Приказ на проведение реконструкции образец. Что такое модернизация основных средств Образец приказа по модернизации здания

Списывая ОС, организации необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  1. Формирование комиссии по списанию/выбытию основных средств. Состав комиссии утверждает руководитель учреждения. Цель комиссии — проверка технических свойств списываемого изделия, выявление возможности починки, определение причин списания, исследование запасных частей на предмет их дальнейшей пригодности.
  2. Оформление заключения по факту проверки технического состояния.
  3. Создание распоряжения о списании основных средств и акта о списании (письмо Минфина РФ от 09.07.2009 № 03-03-06/1/454). Распоряжение и акт должны быть составлены грамотно, так как при проверке ИФНС проверяющий может потребовать эти документы для подтверждения расходов на списание.

Приказ об инвентаризации основных средств, образец

Перед тем как приступить к инвентаризации имущества (сверке с записями бухгалтерского учета), руководитель организации должен документально оформить соответствующее решение. Распоряжение об инвентаризации основных средств может быть сформировано как на унифицированном бланке по форме ИНВ-22 (Постановление Госкомстата РФ № 88), так и в произвольной форме.

В распоряжении необходимо указать следующую информацию:

  • наименование документа, дату и номер (данные реквизиты вносятся в журнал регистрации по форме ИНВ-23);
  • сведения о проводимой инвентаризации — причины, структура, период;
  • членов инвентаризационной комиссии с указанием должности каждого сотрудника.

Приказ на модернизацию основного средства, образец

Обновление материально-технической базы учреждения — модернизация — производится только после издания соответствующего распоряжения.

Решение руководителя на модернизацию закрепляет:

  • состав и полномочия комиссии по модернизации;
  • номенклатурные номера изделий, нуждающихся в обновлении, и причины производимой модернизации;
  • график работ.

Ответственность за составление предписания об обновлении ОС может возлагаться на секретаря, заместителя директора по технической части, бухгалтера. Унифицированного регистра у данного документа нет, поэтому приказ может быть составлен в произвольной форме. Образец распоряжения о модернизации может быть утвержден учетной политикой организации. Приказ подписывает руководитель учреждения. Члены комиссии ставят свои подписи в конце документа в знак того, что они ознакомлены с содержащейся в нем информацией.

Приказ о консервации основных средств, образец

Распоряжение о консервации создается в том случае, когда объекты в организации временно не используются
Решение руководителя о временном неиспользовании ОС включает следующие сведения:

  • основные причины консервации;
  • период, на который приостанавливается использование;
  • должностные лица, ответственные за процедуру консервации и расконсервации и за сохранность изделий в период неиспользования.

Ответственным работникам необходимо провести инвентаризацию консервируемых ОС и оформить соответствующий акт.

Форму актов и распоряжения о консервации организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Ч то требуется сделать, какие документы оформить и в какой срок перед реконструкцией (модернизацией) объекта хозяйственным и смешанным способом и введением в эксплуатацию объекта? Просим прислать нам формы и образцы этих документов.

Если организация выполняет модернизацию основных средств не собственными силами, с исполнителями нужно заключить договор подряда (ст. 702 ГК РФ)*.

При передаче объекта основных средств подрядчику оформите акт о приеме-передаче объекта основных средств на модернизацию . Его можно составить в произвольной форме. Если основное средство будет утрачено (испорчено) подрядчиком, подписанный акт позволит организации потребовать возмещения причиненных убытков (ст. и ГК РФ). При отсутствии такого акта доказать передачу основного средства подрядчику будет затруднительно*.

При передаче основного средства на модернизацию в специальное подразделение организации (например, ремонтную службу) следует составить накладную на внутреннее перемещение по форме № ОС-2 . Если при модернизации местонахождение основного средства не меняется, никаких передаточных документов составлять не нужно*.

По окончании модернизации составляется акт о приеме-сдаче модернизированных основных средств, например, по форме № ОС-3 . Его заполняют независимо от того, хозяйственным или подрядным способом была проведена модернизация. Только в первом случае организация оформляет бланк в одном экземпляре, а во втором – в двух (для себя и для подрядчиков). Акт подписывают:*

  • сотрудники, ответственные за модернизацию основного средства (или представители подрядчика);
  • сотрудники, ответственные за сохранность основного средства после модернизации.

Если подрядчик проводил модернизацию здания, сооружения или помещения, которая относится к строительно-монтажным работам, то дополнительно к акту, например, по форме № ОС-3 , могут быть подписаны акт приемки по форме № КС-2 форме № КС-3 , утвержденные *.

При включении затрат на проведение модернизации в первоначальную стоимость основного средства сделайте проводку:*

Дебет 01 (03) Кредит 08 субсчет «Расходы на модернизацию»
– увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму затрат по модернизации.

В этом случае расходы на проведение модернизации отразите в первичных документах по учету основных средств. Например, в акте по форме № ОС-3 и в инвентарной карточке учета основного средства по форме № ОС-6 (№ ОС-6а) или в инвентарной книге по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий). Об этом сказано в указаниях , утвержденных . Если сведения о проведенной модернизации отразить в старой карточке затруднительно, взамен ей откройте новую (п. 40 )*.

При обособленном учете затраты на проведении модернизации спишите на отдельный субсчет к счету 01 (). Например, субсчет «Расходы на модернизацию основного средства»:*

Дебет 01 (03) субсчет «Расходы на модернизацию основного средства» Кредит 08 субсчет «Расходы на реконструкцию»
– списаны затраты на проведение модернизации основного средства на счет 01 (03).

В этом случае на сумму произведенных затрат откройте отдельную инвентарную карточку, например, по форме № ОС-6 . Об этом сказано в абзаце 2 приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н *.

Срок использования ОС после модернизации

Модернизация может привести к увеличению срока полезного использования основного средства. В этом случае для целей бухучета оставшийся срок полезного использования модернизированного основного средства должен быть пересмотрен (п. 20 ПБУ 6/01 , п. 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Это делает приемочная комиссия при принятии основного средства из модернизации:*

  • исходя из срока, в течение которого планируется использовать основное средство после модернизации для управленческих нужд, для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и иного извлечения доходов;

О том, что модернизация не привела к увеличению срока полезного использования, приемочная комиссия может указать в акте по форме № ОС-3 *.

Результаты пересмотра срока полезного использования в связи с модернизацией основного средства оформите приказом руководителя*.

Сергей Разгулин ,

Документальное оформление

Решение о реконструкции основных средств нужно оформить приказом руководителя организации, в котором необходимо указать:*

  • причины реконструкции;
  • сроки ее проведения;
  • лиц, ответственных за проведение реконструкции.

Объясняется это тем, что все операции должны быть подтверждены документально (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.

Если организация выполняет реконструкцию не собственными силами, то с исполнителями нужно заключить договор подряда (ст. 702 ГК РФ)*.

При передаче основного средства подрядчику оформите акт о приеме-передаче основного средства на реконструкцию . Поскольку унифицированной формы акта нет, организация может разработать ее самостоятельно. Если основное средство будет утрачено (испорчено) подрядчиком, подписанный акт позволит организации потребовать возмещения причиненных убытков (ст. и ГК РФ). При отсутствии такого акта доказать передачу основного средства подрядчику будет затруднительно*.

При передаче основного средства на реконструкцию в специальное подразделение организации (например, ремонтную службу) следует составить накладную на внутреннее перемещение по форме № ОС-2 . Если при реконструкции местонахождение основного средства не меняется, никаких передаточных документов составлять не нужно. Такой порядок следует из указаний , утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 *.

По окончании реконструкции составляется акт о приеме-сдаче по форме № ОС-3 . Его заполняют независимо от того, хозяйственным или подрядным способом была проведена реконструкция. Только в первом случае организация оформляет бланк в одном экземпляре, а во втором – в двух (для себя и для подрядчиков). Акт подписывают:*

  • члены приемочной комиссии, созданной в организации;
  • сотрудники, ответственные за реконструкцию основного средства (или представители подрядчика);
  • сотрудники, ответственные за сохранность основного средства после реконструкции.

После этого акт утверждает руководитель организации и его передают бухгалтеру*.

Если подрядчик проводил реконструкцию здания, сооружения или помещения, которая относится к строительно-монтажным работам, то дополнительно к акту по форме № ОС-3 должны быть подписаны акт приемки по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 , утвержденные постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100 *.

Госрегистрация изменений

В результате реконструкции могут измениться характеристики здания (сооружения), которые были первоначально указаны при его госрегистрации. Например, изменилась общая площадь или этажность здания. В этом случае новые характеристики здания (сооружения) необходимо зарегистрировать в госреестре (п. 67 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219). При этом здание (сооружение) не заново регистрируется, а производится лишь запись в реестре об изменении его характеристик*.

Для регистрации изменений в территориальное отделение Росреестра нужно представить:*

  • заявление о внесении изменений в госреестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • документы, подтверждающие изменение соответствующих сведений, ранее внесенных в госреестр (например, справку из БТИ);
  • платежное поручение на уплату госпошлины в сумме 600 руб. (подп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

При включении затрат на проведение реконструкции в первоначальную стоимость основного средства сделайте проводку:*

Дебет 01 (03) Кредит 08 субсчет «Расходы на реконструкцию»
– увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму затрат по реконструкции.

В этом случае расходы на проведение реконструкции отразите в инвентарной карточке учета основного средства по форме № ОС-6 (ОС-6а) или в инвентарной книге по форме № ОС-6б (применяется малыми предприятиями). Об этом сказано в указаниях , утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 . Если сведения о проведенной реконструкции отразить в старой карточке затруднительно, взамен ей откройте новую (п. 40 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н)*.

При обособленном учете затраты на проведение реконструкции спишите на отдельный субсчет к счету 01 (). Например, субсчет «Расходы на реконструкцию основного средства»:*

Дебет 01 (03) субсчет «Расходы на реконструкцию основного средства» Кредит 08 субсчет «Расходы на реконструкцию»
– списаны затраты на проведение реконструкции основного средства на счет 01 (03).

В этом случае на сумму произведенных затрат откройте отдельную инвентарную карточку по форме № ОС-6 . Об этом сказано в абзаце 2 пункта 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н *.

Срок использования ОС после реконструкции

Реконструкционные работы могут привести к увеличению срока полезного использования основного средства. В этом случае для целей бухучета оставшийся срок полезного использования реконструированного основного средства должен быть пересмотрен (п. 20 ПБУ 6/01 , п. 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Это делает приемочная комиссия при принятии основного средства из реконструкции:*

  • исходя из срока, в течение которого планируется использовать основное средство после реконструкции для управленческих нужд, для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и иного извлечения доходов;
  • исходя из срока, по окончании которого основное средство предположительно будет непригодно к дальнейшему использованию (т. е. физически изношено). При этом учитывается режим (количество смен) и негативные условия эксплуатации основного средства, а также системы (периодичности) проведения ремонта.

О том, что реконструкционные работы не привели к увеличению срока полезного использования, приемочная комиссия должна указать в акте по форме № ОС-3 *.

Результаты пересмотра оставшегося срока полезного использования в связи с реконструкцией основного средства оформите приказом руководителя*.

Реконструкция ОС сторонними силами

Если для выполнения работ по реконструкции основного средства организация привлекла сторонних граждан, то суммы их вознаграждения учтите при расчете зарплатных налогов (взносов). Подробнее об этом см. Как отразить в бухучете и при налогообложении вознаграждение по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенному с гражданином *.

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Ввод основного средства в эксплуатацию – это документально оформленные действия, которые подтверждают готовность имущества к использованию по назначению. Такое определение дано в ГОСТ 25866-83 , который утвержден постановлением Госстандарта СССР от 13 июля 1983 г. № 3105 *.

Это означает, что в эксплуатацию вводят те объекты, которые в принципе готовы к использованию, что следует из документов. Даже если фактически эксплуатировать готовое к этому имущество еще не начали, оно уже изнашивается и морально устаревает. А значит, его можно и нужно амортизировать. И только если объект простаивает и законсервирован , его свойства не ухудшаются. Но поступить так можно только после ввода объекта в эксплуатацию*.

Прежде чем начать амортизировать имущество, проводят оценку самой возможности его применения. Кроме того, определяют первоначальную стоимость , амортизационную группу и срок полезного использования имущества. А сам ввод в эксплуатацию оформляют необходимыми документами*.

Документальное оформление

В эти формы можно добавить специальные графы для внесения необходимых сведений налогового учета. В частности, таких:*

  • дата ввода в эксплуатацию;
  • первоначальная стоимость;
  • срок полезного использования (амортизационная группа);
  • способ начисления амортизации.

Вы также вправе создать и утвердить собственную форму акта ввода в эксплуатацию. Главное, чтобы в нем были все необходимые реквизиты . Иначе документ не признают первичным. Например, можно составить такой акт ввода в эксплуатацию *.

В любом случае форму документа, которым вы оформите ввод в эксплуатацию и оприходование имущества в качестве основного средства, утверждает руководитель приказом к учетной политике*.

Кроме того, на основное средство заводят инвентарную карточку или книгу в зависимости от того, как вы учитываете основные средства. При этом можно воспользоваться следующими типовыми формами: № ОС-6 , ОС-6а , ОС-6б *.

Ситуация: как определить дату, когда основное средство ввели в эксплуатацию*

Датой ввода в эксплуатацию считайте день, когда основное средство будет готово к использованию. Подтвердите это актом или отдельным приказом .

Момент, когда вы фактически начнете использовать имущество, значения не имеет. Ведь готовое к использованию имущество начинает изнашиваться и морально устаревать сразу. Его нужно амортизировать. При этом если объект не введен в эксплуатацию, его не амортизируют. Это следует из пункта 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Исключение предусмотрено только для законсервированного имущества. Но даже его все равно сначала вводят в эксплуатацию, а потом консервируют .

Внимание: если документов, подтверждающих дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, не будет, при проверке налоговые инспекторы могут исключить начисленную амортизацию из затрат, учтенных при расчете налога на прибыль. Связано это с тем, что в отличие от бухучета в налоговом учете амортизация начисляется со следующего месяца после ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Как следствие, на сумму недоимки организации начислят пени и штрафы.

Чтобы зафиксировать дату ввода в эксплуатацию, используйте типовые документы – формы № ОС-1 , ОС-1а или ОС-1б . Для этого в них добавьте графу «Дата ввода основного средства в эксплуатацию». Так позволяет поступить Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации , утвержденный постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20 . Дополнительный реквизит в форме № ОС-1 пропишите в учетной политике .

В качестве альтернативы можно использовать акт ввода в эксплуатацию, разработанный самостоятельно , или просто зафиксировать дату приказом руководителя.

Для бухучета факт ввода в эксплуатацию не столь важен. Ведь в составе основных средств на счете 01 нужно отражать любое имущество, соответствующее установленным критериям . И начинать амортизировать основное средство в бухучете нужно именно после его принятия к бухучету.

Застройщику для ввода в эксплуатацию возведенной им недвижимости придется оформить еще и специальное разрешение. Выдает его учреждение, которое ранее разрешило строительство. Такое указание есть в пункте 2

Чтобы получить разрешение, придется подать следующие документы:*

  • правоустанавливающие документы на земельный участок (собственный, арендованный и т. д.);
  • градостроительный план;
  • разрешение на строительство;
  • акт приемки объекта капитального строительства;
  • заключение органа Госстройнадзора (в установленных случаях) и т. д.

Такие документы приведены в пункте 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ*.

Внимание: если основное средство было приобретено, изготовлено или построено в одном месяце, а на счете 01 () отражено в последующих, необходимо заручиться документами, подтверждающими неготовность его к использованию. Иначе при проверке налоговые инспекторы признают, что в момент приобретения имущество ошибочно не учли в составе основных средств. В результате налог на имущество за месяцы, в которых основное средство числилось на счете 08, пересчитают и на сумму недоимки начислят пени и штрафы (письма Минфина России от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33 , от 4 сентября 2007 г. № 03-05-06-01/98).

По этому вопросу есть примеры судебных решений, принятых в пользу налоговых инспекций (см., например, решение ВАС РФ от 17 октября 2007 г. № 8464/07 , определения ВАС РФ от 25 мая 2009 г. № ВАС-6250/09 , от 19 сентября 2008 г. № 11258/08 , от 28 апреля 2008 г. № 16599/07 , от 14 февраля 2008 г. № 758/08 , постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24 февраля 2009 г. № А29-3496/2007 , от 12 мая 2008 г. № А43-21471/2007-6-749 , от 25 апреля 2008 г. № А29-3494/2007 , Северо-Кавказского округа от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А , Западно-Сибирского округа от 23 июня 2008 г. № Ф04-3844/2008(7130-А75-40) , Уральского округа от 28 октября 2008 г. № Ф09-7833/08-С3 , Московского округа от 5 ноября 2008 г. № КА-А40/10237-08).

Однако суды встают и на сторону налогоплательщиков, если налоговая инспекция не может представить доказательств того, что спорный объект пригоден к эксплуатации (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 17 июня 2008 г. № А65-26068/07 , от 10 июня 2008 г. № А55-14778/07 , Уральского округа от 11 октября 2007 г. № Ф09-8293/07-С3 , Северо-Западного округа от 16 июля 2007 г. № А56-2271/2007).

Документами, подтверждающими, что на момент приобретения основное средство было не доведено до состояния, пригодного к использованию, могут быть:

  • акты сторонних организаций на оказание услуг по монтажу и наладке оборудования;
  • накладные на приобретение комплектующих к основному средству;
  • наряды на монтаж оборудования;
  • договор подряда на выполнение строительных работ;
  • отчеты о проделанной работе по доведению основного средства до состояния, пригодного к использованию.

Если основное средство начали фактически эксплуатировать позже принятия его на учет, то к счету 01 () откройте субсчета «Основные средства на складе (в запасе)» и «Основные средства в эксплуатации». Принятие на учет основного средства отразите в общем порядке проводкой:*

Дебет 01 (03) Кредит 08
– принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство.

Когда, наконец, основное средство будут фактически эксплуатировать, сделайте проводку:*

Дебет 01 (03) субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 01 (03) «Основные средства на складе (в запасе)»
– введено в эксплуатацию основное средство.

Здания, сооружения и другие объекты недвижимости можно принять на учет и ввести в эксплуатацию еще до того, как документы, подтверждающие переход права собственности, будут поданы на регистрацию. Это следует из пункта 41 Положения по бухучету и отчетности, пункта 52 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н *.

Ввод в эксплуатацию отражайте проводкой:*

Дебет 01 субсчет «Основные средства , права собственности на которые не зарегистрированы» Кредит 08
– принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство, право собственности на которое не зарегистрировано.

Принимая к учету имущество в качестве основного средства, комиссия устанавливает срок его полезного использования. Такой срок необходим для начисления амортизации. В бухучете амортизацию начисляйте с месяца, следующего за тем, в котором основное средство поставили на учет. То есть после отражения на счете 01 (). Это установлено в пункте 21 ПБУ 6/01*.

Такой же порядок применяют и к недвижимости, право собственности на которую не зарегистрировано (п. 52 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н)*.

В налоговом же учете амортизацию начисляйте с месяца, следующего за вводом основного средства в эксплуатацию. Такой порядок установлен в пункте 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ. При этом срок, в течение которого первоначальную стоимость списывают, обычно устанавливают исходя из того, к какой амортизационной группе относится имущество *.

Срок полезного использования основного средства для целей бухучета комиссия может определить двумя способами:*

  • по правилам, установленным в пункте 20 ПБУ 6/01;
  • по Классификации , утвержденной .

Первый способ . По правилам, установленным в пункте 20 ПБУ 6/01, срок полезного использования определяют исходя из следующих факторов:

  • времени, в течение которого планируют использовать основное средство для извлечения доходов. В том числе для управленческих нужд, производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
  • периода, по окончании которого основное средство предположительно будет непригодно к дальнейшему использованию, то есть физически изношенным или морально устаревшим. При этом учитывают режим (количество смен) и негативные условия эксплуатации основного средства, а также систему или периодичность проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования основного средства (например, срока аренды).

Подробнее об определении срока полезного использования по классификации см. Как определить срок, в течение которого имущество будет амортизироваться в налоговом учете *.

Выбранный вариант определения срока полезного использования основного средства закрепите в учетной политике для целей бухучета *.

Срок полезного использования основного средства установите приказом руководителя, составленным в произвольной форме. В дальнейшем этот срок можно пересмотреть только после проведения реконструкции, модернизации, достройки или дооборудования основного средства. Во всех остальных случаях срок полезного использования основного средства пересмотреть нельзя вне зависимости от того, эксплуатируют или нет основное средство после окончания ранее установленного срока полезного использования. Такой порядок следует из абзаца 6 пункта 20 ПБУ 6/01 и пунктов , Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н *.

Главбух советует: установите одинаковые сроки полезного использования основного средства для целей бухгалтерского и налогового учета. И тогда вам не придется отражать временные разницы (п. 8 ПБУ 18/02).

Обратите внимание: срок полезного использования основного средства, установленный в бухучете, важен при расчете налога на имущество. Связано это с тем, что налог на имущество рассчитывают с остаточной стоимости основного средства, сформированной в бухучете (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Чем больше срок полезного использования основного средства, установленный для целей бухучета, тем дольше организация будет платить налог на имущество. Соответственно, чем меньше срок, тем меньшую сумму налога на имущество организация заплатит в бюджет.

Поэтому если в бухучете срок полезного использования установлен меньше, чем в налоговом учете, то не исключено, что при проверке налоговая инспекция потребует это обосновать. Чтобы исключить эти разногласия, в приказе обоснуйте различия в сроках для целей бухгалтерского и налогового учета.

Ситуация: как для целей бухучета определить срок полезного использования основного средства, если оно состоит из нескольких частей*

Если у частей сроки полезного использования существенно отличаются, то каждую из них учитывайте как отдельный объект основного средства. Если не отличаются – учтите такие части в составе одного основного средства.

Такой порядок прямо установлен абзацем 2 пункта 6 ПБУ 6/01. При этом приспособления, первоначальная стоимость которых не превышает 40 000 руб. или другого установленного в учетной политике предела, можно учесть в составе материалов и списать в расходы в момент ввода в эксплуатацию, а не через амортизацию (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).

Если сроки полезного использования частей существенно не отличаются, то исходя из принципа рациональности ведения бухучета такие части учитывайте в составе одного основного средства. Это следует из абзаца 2 пункта 6 ПБУ 6/01 и пункта 6 ПБУ 1/2008.

В бухучете срок полезного использования основного средства организация определяет самостоятельно с учетом критериев, перечисленных в пункте 20 ПБУ 6/01. Об этом же говорится и в письме Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-06-01-04/77 . Формально уменьшение срока полезного использования на срок службы у предыдущего собственника в нем не предусмотрено. Однако в этом пункте сказано, что срок полезного использования нужно определять с учетом предполагаемого физического износа основного средства. Поэтому срок полезного использования можно установить таким же, как и в налоговом учете. То есть уменьшить на срок эксплуатации у предыдущего собственника – при линейном методе или оставить без изменения – при нелинейном методе. При этом выбранный срок полезного использования объекта основных средств устанавливается приказом руководителя, составленным в произвольной форме.

Из этого правила есть исключения. В бухучете организация может устанавливать срок полезного использования на основании Классификации , предусмотренной для налогового учета (абз. 1 п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Такой вариант организация должна закрепить в учетной политике для целей бухучета. В этом случае при приобретении основного средства, бывшего в эксплуатации, срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете может не совпасть, даже если применяете линейный метод. В результате в учете организации будут возникать временные разницы (п. 8 ПБУ 18/02).

Главбух советует: если рассчитываете амортизацию в налоговом учете линейным методом, в учетной политике для целей бухучета установите, что срок полезного использования по новым основным средствам определяется согласно Классификации , утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 , по бывшим в эксплуатации – согласно пункту 20 ПБУ 6/01. Такая формулировка позволит избежать временных разниц. Если применяете в налоговом учете нелинейный метод, то в бухучете целесообразно опираться только на Классификацию , утвержденную постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 .

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Первичный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни , а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

С уважением,

Геннадий Винников, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

Есть у каждой строительной компании, и со временем они также нуждаются в , как и у всех остальных организаций. Отличить эти два понятия, связанные с восстановлением объектов , на практике бывает совсем непросто даже самим строительным компаниям. Между тем именно от их правильного разграничения зависит, включаются ли соответствующие расходы в состав текущих затрат единовременно или они увеличивают стоимость основного средства, а в текущих расходах будут признаваться только через амортизацию .

Что такое реконструкция и ремонт. Отличительные черты этих понятий

Для начала определимся с понятиями.

Как ремонт, так и реконструкция являются видами восстановления объектов основных средств (п. 26 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Но вот что такое "ремонт основных средств", не разъясняет ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство. Поэтому для правильной квалификации ремонтных работ обратимся к другим отраслям права.

Под расходами на проведение ремонта (текущего, среднего и капитального) подразумевается стоимость работ по поддержанию объектов основных средств (их отдельных частей и конструкций) в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению первоначальных нормативных показателей функционирования (абз. 2 п. 16 Письма Госкомстата России от 09.04.2001 N МС-1-23/1480, п. 3.1 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, далее - Положение N 279).

Как правило, ремонтные работы подразделяются на два вида: текущий ремонт и капитальный ремонт .

Определения терминам "капитальный ремонт" и "текущий ремонт" даны в следующих документах (см. Письма Минэкономразвития России от 23.05.2008 N Д05-1994 и Минфина России от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794):

В ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

В п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя от 05.03.2004 N 15/1;

В п. п. 3.4, 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее - Положение N 279), а также в Приложении 3 к Положению N 279, содержащем Перечень работ, которые относятся к текущему ремонту, в Приложении 8 к Положению N 279, содержащем Перечень работ, которые относятся к капитальному ремонту;

В Ведомственных строительных нормах (ВСН) N 58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.

Под капитальным ремонтом зданий и сооружений подразумевается замена изношенных конструкций и деталей или их замена на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов. Исключение составляют случаи полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей и т.д.). При проведении капитального ремонта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов основных средств (ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Письмо Минэкономразвития России от 23.05.2008 N Д05-1994). Не допускается за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт, производить затраты по надстройке зданий и различным пристройкам к существующим зданиям и сооружениям, устройство новых ограждений предприятия, а также работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения здания или сооружения, повышенными нагрузками и другими новыми качествами (п. п. 3.12 - 3.14 Положения N 279) (табл. 1).

Таблица 1

Характеристики
ремонтных работ

Виды ремонта

Текущий ремонт

Капитальный ремонт

Периодичность
работ

Чаще одного раза в год

Ежегодно или один раз в
несколько лет

Объекты ремонтных
работ

Машины,
оборудование,
транспортные
средства

Профилактическая
регулировка частей и
механизмов, их чистка,
смазка, а также замена
отдельных деталей и узлов
основных средств

Полная разборка агрегата,
замена или восстановление
всех изношенных деталей и
узлов, ремонт базовых и
других деталей и узлов,
сборка, регулировка и
испытание агрегата

Здания,
сооружения,
инженерно-
техническое
оборудование

Профилактические
мероприятия и устранение
мелких повреждений и
неисправностей частей
зданий, сооружений,
инженерного оборудования,
проводимые в целях
предохранения от
преждевременного износа

Замена изношенных
конструкций и деталей или их
смена на более прочные и
экономичные, улучшающие
эксплуатационные возможности
ремонтируемых объектов, за
исключением случаев полной
замены основных конструкций,
срок службы которых в данном
объекте является наибольшим

Наружные
инженерные
коммуникации и
объекты
благоустройства

Работы по предупреждению
износа наружных
инженерных коммуникаций и
объектов благоустройства,
а также работы по
устранению мелких
повреждений и
неисправностей таких
объектов

Ремонт сетей водопровода,
канализации,
теплогазоснабжения и
электроснабжения, озеленение
дворовых территорий, ремонт
дорожек, проездов и
тротуаров и т. д.

К работам по ремонту относятся, в частности:

Замена (установка) окон, дверей (ворот) в целях восстановления эксплуатационных показателей (качества применения) объектов основных средств;

Замена (ремонт) элементов отопительной системы, систем водоснабжения, канализации, ассенизации, освещения (в том числе радиаторов, смесителей, раковин, унитазов, светильников и других объектов, не являющихся отдельными инвентарными объектами), входящих в стоимость здания;

Замена (ремонт) покрытия пола, стен, потолка (в том числе их окраска, монтаж навесного потолка), другие отделочные работы.

Цель любого ремонта - устранить неисправности (заменить изношенные или сломанные детали, конструкции), наличие которых делает невозможной или опасной саму эксплуатацию объекта основных средств. Причем поврежденные детали (конструкции) могут заменяться на более долговечные и экономичные. Ремонтные работы направлены на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как оборудования, здания и сооружения в целом, так и их отдельных частей (конструкций). Главное, что в результате любого ремонта не изменяются назначение объекта основных средств, его технико-экономические показатели, технологическое или служебное назначение, не улучшается качество продукции, не увеличиваются производственные площади.

Обратите внимание! Существующая в отдельных отраслях экономики для некоторых объектов основных средств другая, более дробная классификация ремонтов (подъемный ремонт, средний ремонт и др.) должна относиться к тому или иному виду ремонта по единой классификации по следующему признаку: при периодичности ремонта до одного года - к текущему; при периодичности ремонта более одного года - к капитальному (абз. 4 п. 3.3 Положения N 279). При этом заметим, что подразделение ремонта на виды условно и связано с тем, что раньше затраты на текущий и капитальный ремонт покрывались из разных источников финансирования.

В свою очередь, реконструкция объектов капитального строительства представляет собой комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей объекта капитального строительства (количества и площади помещений, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности либо его назначения) в целях улучшения качества обслуживания, увеличения объема услуг (Приложение 1 к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным Приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988).

Реконструкцией признается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Письмо Минэкономразвития России от 23.06.2010 N Д23-2287). Понятие "реконструкция", содержащееся в ч. 1 ст. 754 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), включает обновление, перестройку, реставрацию здания или сооружения.

Понятие "реконструкция" разъясняется также в Письме Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий", Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, Письме Госплана СССР N НБ-36-Д, Госстроя СССР N 23-Д, Стройбанка СССР N 144, ЦСУ СССР N 6-14 от 08.05.1984 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".

В целях применения гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) реконструкция - это переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей, проводимое по проекту реконструкции для увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции (абз. 3 п. 2 ст. 257 НК РФ).

При реконструкции зданий и сооружений (помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте) могут осуществляться работы по перестройке, перепланировке, переоборудованию , в том числе:

Изменение планировки помещений;

Изменение габаритных размеров и технических характеристик объекта капитального строительства;

Возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований - их частичная разборка;

Повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);

Замена изношенных и морально устаревших конструкций и инженерного оборудования на современные, более надежные и эффективные, улучшающие эксплуатационные показатели здания, сооружения, или полная замена всех инженерных систем и коммуникаций;

Разборка и усиление несущих конструкций;

Улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий (табл. 2).

Таблица 2

Отличительные признаки ремонта и реконструкции

Признаки

Реконструкция

Цель работ

Устранение неисправностей
(восстановление
работоспособности)
объектов основных средств.
Устранение физического и
морального износа, не
связанного с изменением
основных технико-
экономических показателей

Обновление и переустройство
объекта основных средств,
его частей

Результат работ

Поддержание технико-
экономических и
эксплуатационных
показателей (срок
полезного использования,
мощность, качество
применения, количество и
площадь помещений,
пропускная способность и
т.д.) на изначально
предусмотренном уровне.
Отсутствие новых качеств у
объекта по сравнению с
первоначальным состоянием

Улучшение (повышение)
первоначально принятых
нормативных показателей
функционирования объекта
основных средств (увеличение
срока полезного
использования, увеличение
мощности и т. д.)

Стоимость работ

Не является критерием разграничения (Письмо Минфина
России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29)

Продолжительность
работ

Не является критерием разграничения

Не является критерием разграничения (Постановление ФАС
Волго-Вятского округа от 01.02.2010 по делу
N А17-5953/2008)

Таким образом, при разграничении реконструкции и ремонта основных средств определяющее значение имеет изменение технико-экономических показателей, а также изменение технологического или служебного назначения объекта основных средств либо приобретение им других, новых качеств . При этом ни стоимость проведения работ, ни их продолжительность, ни ссылка в договоре на разработку проектной документации не являются критерием для разграничения данных понятий.

Пример 1 . ООО "Стройком" произвело замену кабины автокрана на базовом шасси КамАЗ с высоким потолком серийной кабиной со спальником, приобретенной у производителя с целью восстановления утраченных первоначальных технических характеристик кабины автокрана.

Такая замена кабины на автокране не является достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ, поскольку не изменяет технологического или служебного назначения автокрана и не наделяет его другими, новыми качествами. Поэтому проведенные ООО "Стройком" работы следует квалифицировать как капитальный ремонт.

Пример 2 . ООО "Стройком" произвело замену кабины отечественного автокрана на базовом шасси КамАЗ с высоким потолком модернизированной импортной кабиной со спальником. Новая кабина (в отличие от прежней) имеет:

Вмонтированный стальной противоподкатный брус под бампером на случай лобового столкновения с легковым автомобилем;

Огромный люк вещевого отсека;

Мультифункциональный руль с клавишами управления бортовым компьютером на лицевой стороне;

Обтекатели, закрепляющиеся на кабине и позволяющие существенно снизить расход топлива из-за уменьшения коэффициента лобового сопротивления автокрана.

Такую замену кабины автокрана следует квалифицировать как реконструкцию.

Документальное оформление ремонта

С учетом того, что определения ремонта в налоговом законодательстве нет, отсутствие данного понятия на практике часто приводит к спорам с налоговыми органами. Поэтому наличие корректно оформленных документов, подтверждающих необходимость и сам факт проведения ремонтных работ, обеспечит документальное подтверждение, экономически правильную квалификацию таких затрат и, как следствие, обезопасит организацию от возможных претензий проверяющих (п. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ, п. п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете)).

Прежде всего необходимость проведения ремонтных работ лучше всего подтвердить дефектной ведомостью . Справедливости ради отметим, что гл. 25 НК РФ не требует ее составления, а для целей бухгалтерского учета дефектная ведомость обязательна только при создании резерва на ремонт основных средств (п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н). Тем не менее этот документ нужен, чтобы подтвердить наличие требующих устранения неисправностей, повреждений объекта основных средств перед началом ремонтных работ, обосновать их необходимость и доказать правильность квалификации таких работ именно в качестве ремонта (а не реконструкции). Его отсутствие, кстати, очень распространенный аргумент налоговых органов, чтобы не принимать расходы на ремонт основных средств.

Унифицированной формы дефектной ведомости нет, поэтому она составляется по форме, разработанной и утвержденной организацией самостоятельно с учетом требований ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. За основу можно взять в случае ремонта оборудования форму N ОС-16 "Акт о выявленных дефектах оборудования" , утвержденную Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. При необходимости сложного и дорогостоящего ремонта для составления этого документа целесообразно соответствующим приказом руководителя создать комиссию, включив в нее всех необходимых специалистов, включая технических.

Наличие дефектной ведомости или заключения эксперта о недостатках, которые нужно устранить, позволяет с большей вероятностью доказать в случае необходимости правомерность отнесения произведенных затрат к расходам на ремонт (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 17.08.1999 N 1965/99, ФАС Дальневосточного округа от 24.05.2010 N Ф03-3353/2010 по делу N А37-2221/2009, ФАС Поволжского округа от 21.09.2009 по делу N А55-20239/2008, ФАС Уральского округа от 28.11.2006 N Ф09-10509/06-С7 по делу N А47-17401/05, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.10.2005 по делу N Ф04-6994/2005(15567-А46-33)) (см. ниже).

Дефектная ведомость

N 1 от 17.01.2011

Наименование объекта основных средств: фасад здания офисных помещений ООО "Стройинвест"

Место нахождения объекта основных средств: г. Москва, ул. Жемчужная, д. 25

В процессе осмотра фасада здания офисных помещений ООО "Стройинвест" выявлены следующие дефекты и повреждения, требующие проведения капитального ремонта:

N
п/п

Выявленные
дефекты и
повреждения

Объем
дефектов и
повреждений

Необходимые для
устранения штукатурные
и малярные работы

Сроки устранения

Трещины и
повреждения
штукатурки
наружных
прямолинейных
откосов по камню
и бетону

50 кв. м

Ремонт штукатурки
наружных прямолинейных
откосов по камню и
бетону цементно-
известковым раствором
с земли и лесов

I квартал 2011 г.

Окраска акриловыми
красками откосов с
огрунтовкой

I квартал 2011 г.

Трещины
штукатурки и
краски фасада
здания

780 кв. м

Перетирка штукатурки
фасада с расчисткой
старой краски

I квартал 2011 г.

570 кв. м

Ремонт штукатурки
гладкого фасада здания
по камню и бетону с
земли и лесов
цементно-известковым
раствором площадью
отдельных мест до
5 кв. м толщиной слоя
до 30 мм

I квартал 2011 г.

210 кв. м

Ремонт штукатурки
гладкого фасада здания
по камню и бетону с
земли и лесов
цементно-известковым
раствором площадью
отдельных мест до
5 кв. м толщиной слоя
до 20 мм

I квартал 2011 г.

780 кв. м

Шпатлевка стен

I квартал 2011 г.

780 кв. м

Окраска акриловыми
красками фасада здания

I квартал 2011 г.

Трещины бетона
карнизных плит

2,5 куб. м

Восстановление
защитного слоя бетона
карнизных плит

I квартал 2011 г.

Повреждения
фундаментных и
подоконных
отливов,
настенных
желобов

870 пог. м

Замена фундаментных и
подоконных отливов,
настенных желобов на
оцинкованный металл с
цветным покрытием
(пластизол)

I квартал 2011 г.

Начальник административно-хозяйственного отдела Панов В.А. Панов

Главный инженер Васильев В.В. Васильев

Техник Игнатьев С.Ю. Игнатьев

Следующий необходимый документ - это отдельный приказ руководителя о проведении ремонта , в котором необходимо указать исполнителей ремонтных работ - собственными силами (хозяйственным способом) или с привлечением сторонних организаций (подрядным способом); состав комиссии по организации ремонта и приемки из ремонта; сроки проведения ремонта; ответственных лиц за подготовку объекта к ремонту, за организацию, проведение ремонта, за выполнение мероприятий по безопасности при проведении ремонтных работ, за пуск объекта после ремонта (см. ниже).

Общество с ограниченной ответственностью "Стройинвест"

Приказ

О проведении ремонтных работ

фасада здания ООО "Стройинвест"

В связи с необходимостью проведения ремонта фасада здания

(дефектная ведомость N 1 от 17.01.2011)

Приказываю:

1. Утвердить комиссию по организации и проведению ремонтных работ в составе:

председатель комиссии - начальник административно-хозяйственного отдела В.А. Панов;

члены комиссии - главный инженер В.В. Васильев;

- инженер по технике безопасности Н.М. Свиридов;

- техник С.Ю. Игнатьев.

2. Провести капитальный ремонт фасада здания хозяйственным способом.

3. Комиссии, указанной в п. 1 настоящего Приказа, при подготовке и проведении капитального ремонта провести следующую работу:

- в срок до 28 января рассмотреть, согласовать и представить мне на утверждение необходимую проектно-сметную документацию;

- обеспечить соблюдение техники безопасности и пожарной безопасности при проведении ремонтных работ фасада здания в соответствии с установленными требованиями.

4. Ответственность за обеспечение общей безопасности при проведении ремонтных работ фасада здания возложить на инженера по технике безопасности Н.М. Свиридова.

5. Менеджеру по кадрам ознакомить с настоящим Приказом всех сотрудников ООО "Стройинвест" в части, их касающейся.

6. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Соколов А.Г. Соколов

При проведении ремонта подрядным способом необходимо заключить договор подряда на проведение ремонтных рабо т и утвердить проектно-сметную документацию .

При проведении ремонта хозяйственным способом нужны такие документы, как смета расходов на ремонт, план и график проведения ремонта , где необходимо привести наименование ремонтируемых объектов, подробный перечень и объемы работ (по видам), перечень и количество материалов, необходимых для ремонта, накладную на внутреннее перемещение объектов основных средств (по форме N ОС-2) , счета и товарные накладные от поставщиков материалов, использованных для ремонта, накладные на отпуск материалов для ремонта, лимитно-заборные карты, требования-накладные на передачу материальных ценностей, расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты работникам, проводившим ремонт, бухгалтерские справки и т.д.

После окончания ремонта (независимо от того, выполнен он подрядным или хозяйственным способом) нужно оформить акт по форме N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств" , утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7, где отражаются виды ремонтных работ, их стоимость.

Данные о выполненных работах надо отразить в разд. 6 "Затраты на ремонт" инвентарной карточки учета объекта основных средств по форме N ОС-6 , утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

Во всех документах, подтверждающих подготовку, организацию и проведение ремонта (независимо от способа его осуществления - подрядного или хозяйственного), необходимо использовать одинаковые формулировки, позволяющие однозначно квалифицировать выполненные работы в качестве ремонтных. В связи с этим в таких документах нельзя использовать термин "реконструкция" или ссылаться на него. В случае конфликта с налоговыми органами это может пригодиться при доказывании фактического содержания данных хозяйственных операций. По этой же причине выполненные ремонтные работы нельзя оформлять унифицированными формами N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" и N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", так как они применяются при выполнении работ по реконструкции объектов основных средств (см. табл. 3).

Таблица 3


ремонтных работ

Виды документов

Цель оформления
документа

Форма документа

Необходимая
информация

Дефектная ведомость

1. Подтверждение
наличия
неисправностей,
повреждений
объекта ОС.
2. Обоснование
необходимости
проведения
ремонта.
3. Доказательство,
что это были
именно ремонтные
работы

Произвольная
форма,
разработанная и
утвержденная
организацией в
одном из
приложений к
бухгалтерской
учетной политике
(при ремонте
оборудования -
на основе
формы N ОС-16)

1. Все требующие
устранения
неисправности и
повреждения
объекта основных
средств в рамках
предстоящих
ремонтных работ.
2. Мероприятия по
их устранению.
3. Все
обязательные
реквизиты,
указанные в п. 2
ст. 9 Закона о
бухгалтерском
учете

Приказ о проведении
ремонта

Оформление решения
о проведении
и характере
ремонтных работ,
их организации

Произвольная
форма

1. Состав
комиссии по
подготовке,
организации и
проведению
ремонта.
2. Исполнители
ремонтных работ.
3. Сроки
проведения
ремонта

Подрядный способ

Договор подряда,
проектно-сметная
документация

Оформление
отношений с
подрядчиком по
проведению ремонта

Форма,
согласованная
сторонами
договора

1. Цена договора
подряда, ее
структура,
включающая в себя
компенсацию
издержек
подрядчика и
причитающееся ему
вознаграждение.
2. Перечень
объемов работ (по
видам работ) и
материалов для
ремонта

Хозяйственный способ

Смета расходов на
ремонт.
План и график
проведения ремонта.
Накладные на
внутреннее
перемещение
объектов основных
средств, счета,
товарные накладные,
лимитно-заборные
карты, требования-
накладные,
расчетно-платежные
ведомости,
бухгалтерские
справки и т.д.

Оформление
проведения ремонта
собственными
силами

Произвольная или
унифицированная
форма (в
установленных
случаях)

1. Наименования
ремонтируемых
объектов.
2. Подробный
перечень и объемы
работ (по их
видам).
3. Подробный
перечень и
количество
материалов,
необходимых для
ремонта.
4. Справки и
расчеты

Независимо от способа выполнения ремонта

Акт о приеме-сдаче
отремонтированных,
реконструированных,
модернизированных
объектов основных
средств

Оформление
результатов
выполнения ремонта

Форма N ОС-3

Виды работ и их
стоимость

Инвентарная
карточка учета
объекта основных
средств

Указание сведений
о выполненном
ремонте

Форма N ОС-6

Сведения о
проведенном
ремонте

Документальное оформление реконструкции

Документальным подтверждением организации и проведения реконструкции являются следующие документы :

Приказ руководителя о проведении реконструкции;

Акт сдачи-приемки работ в произвольной форме, оформляемый на все виды подрядных работ, кроме строительно-монтажных, с соблюдением требований п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете - при реконструкции оборудования;

Акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) - при реконструкции объектов недвижимости подрядным способом;

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3), утвержденный руководителем организации и подтверждающий окончание всех работ по реконструкции (независимо от способа выполнения таких работ, а также независимо от вида реконструируемого объекта - движимого или недвижимого имущества). Дата этого документа является датой изменения первоначальной стоимости объекта основных средств в результате реконструкции, используемой для последующего начисления амортизации по реконструированному объекту (Письмо Минфина России от 17.08.2009 N 03-03-05/157);

Заполнение разд. 5 "Изменение первоначальной стоимости объекта основных средств" инвентарной карточки учета объекта основных средств (форма N ОС-6).

Обратите внимание! Оформление дефектной ведомости в случае реконструкции, как правило, не производится, так как проведение реконструкции связано не с устранением неисправности объекта основных средств, а с улучшением его технико-экономических показателей (см. табл. 4).

Таблица 4

Пакет документов, подтверждающих необходимость и факт проведения
реконструкции

Виды документов

Цель оформления
документа

Форма
документа

Необходимая
информация

Приказ о проведении
реконструкции

Оформление
решения о
проведении
реконструкции

Произвольная
форма

1. Состав комиссии
по подготовке,
организации и
проведению
реконструкции.
2. Исполнители
работ по
реконструкции.
3. Сроки проведения
реконструкции

Подрядный способ

Договор подряда,
проектно-сметная
документация

Оформление
отношений с
подрядчиком по
проведению
реконструкции

Форма,
согласованная
сторонами
договора

1. Цена договора
подряда, ее
структура,
включающая в себя
компенсацию
издержек подрядчика
и причитающееся ему
вознаграждение.)
2. Перечень объемов
работ (по видам
работ) и материалов
для реконструкции

Акт о приемке
выполненных работ

Оформление
приемки
выполненных
подрядных СМР.
Подтверждение
факта выполнения
работ

Форма N КС-2

Объем выполненных
подрядных СМР (в
разрезе позиций по
смете) с указанием
количества, цены за
единицу и стоимости
каждого вида работ.

Справка о стоимости
выполненных работ и
затрат

Оформление
расчетов между
подрядчиком и
заказчиком за
выполненные
работы по
реконструкции

Форма N КС-3

Стоимость
выполненных работ
и затрат в разрезе
их видов (с начала
проведения работ, с
начала года и за
отчетный период)

Смета расходов на
реконструкцию
объекта. План и
график проведения
реконструкции.
Накладные на
внутреннее
перемещение объектов
основных средств,
счета, товарные
накладные, лимитно-
заборные карты,
требования-
накладные, расчетно-
платежные ведомости,
бухгалтерские
справки и т.д.

Оформление
проведения
реконструкции
собственными
силами

Произвольная
или
унифицированная
форма (в
установленных
случаях)

1. Наименования
реконструируемых
объектов.
2. Подробный
перечень и объемы
работ (по их
видам).
3. Подробный
перечень и
количество
материалов,
необходимых для
реконструкции.
4. Справки и
расчеты

Независимо от способа выполнения реконструкции

Акт о приеме-сдаче
отремонтированных,
реконструированных,
модернизированных
объектов основных
средств

Оформление
результатов
выполнения
реконструкции

Форма N ОС-3

Виды работ и их
стоимость

Инвентарная карточка
учета объекта
основных средств

Указание
сведений о
проведенной
реконструкции

Форма N ОС-6

Сведения о
проведенной
реконструкции

Отражение затрат на ремонт в бухгалтерском и налоговом учете

Расходы на ремонт признаются в бухгалтерском и налоговом учете двумя способами (в зависимости от принятой учетной политики):

первый способ - единовременно в полной сумме фактических затрат по мере выполнения работ;

второй способ - равномерно путем создания резерва расходов на ремонт основных средств.

Основание - п. 27 ПБУ 6/01, п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. п. 67, 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н; пп. 2 п. 1 ст. 253, ст. 260, п. 5 ст. 272, ст. 324 НК РФ.

При первом способе расходы на ремонт в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности при условии, что основное средство используется в процессе производства продукции, товаров, работ, услуг (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. п. 7, 18 ПБУ 10/99). В налоговом учете такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (пп. 2 п. 1 ст. 253, п. 1 ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ).

При выполнении любого вида ремонта объекта основных средств собственными силами (вспомогательным производством) понесенные затраты предварительно собираются на счете 23 "Вспомогательные производства" и по завершении ремонта списываются в дебет счетов 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" и др. Основания: Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Расходы на капитальный ремонт объекта основных средств, собранные на счете 23, могут быть списаны в дебет счета 97 "Расходы будущих периодов" с последующим равномерным списанием в дебет счета учета затрат на производство в течение срока, установленного организацией (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, Инструкция по применению Плана счетов).

При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из годовой сметной стоимости ремонта (п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Согласно абз. 4 п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций организация отражает ежемесячные отчисления в резерв по дебету счета учета затрат на производство (счета 20 "Основное производство", 25 и др.) в корреспонденции с кредитом счета 96 "Резервы предстоящих расходов". По мере выполнения ремонтных работ фактические затраты, связанные с их проведением, независимо от способа их выполнения (хозяйственного или подрядного) списываются в дебет счета 96 в корреспонденции с кредитом счета, на котором предварительно учитываются указанные затраты (например, 23) (абз. 5 п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

В налоговом учете отчисления в резерв на ремонт рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых организацией самостоятельно в налоговой учетной политике (абз. 1 п. 2 ст. 324 НК РФ). При этом совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию на начало налогового периода, в котором создается резерв (абз. 2 п. 2 ст. 324 НК РФ). Предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода (абз. 4 п. 2 ст. 324, п. 3 ст. 260 НК РФ). При этом сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств вышеуказанного резерва (абз. 5 п. 2 ст. 324 НК РФ).

Обратите внимание! Если источником финансирования произведенного организацией ремонта является чистая прибыль, такие затраты не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли согласно п. 1 ст. 270 НК РФ (Письмо Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/406).

Большинство организаций на практике используют первый способ признания таких затрат, а их резервирование встречается гораздо реже.

В целях организации контроля за своевременным получением объектов основных средств из ремонта инвентарные карточки по этим объектам в картотеке рекомендуется переставлять в группу "Основные средства в ремонте". При поступлении объекта основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарной карточки (п. 68 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Пример 3 . ООО "Стройстандарт" имеет сервер DEPO Storm 1310NT начальной конфигурации, в котором из строя вышел жесткий диск сервера (дисковый массив 1 x 250GB SATA hard drive (7200rpm). Причины поломки - поломка считывающей головки, нарушение целостности файловой системы на жестком диске. В результате работа строительной компании была парализована - не работали Интернет, локальная сеть, электронная почта, были утеряны важные файлы, хранившиеся на сервере.

Сервер используется строительной компанией для компьютерного проектирования зданий и сооружений.

IT-отделом было принято решение отремонтировать сервер собственными силами путем замены неисправного дискового массива на точно такой же новый дисковый массив 1 x 250GB SATA hard drive (7200rpm) стоимостью 3540 руб., в том числе НДС - 540 руб.

Замена дискового массива не привела к изменению технических характеристик сервера.

Согласно бухгалтерской и налоговой учетной политике ООО "Стройстандарт" расходы на ремонт основных средств учитываются единовременно в полной сумме фактических затрат по мере выполнения работ (без образования резерва).

Дебет 10-5 Кредит 60

3000 руб. - отражена стоимость дискового массива, приобретенного для ремонта сервера на основании товарной накладной поставщика;

Дебет 19 Кредит 60

540 руб. - учтена предъявленная поставщиком сумма НДС на основании счета-фактуры;

Дебет 68-НДС Кредит 19

540 руб. - принята к вычету предъявленная сумма НДС на основании счета-фактуры;

Дебет 23 Кредит 10-5

3000 руб. - отражены затраты на проведение ремонта сервера на основании требования-накладной (форма N М-11);

Дебет 26 Кредит 23

3000 руб. - списаны затраты на ремонт в составе общехозяйственных расходов на основании акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3).

В налоговом учете затраты на ремонт сервера в сумме 3000 руб. были учтены в составе прочих расходов в периоде их осуществления.

Отражение затрат на реконструкцию в бухгалтерском и налоговом учете

Для целей бухгалтерского и налогового учета затраты на реконструкцию объектов увеличивают первоначальную стоимость основного средства и списываются через амортизацию (п. 2 ст. 257 НК РФ, п. п. 14, 20, 27 ПБУ 6/01, п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Учет затрат на реконструкцию объекта основных средств ведется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (п. п. 42, 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов). По завершении работ по реконструкции (на дату утверждения акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме N ОС-3) учтенные на счете 08 затраты списываются в дебет счета 01 "Основные средства".

Если срок выполнения работ по реконструкции длится более 12 месяцев, то в бухгалтерском и налоговом учете начисление амортизации по реконструируемому объекту приостанавливается на весь период проведения таких работ (п. 23 ПБУ 6/01, п. 63 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, п. 3 ст. 256 НК РФ).

При реконструкции основного средства организация вправе пересмотреть срок полезного использования реконструированного объекта (абз. 6 п. 20 ПБУ 6/01, п. 60 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, абз. 2 п. 1 ст. 258 НК РФ). При этом в налоговом учете увеличение срока полезного использования может быть осуществлено только в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено данное основное средство (абз. 2 п. 1 ст. 258 НК РФ). Если в результате реконструкции срок полезного использования объекта не увеличивается, то при начислении амортизации учитывается оставшийся срок полезного использования (абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ).

Увеличить срок полезного использования можно на основании приказа руководителя организации или письменного заключения соответствующих технических специалистов.

В налоговом учете амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости основного средства, увеличенной на расходы по его реконструкции (Письма Минфина России от 29.03.2010 N 03-03-06/1/202, от 06.02.2007 N 03-03-06/4/10, Письмо ФНС России от 14.03.2005 N 02-1-07/23).

Особенности начисления амортизации по реконструированному объекту при использовании линейного способа (метода) будут следующими (см. табл. 5).

Таблица 5

Правила расчета амортизации по реконструированному объекту при линейном
способе (методе)

Необходимые данные

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Пересмотр срока
полезного
использования после
реконструкции

Пересматривается

Вправе увеличить (если
это необходимо), но в
пределах срока той
амортизационной группы,
в которую ранее был
включен объект

Стоимость
реконструированного
объекта для
начисления
амортизации

Остаточная стоимость
объекта до
реконструкции,
увеличенная на
стоимость реконструкции

Первоначальная стоимость
объекта до
реконструкции,
увеличенная на стоимость
реконструкции

Срок полезного
использования
(мес.):

Не меняется

Первоначальный срок,
уменьшенный на срок
использования до
реконструкции

Первоначальный срок

Увеличивается

Первоначальный срок,
уменьшенный на срок
использования до
реконструкции, плюс
увеличение срока после
реконструкции

Первоначальный срок плюс
увеличение срока после
реконструкции (но в
пределах установленной
амортизационной группы)

Сумма ежемесячной
амортизации по
реконструированному
объекту

Срок не меняется

стр. 2: стр. 3.1

стр. 2: стр. 3.1

Срок увеличивается

стр. 2: стр. 3.2

стр. 2: стр. 3.2

Сумма амортизации по реконструированному объекту будет начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания всех работ по реконструкции (п. 21 ПБУ 6/01, п. 4 ст. 259 НК РФ), в течение оставшегося срока полезного использования данного объекта.

Пример 4 . Воспользуемся условиями примера 3.

В связи с выходом из строя дискового массива 1 x 250GB SATA hard drive (7200rpm) IT-отделом было принято решение не ремонтировать, а реконструировать сервер DEPO Storm 1310NT, поскольку в начальной конфигурации этого сервера не был предусмотрен отказоустойчивый массив жестких дисков (RAID). Технология RAID позволяет повысить отказоустойчивость сервера за счет избыточного числа жестких дисков таким образом, что выход из строя одного из жестких дисков не приводит к потере данных и выходу из строя сервера.

В связи с этим IT-отдел предлагает увеличить производительность, оперативную память, размер жестких дисков и отказоустойчивость сервера в два раза. Следовательно, такие работы приведут к улучшению технических характеристик сервера и их можно признать реконструкцией.

Наименование

Начальная конфигурация

Реконструкция

Процессор

Intel(r) Core(tm) i3
Processor 540 (2-Cores,
3.06GHz, 2.5 GT/s, 4Mb)

Intel(r) Xeon(r) Quad-
Core Processor X3430
(2.4GHz, 2.5GT/s, 8MB)

Оперативная память

2GB DDR3-1066 SDRAM ECC
(2DIMM/4)

8GB DDR3-1066 SDRAM ECC
(4DIMM/4)

Дисковый массив

1 x 250GB SATA hard drive
(7200rpm)

2 x 500GB SATA hard drive
(7200rpm)

Стоимость такой реконструкции составляет 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб.

Первоначальная стоимость сервера начальной конфигурации до его реконструкции составляла 60 000 руб. (без НДС).

Согласно учетной политике ООО "Стройстандарт" амортизация в бухгалтерском и налоговом учете по серверу начисляется линейным способом (методом). Сервер был отнесен ко второй амортизационной группе со сроком полезного использования 30 месяцев. Ежемесячная сумма амортизации составляла до реконструкции 1998 руб. (60 000 руб. x 3,33%).

Сумма амортизации, начисленной по серверу в бухгалтерском и налоговом учете за 10 месяцев до его реконструкции, составила 19 980 руб.

В бухгалтерском учете ООО "Стройстандарт" были сделаны следующие записи:

январь 2011 г.

Дебет 10-5 Кредит 60

50 000 руб. - отражена стоимость новых комплектующих для реконструкции сервера на основании товарной накладной поставщика;

Дебет 19 Кредит 60

9000 руб. - учтена предъявленная поставщиком сумма НДС на основании счета-фактуры;

Дебет 68-НДС Кредит 19

9000 руб. - принята к вычету предъявленная сумма НДС на основании счета-фактуры;

Дебет 23 Кредит 10-5

50 000 руб. - отражены затраты на проведение реконструкции сервера на основании требования-накладной (форма N М-11);

Дебет 08 Кредит 23

50 000 руб. - затраты на реконструкцию сервера учтены в составе капитальных вложений на основании бухгалтерской справки-расчета;

Дебет 01-1 Кредит 08

50 000 руб. - затраты на реконструкцию включены в первоначальную стоимость сервера на основании акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3).

В налоговом учете работы по реконструкции сервера в сумме 50 000 руб. также увеличивают первоначальную стоимость данного объекта.

В соответствии с приказом руководителя ООО "Стройстандарт", заключением специалистов IT-отдела срок полезного использования сервера увеличен на 6 месяцев.

Сумма ежемесячной амортизации сервера после его реконструкции составит следующие величины:

Данные для расчета

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Стоимость
реконструированного сервера
для начисления амортизации
(руб.)

90 020
(60 000 - 19 980 + 50 000)

110 000
(60 000 + 50 000)

Новый срок полезного
использования сервера для
расчета амортизации (мес.)

26
(30 - 10 + 6)

36
(30 + 6)

Сумма ежемесячной
амортизации по
реконструированному серверу
(руб.)

3462,31
(90 020: 26)

3055,56
(110 000: 36)

Основное средство подлежит списанию в случае его выбытия: продажи, ликвидации, в иных случаях. Как документально оформить списание, как отразить бухгалтерском и налоговом учете, расскажем в нашей статье, приведем примеры документации, в том числе пример приказа на списание основных средств.

Принятие на учет, движение и выбытие основных фондов регламентируется в бухгалтерском учете ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (Приказ Минфина 26н от 30.03.01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (ОС) (Приказ Минфина 91н от 13.10.03).

Списание стоимости имущества с учета производится в случае его выбытия или неспособности приносить экономические выгоды в будущем. Выбыть объект может в случае:

  • продажи;
  • дарения;
  • прекращения использования из-за морального или физического износа;
  • ликвидации при чрезвычайной ситуации;
  • выявления недостач при инвентаризации;
  • передачи в виде вклада в уставный капитал другой компании;
  • иных случаях.

Инвентаризация

В целях установления сохранности имущества организации проводят инвентаризацию. Порядок ее проведения регламентируется Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина N 49 от 13.06.95 .

Инвентаризация также необходимо для выявления основных фондов, непригодных к эксплуатации, либо дальнейшее использование которых в деятельности компании нецелесообразно. Образец приказа на проведение инвентаризации основных средствможно скачать в конце статьи.

Проведение проверки может быть обязательным и инициативным. Обязательна инвентаризация в следующих случаях (п.1.5 Методических указаний):

  • составление годовой отчетности (допускается проведение инвентаризации основных фондов раз в три года);
  • смена материально ответственного лица;
  • выявление фактов порчи, хищения имущества;
  • стихийных бедствий.

Для проведения инвентаризации руководство компании назначает комиссию. В нее целесообразно включить представителей администрации, работников инженерных и технических служб, финансовых сотрудников. Проводится проверка в присутствии лица, ответственного за сохранность имущества.

При выявлении морально устаревшего или испорченного оборудования комиссия может принять решение о ремонте, восстановлении ОС либо о его ликвидации.

Образец приказа на инвентаризацию основных средств

Ремонт, модернизация и реконструкция

Чтобы ОС можно было эксплуатировать длительный период, необходимо проводить его ремонт. В ходе ремонта не улучшаются характеристики объекта, а лишь поддерживается его жизнеспособность. Затраты на ремонт относятся к расходам текущего периода и в бухгалтерском и в налоговом учете (п.1 ст. 260 НК РФ ).

Модернизация или реконструкция оборудования проводится в целях улучшения характеристик его работы, мощности, увеличения срока полезного использования или изменения его назначения. Расходы на проведение таких работ учитываются как капитальные вложения и увеличивают стоимость модернизируемого объекта (п. 27 ПБУ 6/01, п. 2 ст. 257 НК РФ ).

Начисление амортизации по реконструируемому или модернизируемому оборудованию продолжает начисляться весь период работ. Но если работы по модернизации и реконструкции будут продолжаться более 12 месяцев, то начисление амортизации следует прекратить до момента окончания работ (п. 2 ст. 322 НК РФ ).

Образец приказа на модернизацию основного средства

Консервация

В период простоя ОС может быть переведено на консервацию. Данная процедура включает комплекс мероприятий по сохранению целостности и исправности имущества, пока его не начнут использовать в деятельности вновь.

Порядок консервации объектов разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно. Следует иметь в виду, что перевод на консервацию простаивающего оборудования не является обязанностью компании, такое решение принимается руководством компании.

Затраты на консервацию и на вывод из неё оборудования включаются в расходы предприятия в текущем периоде. При переводе на консервацию следует иметь в виду, что имущество на этот период не будет освобождено от обложения налогом на имущество. А вот начисление амортизации следует приостановить при консервации объекта на срок более трех месяцев (п. 2 ст. 322 НК РФ ).

Образец приказа о консервации основных средств

Ликвидация

Для определения возможности дальнейшего использования объекта имущества, решением руководства компании создается комиссия в которую включаются ответственные за сохранность имущества лица, технические специалисты, финансовые работники (п. 77 Приказа Минфина 91н от 13.10.03).

На комиссию возлагаются обязанности по обследованию объекта, принятию решения о его ликвидации, выявлению причин невозможности дальнейшей эксплуатации и виновных в этом лиц, а также составления акта на списание. Акт на списание может быть разработан организацией самостоятельно, а может быть использована одна их унифицированных форм: ОС-4, ОС-4а, ОС-4б (Постановление Госкомстата РФ 7 от 21.01.03). На основании акта списывается объект с учета и в его инвентарной карточке ставится отметка о выбытии.

Остаточная стоимость списываемого объекта отражается во внереализационных расходах и в бухгалтерском и в налоговом учете на дату акта на списание. Также во внереализационных расходах следует отразить затраты на демонтаж, вывоз и иные действия, связанные с ликвидацией объекта.

Составные части ликвидируемого объекта, пригодные для дальнейшего использования, приходуются по текущей рыночной стоимости, с отражением во внереализационных доходах.

Образец приказа о списании основных средств