки кипения приглушенные, переливающейся тональности, звуки «шума ветра в соснах».

Необходимая утварь

Существуют некоторые различия между традициями Гунфу-Ча на территории материкового Китая и острове Тайвань, особенно это касается посуды, используемой в чаепитии. Поэтому набор приспособлений и посуды может несколько различаться, но это никак не отражается на качестве самого мероприятия.

Основная чайная утварь, без которой не обходится ни одна Гунфу-Ча в Китае:

  1. Чайник для заваривания исинь (Yixing) и комплект гайваней, которых должно равняться числу участников чаепития. Гайвани используются в материковой культуре чаепития;
  2. Чайный кувшин Ча-Хай - глиняная посуда, в которую сливается настоявшийся напиток, для согласования всех его разновидностей ароматов. Ча-Хай, в тайваньской культуре, служит основным источником розлива чая по чашкам;
  3. Котел с нагретой до необходимой температуры водой;
  4. Высокая узкая чашка Сян-Бэй и низкая широкая Пин-Бэй, которые неразлучно объединены в чайную пару и применяются только в тайваньской чайной культуре;
  5. Плоская фарфоровая подставка - Бэйнч-Жань, круглой или квадратной формы, которая визуально формирует единство чайной пары;
  6. Небольшой лоскут мягкой льняной материи темного цвета для вытирания пролившихся по посуде чайных капель;
  7. Чайная коробочка Ча-Хэ, в которую насыпают сухое чайное сырье и пускают по кругу участников с целью познакомить их с сортом, видом и ароматом будущего напитка;
  8. Фарфоровая ложка для очистки носика и краев посуды от мусора и плавающих чайных листков;
  9. Бамбуковая ложка для взвешивания и дозирования сухого чайного сырья;
  10. Фильтр-ситечко для носика исиня;
  11. Широкая деревянная доска - Ча-Пань - основная подставка под всю утварь;
  12. Широкие чайные щипцы для извлечения чайных листьев из исиня.

Процесс церемонии

Церемония китайского чаепития должна проходить в помещении, освещенном рассеянным солнечным светом, без доступа прямых солнечных лучей, чтобы ни одна мелочь, включая яркий луч света, не помешала пропитаться духом чайного напитка.

Цветовая гамма в помещении предпочтительно пастельных тонов с преобладанием светло-зеленых или светло-коричневых оттенков. Обязательно наличие легкого движения воздуха, вольного духа ветра, который приносит дух Гунфу-Ча в каждый уголок самой закрытой души.

В воздухе витают легкие, ненавязчивые ароматы жасмина или лаванды, слышны пение птиц и легки звуки традиционной китайской музыки. Все окружение должно быть мирным, спокойным, способствовать расслаблению души и тела - дух чая не терпит суеты.

Стол, за которым проводится чаепитие, должен быть достаточно вместительным, чтобы не допускать перегруженности посудой и соответствующие неудобства вследствие этого.

Подготовка

Первый этап - Вэнь Ху Тан Бей - согревание исиня. Посуду аккуратно расставляют на Ча-Пани и заливают кипятком, примерно на одну третью емкости, с целью прогрева стенок и стерилизации. Через 1,5-2 минуты, волнообразными движениями кистей, ополаскивают стенки и сливают воду прочь;

Второй этап - Жань Шань Цзя Мин - оценивание превосходного чая. Некоторое количество сухого чайного сырья, бамбуковой ложкой помещают в Ча-Хэ и отдают участнику, сидящему слева от себя, который, открывая, крышку Ча-Хэ, вдыхает непревзойденный аромат чая, оценивая его достоинства, закрывает крышку и передает следующему участнику. Так, поочередно, все участники чайной церемонии знакомятся с будущим напитком, проникаясь его духом и силой, пока Ча-Хэ не вернется к первому участнику;

Третий этап - Ву Лон Ру Лонг («Черный Дракон Входит Во Дворец», название этапа характерно для использования в церемонии чая улун) - отсыпание необходимого объема чайного сырья в исинь. Стандартный объем чая составляет 15 г (три бамбуковых ложки с небольшой горкой) на 150 мл воды - половина объема классического исиня. Однако, в зависимости от количества участников, может быть использован исинь большего объема, но соотношение чая и воды всегда одинаково.

Четвертый этап - Суан Ху Гао Чонг - «промывание высокой струей». Процесс первого знакомства чайного листа с водой - один из самых важных моментов китайского традиционного чаепития, требующий особого спокойствия души. Исинь заполняют водой, нагретой до необходимой температуры, тонкой журчащей струей с высоты 50-70 см, наполняя до краев;

Пятый этап - Чун Фэн Фу Миан - «весенний ветер очищает поверхность». Фарфоровой ложкой снимают образовавшиеся на поверхности пузырьки и всплывшие чайные листья, закрывают исинь крышкой на 1-2 минуты, давая настояться первому чаю, который сливают в отдельную посуду и не употребляют;

Шестой этап - Зай Чжу Цин Куан - «прямой поток чистой весны». На этом этапе заваривают чай непосредственно для употребления, причем, теперь чайные листья заливают струей воды с более низкой высоты - не более 10-15 см. Заполняют исинь также до краев. Важно отметить, что четвертый и шестой этапы в китайской чайной традиции входят в ритуал Гао Чонг Ди Джень, когда высокая струя используется именно для первого промывания чайных листьев, а низкая - для непосредственного заваривания. Низкий, а значит - близкий к чаю поток воды, способствует лучшему, более медленному настаиванию;

Седьмой этап - Гуа Мом Лин Гай - поверхность воды вновь очищается от воздушных пузырьков, исинь закрывается. Обслуживание участников церемонии можно начинать спустя 20-50 секунд после закрытия крышки иссиня. Более точное время зависит от сорта и количества чая.

Обслуживание участников чаепития

В материковых культурах чай из исиня разливают непосредственно в гайвани. Что касается тайваньских обычаев, то напиток предварительно сливается в Ча-Хай и уже после разливается по чашкам гостей.

Разливание чая по чашкам проводится только хозяином дома, где проводится чаепитие. Исинь или Ча-Хай всегда должен находиться в правой руке. Левая рука придерживает исинь тканью, которой после каждого наливания обтирается носик (и стенка под ним) от стекающих капель чая.

Свои самые лучшие качества улун отдает в течение 4-8 завариваний подряд, более жесткий пуэр не теряет своих достоинств до 16 заварок.

Благодарность аромату и чаепитие

Высший уровень тайваньской чайной культуры заключается не столько в употреблении напитка, сколько в наслаждении и понимании его аромата, для чего существует отдельный ритуал и специальная посуда - чайная пара Сян-Бэй и Пин-Бэй на подставке Бэйнч-Жань.

Ритуал Оу Бей Му Лин «купание небес в аромате» - это чай из Ча-Хай разливается в высокую чашку Сян-Бэй примерно до половины ее объема, накрывается питьевой чашкой Пин-Бэй и переворачивается. Процесс закрытия носит ритуальное посвящение Лонг Фэн Чэн Сян - «дракон и птица Феникс вступают в благоприятный союз», которое воспринимается участниками как молитва во имя процветания, благополучия и счастья всех присутствующих.

Переворот чашек - Ли Ю Фан Шен («переворот карпа») - заключительный ритуал, после которого нужно, в первую очередь, насладиться ароматом чая из Сян-Бэй, оценить цвет чая в Пин-Бэй, а затем только приступать к употреблению напитка.

Хороший китайский этикет подразумевает делать не менее трех глотков за одно поднесение чашки к губам: первый глоток небольшой, второй - основной, а третий - завершающий, который формирует послевкусие.

На завершающем этапе чайной церемонии чайные листья аккуратно извлекаются в Ча-Хэ и вновь передаются по часовой стрелке между участниками, которые могут передать чувства благодарности чаю за отличный отдых души и тела, а хозяину - комплимент за такой замечательный выбор сырья для напитка.

Очистка посуды

Остатки напитка и чайных листьев ни в коем случае не должны задерживаться в исине. После извлечения всех чайных листьев, исинь ополаскивают остатками чая, а затем - кипятком. Нельзя использовать никакие моющие средства и некипяченую воду для ополаскивания чайника и остальной посуды. После промывания исинь должен высохнуть естественным путем, затем его полируют качественной льняной тканью.

Остальную посуду аналогично стерилизуют только кипящей водой и дают высохнуть на Ча-Пани.

Китайские традиции чаепития

Как известно, чай в Китае - традиционный напиток для ежедневного употребления, который входит в семерку вещей, без которых не может обойтись ни один китаец: дрова, рис, масло, соль, соевый соус и уксус.

Естественно, для утоления жажды чайная церемония каждый день не проводится. Но хорошим признаком воспитанности и соответствия китайским традициям будет, если для нее найдется время, хотя бы один раз в неделю. Кроме того, в Китае принято проводить чайные церемонии по особым случаям:


Ноя 12, 2017

С давних времен в Китае существует перечень вещей, «потребных ежедневно». В нем 7 позиций, одну из которых (наравне с дровами, солью, рисом, соевым соусом, уксусом и маслом) занимает чай. Его пьют дома и на официальных мероприятиях, встречают этим напитком высоких гостей, используют в буддизме для проведения различных ритуалов и в медицине как лечебное средство и даже противоядие.

В китайской культурной традиции чайная церемония (она называется Гунфу Ча ) имеет большое значение. Ее принципы, главный из которых – восхищение вкусом напитка, были заложены несколько тысячелетий назад и претерпели за это время не так уж много изменений.

По примеру Гунфу Ча чайные ритуалы появились в разных странах мира, везде – со своими особенностями и национальным колоритом. Кстати, даже в самой Поднебесной чайная культура отдельных провинций имеет свои характерные черты, однако неизменным является благоговейное отношение к напитку.

Также у нас есть отдельная публикация по видам элитного китайского чая — по .

История и философия

Истории чайной церемонии посвящены многочисленные монографии. Большинство авторов поддерживают версию о том, что своей популярности чай обязан монахам. Этот напиток они употребляли во время общения друг с другом, когда подолгу обсуждали важные, в том числе и «ученые» темы. Так родились и сам ритуал, и его философия, которая побуждает участников настроиться на «внутреннюю волну», на положительные эмоции , искать и находить ответы на самые важные вопросы внутри себя и одновременно наслаждаться ароматами напитка и эстетической составляющей ритуала.

Как правило, в нем участвуют и новички, поэтому чайная церемония предполагает наличие некоего руководителя, который не просто разливает напиток по чашкам, но и помогает создать необходимую атмосферу – действует мягко, но уверенно, заботится о том, чтобы гости не мешали друг другу громкими разговорами, а имели возможность погрузиться в свои мысли.

К ритуалу, каков он сегодня, в Поднебесной пришли не сразу . Даже с заваркой экспериментировали довольно долго: сначала листья варили, получая в итоге «ароматную кашу», потом придумали листья прожаривать, делать из них муку и заливать кипятком, позже отработали технологию изготовления плиточного чая.

Одной из изюминок ритуала стало так называемое «сравнение чаев»: участники этого действа взбивали палочками напиток, приготовленный из размолотых в пыль листьев, до образования пены. Тот, у кого она оказывалась более плотной и красивой, становился победителем.

Ближе всего к сегодняшним ритуалам — чаепития, проходившие в XIV-XV веках , в годы правления династии Мин. В этот же период зародилась традиция использовать для них особые виды посуды, в частности — чашки под названием «гайвань» (ими пользуются до сих пор), которые, помимо своего прямого назначения, служат также заварниками.

Культура чаепития в Китае

«Гунфу Ча» в переводе на русский означает «высшее мастерство чаепития». Задача церемонии – помочь человеку насладиться достоинствами напитка. Их, как подсчитали въедливые китайцы, четыре:

  • цвет чая;
  • форма чайных листьев;
  • вкус напитка;
  • аромат.

Посуда

Уже упоминавшаяся чашка гайвань обходится без ручки, однако дополнена крышкой (символ неба) и блюдцем (символ земли). Непосредственно чашка олицетворяет собой человека, который твердо стоит на земле, под защитой неба . Крышка и чашка образуют между собой щель, через которую человек разливает напиток гостям или пьет сам.

Важно, чтобы и крышка, и блюдце были для гайваня «родными», то есть имели бы один и тот же узор (разрозненные элементы от разбившейся посуды соединять нельзя), только в этом случае они становятся своеобразным символом родного очага.

Объем чашки – 100-350 мл. Количество необходимых гайваней определяется по числу участников чайной церемонии.

Чайник для заваривания называется исинь, так как в старину этот вид посуды изготавливали из особой фиолетовой глины, добываемой близ города Исин. Этот материал был выбран потому, что после обжига он приобретал пористую и одновременно жесткую структуру, а потому служил долго , а главное – позволял чаю «дышать».

Другие атрибуты и принадлежности, без которых невозможен китайский ритуал:

Вода

Лучшей считается вода родниковая, и в этом тоже – дань традиции, большой философский смысл: такая вода рождается в сердце земли, поэтому приготовленный из нее напиток наполнен жизнью, одухотворен. Однако не всякая родниковая вода может быть использована. Плохо, если она слишком мягкая, не содержит достаточного количества минеральных солей. Недопустимо, если у воды имеется какой-то свой запах или неприятный вкус.

Кипятят воду в котле, причем только 1 раз, до нужной температуры. Дополнительный подогрев является нарушением традиции. Для разных видов чая обеспечиваются разные условия: для достаточно 95 градусов, для пуэра требуется 100. Опытный мастер определяет нужный момент «на глазок» (по размеру образующихся на поверхности пузырьков) и на слух (в закипающей воде он должен услышать «шум ветра в соснах»).

Музыка

Проведение церемонии невозможно без музыки. Правильно подобрать ее – настоящее искусство. Она должна быть ненавязчивой, медленной, по звучанию близкой к классическим китайским музыкальным инструментам.

Также приветствуется вариант, когда в музыкальном произведении слышатся щебет птиц, журчание воды, шелест листьев в лесу. В этом случае уместно наполнить помещение легким, едва уловимым ароматом лаванды или жасмина.

Предметы интерьера

Проводить чайные церемонии рекомендуется в помещении, оформленном в пастельных тонах, с зелеными и коричневатыми оттенками. Солнечный свет должен быть рассеянным, обязательно – легкое движение воздуха, который (оказывается, и в этом имеется свой смысл) будет добираться до каждого уголка человеческой души, помогать ей раскрыться.

Что касается интерьера, то здесь предпочтение отдается минимализму : бамбуковые циновки, низенький стол и больше ничего. Стол, правда, должен быть большим, чтобы места вокруг него хватило всем участникам, а сервиз и необходимые предметы располагались бы свободно, не создавая ощущения тесноты.

Для организатора церемонии предусмотрен чабань – небольшой столик, внутри которого имеется поддон, чтобы сливать лишнюю воду. На чабань иногда ставят фигурки из особой глины, которая меняет цвет в зависимости от изменения температуры воды.

Виды церемоний

Помимо классической Гунфу Ча, сложились и другие традиции проведения чайных мероприятий. Среди наиболее популярных:

  • Гун фу ча – главным «героем» церемонии является какой-либо один конкретный сорт;
  • Хэ ча – участники чаепития пробуют разные сорта чая;
  • Пин ча – участники церемонии знакомятся с большим разнообразием сортов, а среди гостей присутствуют опытные дегустаторы, которые делятся своими впечатлениями;
  • Лу Юя – напиток готовится на открытом огне, к чайным листьям добавляют целебные травы.

Приготовления к мероприятию

Чтобы чайная церемония прошла на достойном уровне, к ней должен готовиться каждый из ее участников, настраиваясь на нее эмоционально, стараясь отрешиться от окружающей суеты, больших и малых проблем.

Важно, чтобы все собравшиеся гости были друг другу симпатичны , располагали бы достаточным временем и не смотрели то и дело на часы, боясь куда-то опоздать. Непосредственно перед церемонией нужно отключить мобильный телефон.

Чайный мастер перед приходом гостей должен создать в помещении, где проходит церемония, необходимую обстановку, убрать все лишнее, красиво расставить набор посуды и аксессуары.

Проведение китайской чайной церемонии

Описание чайного действа включает несколько этапов, очередность которых нельзя нарушать, поскольку в каждом заложены определенные символы.

Этап 1. Исинь и гайвани надо согреть, заполнив их примерно на треть кипятком. Через 2 минуты воду сливают.

Этап 2. Оценка качества чая: участники церемонии знакомятся с заваркой, которая насыпана в специальную чайную коробочку. Передавая ее друг другу, каждый делает 3 вдоха, а выдыхает (так требует традиция) – на листочки чая: тепло человека их согревает и аромат становится ярче.

Этап 3. Чайный мастер отмеряет необходимое количество чайных листьев с помощью специальной бамбуковой ложки и высыпает их в исинь. Традиционная норма – 15 г заварки на 150 мл воды.

Этап 4. Он называется «промывание высокой струей». Воду (кипящую или согретую до определенной температуры, как того требует тот или иной сорт чая) наливают в исинь, заполняя его до краев. Струйка должна быть тонкой и литься с высоты от полуметра до 70 сантиметров.

Этап 5. С помощью фарфоровой ложки из исиня убирают всплывшие листочки и образовавшиеся пузырьки. Закрывают исинь крышкой на пару минут, а затем выливают жидкость в специально подготовленную посуду. Этот чай не пьют.

Этап 6. Вновь заполняют исинь водой. На этот раз струя должна быть сильной, а высота падения воды – от 10 до 15 см.

Этап 7. Мастер повторяет действия 5-го этапа с той разницей, что закрывает исинь крышкой не на пару минут, а всего на 20-50 секунд. После этого напиток готов к употреблению.

Разливают чай по гайваням непосредственно из исиня (в тайваньской традиции – из кувшина ча-хай). Делает это хозяин дома, где собрались гости, либо чайный мастер, если церемония проходит в ресторане.

В тайваньском варианте используется чайная пара, состоящая из двух чашек. Здесь свобода похозяйничать предоставляется самим гостям: они могут налить из гайваня немного напитка в высокую чашку и оценить его аромат, а в низкую – чтобы оценить вкус напитка и его цвет.

Заваривать чай разрешено многократно: улун – от 4 до 8, пуэр – до 16. Подробнее о том, как правильно заваривать чай пуэр мы писали . А выпивают собравшиеся как минимум по 7 чашек:

  • чашка 1 – знакомство с напитком;
  • 2 – возможность расслабиться и отбросить, если они были, негативные эмоции;
  • 3 – заряд бодрости;
  • 4 – ощущение покоя;
  • 5 – очищение тела;
  • 6 – ясность разума;
  • 7 – общая релаксация.

Особое внимание придается первым глоткам: сначала делают маленький, затем большой (основной) и вновь маленький . Этот ритуал дает возможность оценить аромат чая, его вкус и послевкусие.

Правила и традиции

Чтобы чайная церемония была полезна и духу, и телу, нужно выполнять некоторые правила:

  • напиток не должен быть обжигающим;
  • нельзя пить его на голодный желудок;
  • сразу после обильной еды пить чай тоже нельзя, лучше сделать небольшой перерыв;
  • вредно пить вчерашний чай.

Согласно китайской традиции чайные мероприятия рекомендуется проводить по каким-либо важным поводам :

  • оказать уважение пожилому человеку;
  • украсить чайной церемонией семейную встречу родителей и детей;
  • поблагодарить родителей молодоженов в день свадьбы;
  • отметить знакомство родителей будущих новобрачных.

чайная церемония

(Гун Фу Ча) издревле была больше, чем просто приготовление и употребление чая. Само значение слова на китайском языке говорит о том, что это высокое искусство, своего рода ритуал для всех участников. Начиная с XVII века, это культурное явление начинает становиться очень распространенным.

Китайцы предпочитают чай в любое время года, ведь если нужно, он согреет, а если жарко, поможет утолить жажду. Быстрый темп современной жизни приучил нас к чаю, который заваривается в пакетиках и пьется быстро. Концепция чайной церемонии полностью противоположна и часто кажется чем-то экзотическим и диковинным.

Гун Фу Ча не стоит путать с японской чайной церемонией. Между ними есть одно очень важное отличие, которое связано со смыслом самого действа. Для китайцев он заключается в чае – им важно оценить богатство аромата, глубину и тонкость вкуса напитка, и подаренное им послевкусие и настроение.

Акцент делается на заваривании, и то, насколько удается эта задача, напрямую влияет на полученное участниками удовольствие от вкуса и аромата напитка и создание приятной атмосферы. А вот у японцев главную роль играет символика ритуала.

История чайной церемонии

Подготовления к церемонии

Чай в Китае знали не всегда. Считается, что свойства чая были обнаружены Шень Нуном, мифологическим и культурным героем нации. Путешествуя по родным землям, он приобретал знания о свойствах растений, употребляя их и пытаясь понять как они воздействуют на организм.

Однажды такой опыт над собой закончился неудачно и Шень Нун занемог. По легенде он проглотил капельку росы, которая скатилась с неизвестного ему куста и излечила его, очистив от токсинов. Также, ему очень понравился вкус и ощущение свежести, подаренное листьями растения. Шень Нун посчитал его даром небес. Так чудесный куст получил свое название, а чай стал важным врачующим средством у китайцев.

Около трех тысяч лет тому назад, люди открыли для себя пользу, получаемую от использования чайного куста. В самом начале употреблялись не только листья, но и ветки кустарников, которые бросали в кипящую воду, чтобы добиться лечебного эффекта.

На вкус, питье было очень неприятным и сильно горчило. Листья также ели с обычной едой по причине того, что тогдашние сорта растения не подходили для заваривания и наслаждения вкусом напитка. А вот позднее, когда были выведены более привычные для нас виды растений, и зародилась история приготовления напитка.

Только богачи пили чай

Сначала это был напиток богачей. Примерной датой его распространения среди обычного населения Китая считают I век до н. э., времена правления династии Хань. Примерно тогда же, китайцы научились сушить чайные листья и перемалывать их. Полученный порошок заваривали в кипятке. Чтобы разнообразить вкус напитка, к нему начали добавлять цитрусы и имбирь.

Популярность чая привела к зарождению искусства его приготовления, люди стали сочинять о нем песни и изображать на рисунках. На совершенствование способа приготовления напитка, создание правильной техники и нужной утвари, ушло две тысячи лет. Такой временной отрезок позволил отчеканить структуру чайной церемонии до малейших деталей.

Чайная посуда

В результате китайцы создали подходящую для этой цели посуду, дополнительные инструменты, используемые в процессе приготовления напитка, и усовершенствовали способы заваривания в зависимости от сорта. Так появилось первое задокументированное трех-томное поэтическое описание чая, которое датируется VIII веком и известно как «Трактат о чае» авторства Лу Юя.

Примечательно, что в этом сборнике чайной культуры приводилось детальнейшее описание всех сортов, давались объяснения о правильном приготовлении, описывались требования к воде и перечислялись лучшие источники, а также давалось подробное описание всех существовавших на тот момент чайных традиций в разных регионах.

В эпоху династии Тан, популярность чая привела к тому, что повсеместно стали проводиться празднества, посвященные дегустации напитка. В школах, храмах и даже во дворце устраивались торжественные чаепития строго согласно правилам хорошего тона. При этом использовали только хороший чай и красивую посуду.

Как правило, во главе чайной дегустации был один, специально назначенный человек. В его обязанности входил непременный контроль за приготовлением чая и оказание внимания каждому приглашенному. Участники празднества учились вдыхать аромат чая, разбираться в его цвете и описывать грани вкуса. Такая встреча завершалась очень поэтично – гости начинали беседовать о высоком, облекая мысли в стихотворную форму.

С появлением чайных сортов и развитием медицины, китайцы стали различать вкусовые предпочтения по сезонам. Для весны выбирали цветочный чай, а для лета – зеленый. Зимой предпочитали черный, а осенью пили зеленый молодой чай.

Климат Китая с большим количеством дождей и благодатностью почвы создает идеальные условия для выращивания высококачественного чая и располагает к экспериментам и выведению широкого разнообразия чайных сортов. Местоположение плантации, температурные перепады, и время сбора урожая – это важные факторы влияния, которые определяют вкусовые оттенки чая.

На создание того или иного вида чая непосредственно влияет способ обработки листьев. Крайне ценным является ручной труд во время сбора урожая. Собирают чайные побеги, на которых есть один или два молодых листика.

Следующим этапом является сушка собранных листьев на солнце или в тени – выбранный способ определяет будущий сорт чая. Далее, просушенные листья ферментируют. Последним этапом является обработка и придание продукту завершенного вида.

Было изобретено множество способов обработки чайных листьев – обжаривание в котлах, вяление, обваривание, скручивание и т. д., которые позволили получить красный, желтый, белый, зеленый и другие виды чаев. Те, в свою очередь, потом разделились на еще большее количество подвидов. На сегодняшний день, существует около 1500 сортов чая и каждый из них обладает своим собственным неповторимым вкусом и ароматом.

То, насколько чай укоренился в культуре Китая, можно судить по количеству самых разных организаций и групп, посвящающих свою деятельность чаю. Сюда входят музеи, центры изучения, общества, следящие за качеством, и организации, посвященные культуре чаепития.

Выбор чая для чайной церемонии

Для проведения церемонии используется особый сорт чая – . Он в заваренном виде не настолько крепкий, как черный чай, но обладает куда более разнообразными свойствами, чем обыкновенный зеленый. Поэтому, иногда, улун называют еще императорским чаем.

Он относится к полуферментированной группе – листья сушатся и скручиваются по специальной технологии. В его листьях содержится очень много витаминов и минералов и высокий процент органических кислот.

Соответственно, такой чай требует к себе нестандартного подхода в приготовлении. Именно тонкое умение раскрыть его тайны без какой-либо спешки позволит оценить все благородство его вкуса. А потому он как нельзя лучше раскрывается под рукой мастера во время чайной церемонии.

Улун для чайной церемонии обязательно должен быть родом из Китая, иначе есть риск получить чай низкого качества. В нем не должны присутствовать никакие искусственные ароматизаторы или добавки. Допустимым является наличие в составе женьшеня, лепестков розы, и аромата сливок (если это молочный улун).

Качественный продукт можно прибрести в специальных чайных магазинах. При покупке следует обратить внимание на его цену – хороший чай такого сорта не может стоить мало, так как собирают его на высокогорьях вручную. Кроме того, больше всего полезных свойств именно у улуна высокого качества.

Вода и посуда – важные основы церемонии

С древних времен и по сей день к чистоте воды предъявляются очень высокие требования, поэтому для церемонии набирают ее из источников в горах. Для того, чтобы быть пригодной для чая, вода должна пройти естественный путь очищения.

Безусловно, особую роль играет посуда, используемая для чайной церемонии. Как правило, это целый набор, который включает в себя:

  • два чайника – один для воды, а другой для заваривания;
  • ситечко;
  • чайные чашки – пиалы и высокие чашки попарно;
  • посудины для хранения чая, ознакомления с ним, и разливания напитка;
  • доска, чтобы собирать воду;
  • вспомогательные инструменты для приготовления – спиртовка, щипцы, воронка, кисточка, ложечка и игла;
  • а также чайное божество.

Каждый вспомогательный предмет помогает раскрыть самые тонкие ноты аромата.

Гун Фу Ча – это не только возможность получить удовольствие от каждой чашки выпитого чая, это еще и возможность понаблюдать за умелыми движениями мастера, оценить эстетичность самого действа. Ведущий церемонии по традиции отвечает на вопросы гостей и делает пояснения по необходимости.

Как подготовиться к чайной церемонии или Гун Фу Ча

Неправильно воспринимать Гун Фу Ча как завершающий этап во время приема еды. Это совершенно отдельное мероприятие, а значит, желудок не должен быть отягощен перевариванием пищи. Но и не нужно идти на церемонию голодным, иначе чай может вызвать некоторое раздражение желудка.

Должно пройти несколько часов после приема пищи. Для того чтобы уловить каждую чайную ноту во время церемонии, нужно разборчиво подойти к еде, которую вы будете перед этим употреблять. Не стоит отдавать предпочтение блюдам с ярко выраженными вкусовыми свойствами и содержащими большое количество специй, слишком сладким или наоборот соленым или кислым.

Еще одна важная сторона, которая может отрицательно повлиять на восприятие чая – это использование парфюмов, курение и алкоголь. Не лишним будет помыть руки перед чайной церемонией.

Все это важные мелочи, к которым следует прислушаться. Вкусовое восприятие должно быть максимально очищено, ведь во время действа гостям будет предлагаться не одна чашка чая. Улун будут заваривать вновь и вновь, каждый раз раскрывая его по-новому.

Если придерживаться этих простых требований, то участие в церемонии и каждая выпитая чашка чая подарит бодрость, силу и ощущение небывалой легкости.

Особенности проведения чайной церемонии

Прежде всего, следует знать, что подобное мероприятие может провести только человек, который обладает умениями и опытом, разбирается в чайной утвари, и способен презентовать свое искусство. Само чаепитие занимает несколько часов.

Та как же проходит Гун Фу Ча?

Мастер расставляет всю красивую утварь по своим местам, чтобы создать соответствующую атмосферу. Затем, он начинает нагревать воду. Вода будет готовой к употреблению, как только начнет закипать.

При помощи ложки из бамбука чай засыпается в посудину (чахэ), которую гости передают из рук в руки и изучают вид и ароматные свойства чая, вдыхая его дважды. Категорически запрещено касаться чайных листьев руками. Смысл запрета заключается в том, что запах рук может навредить целостности аромата чая, а значит нужно проявлять предельную осторожность.

Следующим этапом становится нагревание заварочного чайника (чаху). Он обычно глиняный, но иногда, может быть изготовлен из фарфора или керамики. Затем, в него помещается порция чая и заливается горячей водой. Чай засыпают, используя ложку и воронку из дерева – она оберегает чай от рассыпания. Чайник накрывают крышкой и полотенцем и периодически раскачивают из одной стороны в другую, чтобы вода хорошо перемешалась с улуном.

Первая заварка непригодна к употреблению, так как ее задача подготовить листья чая к раскрытию.

Ее применяют, чтобы нагреть пиалы и высокие чайные чашки. Уже выдержанный улун переливают в сливник (чахай), из которого гостям наливают чай в чашки. А потом, процесс заваривания повторяют вновь.

Для каждого гостя предусмотрено наличие чайной пары – двух чашек, маленькой круглой пиалы (пинъбэй) и собственно чашки (сянбэй), узкой и высокой. До начала церемонии их располагают на специальной подставке (бэйчжань) чайного подноса (чапань) как часть композиции.

Также в него по необходимости сливают воду. Готовый чай разливают по высоким чашкам, заполняя немного больше половины емкости. Сверху ее плотно накрывают маленькой чашкой и переворачивают. Интересно, что опытный мастер выполняет это действие одной рукой.

Каждая из чашек играет свою роль – из маленькой наслаждаются вкусом и цветовой гаммой напитка, а высокая дает прекрасную возможность в полной мере насладиться многообразием аромата. Рекомендуют для этого вдыхать запах с закрытыми глазами – это обострит восприятие каждой его грани. Выпивают порцию чая в три или семь глотков. Каждую новую заварку необходимо выдерживать чуть дольше предыдущей.

При помощи щипцов чайник очищают от заварки, а ситечко прочищают иглой. Есть еще так называемое чайное весло – оно используется, чтобы убрать образовавшуюся пену после первого заваривания чая. Кисточка применяется для протирания чайника во время чаепития.

Традиционно первые семь чашек чая несут следующее значение:

  • первая знакомит с чаем, гости пытаются понять его вкус;
  • вторая помогает избавиться от негативных эмоций и душевной тоски;
  • третья служит зарядкой для мозга;
  • четвертая помогает забыть о своих невзгодах;
  • пятая чашка – очищающая для тела;
  • шестая порождает мысли о духовной сфере и небесах;
  • седьмая чашка – дарит высшую степень легкости и релаксации.

Правилом хорошей беседы является обсуждение чая и упоминание о Лу Юе (чайное божество), статуэтка которого является непременным аксессуаром церемонии.

Обязательным атрибутом Гун Фу Ча является звучание тихой традиционной китайской музыки, которая помогает создать приятную расслабленную атмосферу. Цель ее помочь участницам проникнуться действом и благородным вкусом напитка, наиболее полно оценить его цвет, вдохнуть аромат, взбодриться и улучшить настроение. Нежный шепот флейт поможет позабыть о всех неурядицах в жизни, отвлечься и окунуться в волшебный мир чая.

Китайская чайная культура

Поводом для чаепития в Поднебесной может быть все что угодно. Но, по обыкновению, оно несет в себе попытку выразить свое положительное отношение к другому человеку.

    Рассмотрим некоторые примеры:
  • Раскаяние – если человек наносит обиду другому, то в знак примирения необходимо предложить тому выпить чаю. В таком жесте закладывается искренняя попытка извиниться за свой поступок.
  • Почтение – угостить чашкой чая того, кто старше по возрасту или же выразить свое уважение к любому другому человеку, независимо от его рабочего статуса, считается важным аспектом китайской культуры. Также, существует традиция приглашать попить чай своих родных (старших по возрасту) и оплатить его стоимость.
  • Семейная традиция – в Китае очень любят собираться всей семьей и пить чай. Во время таких встреч старшие члены семьи обучают младших древним традициям.
  • Благодарность старшим членам семьи в день бракосочетания – опускаясь на колени, новобрачные угощают родителей чаем и говорят слова благодарности за все, что они для них сделали. Кроме того, согласно китайским традициям, во время чайной церемонии проходит знакомство невесты и жениха. Новоиспеченные муж и жена также проводят Гун Фу Ча, чтобы породнить семьи между собою. Никто не может в таком случае отказаться принять из рук молодой пары чашку, так как это будет истолковано как неприятие брака.

Чайная культура Китая отображает особую религиозную взаимосвязь – единение с Дао. Чайная церемония направлена на создание гармонии и достижение полного спокойствия и размеренности. Только пребывая в безмятежном состоянии, человек способен получить удовольствие от общения и ощутить радость.
А напоследок смотрите как проводить китайскую чайную церемонию .

Китайская Чайная церемония – это своеобразная медитация. Чайный мастер во время чайной церемонии должен сохранять высокий уровень осознанности.

Гости также должны настраиваться на определенные переживания чайного действа. Если кто-то из гостей игнорирует чайную церемонию, не чувствует общего настроя, то волшебство чайной церемонии исчезает.

Китайская Чайная Церемония. В Китае за многие тысячелетия было выработано много способов приготовления чая. Так появилось и изысканное чаепитие – «гун-фу ча».

Во время чайной церемонии уделяют большое внимание своим внутренним ощущениям и переживаниям. Начинают с того, что стараются, как можно полнее ощутить аромат и вкус чая, любуются чайной посудой.

Чай способен вызывать различные ассоциации, погружать в прошлое, вызывать мечтания о будущем . Чем внимательнее и осознанней человек, тем больше приятных впечатлений он может получить от чайной церемонии.

Разговаривать во время чайной церемонии можно, но нужно не забывать о чаепитии. Хорошо, если разговор ведется тихо и не мешает остальным участникам чайного действа.

Китайский зеленый чай заваривают по несколько раз, но перерывы между заварками делают небольшие, чай не должен остывать. Вкус чая сильно зависит от времени заваривания , стоит чуть передержать и чай становится горьким. После каждой заварки чай полностью выливается из чайника. Чай пьют без сахара и не едят во время чайной церемонии, чтобы не перебивать вкус чая.

В Китае за многие тысячелетия было выработано много способов приготовления чая, которые предназначались для различных целей.

Так появилось и изысканное чаепитие – «гун-фу ча», что в переводе значит – высшее мастерство чаепития.

Гун-фу Ча – это в дословном переводе означает наивысшее искусство чая , это возможность насладиться четырьмя «достоинствами» чая: цветом настоя, формой листа, вкусом и ароматом.

Символический смысл “гун-фу ча” – это переворачивание чашечек и вкушение энергий Инь и Ян.

Для ритуала Гун-фу ча требуется особая атмосфера и специальный настрой.

Подготавливаясь к чайной церемонии, чайный мастер собирает посуду и красиво расставляет ее на чайном подносе “чабане“.

В начале чайной церемонии знакомятся с чаем. Чайные листья насыпают в коробочку и передают по кругу. Каждый участник чайной церемонии вдыхает аромат чая, знакомясь с ним . Обычно делается три вдоха. Выдыхается воздух на чайные листья, чтобы они согрелись и их аромат усилился.

Перед тем как насыпать чай в чайник его наполняют кипятком, затем, этим кипятком омывают другую чайную посуду, прогревая ее. Сам чайник также щедро поливают кипятком, используя воду, которой омывали другую посуду.

Так как чай в чайнике заваривается быстро, то если его сразу разливать по чашкам, то в первой и последней чашке будет разный по вкусу чай. Чтобы этого избежать, чай сначала наливают в чашу справедливости .

Чайные чашечки, заварник и ча-хай ставят на чайный столик. Чай засыпают в заварник и заливают кипятком. Первую заливку используют для смывания чайной пыли с заварки.

Вторую и следующие порции заливают в заварник (по мере выпивания), а настой переливают в ча-хай . Из этого сосуда чай разливают в высокие чашки, которые накрывают широкими чашечками. Эту конструкцию переворачивают и передают участникам чаепития.

>Приподняв высокую чашку, ее подносят к носу и медленно вдыхают, получая наслаждение от аромата и настраивая каналы восприятия. После этого пьют чай, следя за своими ощущениями.

Чашечки для чаепития используют маленькие 50 миллилитров и менее. Чай обычно выпивается за три, пять или семь маленьких глотков , не торопясь, стараясь ощутить все оттенки вкуса чая.

Чай – это традиционный напиток и употребляют его каждый день. Чаепитие в Китае – семейная традиция. Чай (чаще всего зелёный) заваривают в большом чайнике (фаянсовом, фарфоровом, глиняном) на всю семью и разливают по чашкам(пиалам).

В Китае выделяют несколько особых случаев для приготовления чая.

Китайская чайная церемония – философия действа

Чтобы проводимая чайная церемония достигла задуманного эффекта, необходимо высвободить для неё побольше времени, пригласить действительно приятных Вам гостей, отключить внешние раздражители (например, мобильный телефон) и настроиться на спокойный и умиротворенный лад.

Философия китайской чайной церемонии заключается в возможности остановиться, прислушаться к себе, прочувствовать всю глубину чайного вкуса и живительную силу его аромата , а также растворить свои мысли в плавных, медитативных движениях ведущего.

Можно сказать, что чайная церемония сродни медитации , только инструментом расслабления в ней служит не дыхание, а божественный вкус элитного чая.

Тайваньская или Китайская чайная церемония предполагает не только погружение в себя, но и достаточно живое общение участников между собой, хотя и в достаточно расслабленной медитативной атмосфере.

Посуда для чайной церемонии и другие тонкости этого мероприятия

При проведении китайской чайной церемонии нет незначительных мелочей – все несёт определённый смысл, и даже традиционный набор для чайной церемонии способствует достижению максимального эффекта и канонически чёткой последовательности действий:

  • Комната для проведения чайной церемонии должна быть максимально пустой – в идеале голые стены и пол, устланный бамбуковыми циновками.
  • Ведущий церемонию должен досконально знать и понимать все её этапы и их сакральный смысл, кроме того, китайская чайная церемония предусматривает его участие в общем разговоре и направление возникающих бесед в позитивное и мирное русло.

Что касается способов приготовления напитка во время чайной церемонии, то чаще всего отдают предпочтение завариванию чайных листов через гайвань или при помощи ситечка.

Чайная церемония – заварка чая через гайвань

Алгоритм этой процедуры довольно прост:

  • Прогревают гайвань (чаша особой формы со специальной крышечкой), обдав её кипятком.
  • Кладут в неё чайный листья и заполняют гайвань кипятком наполовину, а затем через несколько минут сливают эту первую заварку, избавляясь тем самым от чайной пыли и готовя листья к полноценному завариванию и раскрытию вкуса.
  • Повторно заливают чайные листья горячей водой (не выше 90 градус Цельсия), перемешивают и выливают в чашку.

Традиции чаепития в Китае

«Знак уважения» . В Китае принято выражать свое почтение к старшим, предложением чашки чая. Старших родственников приглашают на чашку чаю в ресторан и платят за них – это традиционное китайское занятие в выходные.

Раньше чай подавали люди, занимающие менее высокую ступень и социальный статус. Сейчас в Китае можно видеть, что родители иногда подают чай детям, или начальник может налить чай своим подчинённым.

Но на официальных мероприятиях более высокопоставленный участник никогда не подаст вам чай.

«Семейная встреча» . Дети, заведя семью или уехав работать, редко навещают своих родителей и поэтому совместные чаепития в ресторанах – это важная часть встречи с семьей. В воскресенье китайские рестораны переполнены посетителями, особенно в дни праздников. Семейные ценности имеют важное значение в Китае.

«Извинение» . В традициях Китая принято, извиняясь, наливать чашку чая человеку, у которого просишь прощения. Это означает искреннее раскаяние и покорность.

«Выражение благодарности старшим в день свадьбы» . В свадебных традициях Китая в знак уважения жених и невеста подают чай своим родителям, опустившись на колени и говорят слова благодарности. Родители выпивают чай и вручают молодоженам красный конверт, который символизирует удачу.

«Сплочение большой семьи в день свадьбы» . Чайная церемония в день свадьбы служит и как способ знакомства семей жениха и невесты. Китайские семьи зачастую очень многочисленны, поэтому что не все смогут познакомиться на свадьбе. Такое могло случиться в древности, когда у отца семейства было несколько жён.

Во время свадебной чайной церемонии новобрачные подавали чай каждому члену семьи . Совместное чаепитие означало приём новых членов в семью. Отказ от чая означал несогласие с браком.

«Поддержание традиции» . Согласно чаошаньской традиции, принято собираться вместе с друзьями и родственниками в чайных комнатах на Гун-фу Ча. Во время ритуала Гун-фу Ча старшие рассказывают младшим участникам об традициях и обычаях.

Выражение благодарности. Человек, которого угостили чаем, может поблагодарить, 3 раза постучав согнутыми указательным и средним пальцами по столу. Обычай этот распространен больше в Южном Китае (Гонконг); в других районах Китая, как правило, обычая этого не придерживаются.

Чайных церемоний много, но, наверное, только китайцы знают, как правильно пить чай. Наше русское слово чай происходит от китайского Ча, так называлось первое чайное растение, которое росло в Китае четыре тысячи лет назад . С тех пор и начались китайские чайные церемонии.

Просмотры: 273