Произношение звука з в словах. Определение позиции звука. Развитие фонематических представлений. Игры и игровые упражнения для развития речи (Швайко Г.С.) Пособия по определению позиции звука в слове

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Для этогонапоминаем не хитрые правила

Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают:

Гласные - эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходя изо рта, не встречает никакой преграды. Гласный звук обозначаем красным квадратом.

Характеристика гласных :

А, О, У, Ы, Э - обозначают твёрдость согласных;

Я, Ё, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.

Согласные - эти звуки произносятся с шумом, при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде зубов, губ. Согласный звук может быть:

Ш, Ж, Ц - всегда твёрдые . Твердый звук обозначаем синим цветом.

- мягкий, если его смягчает гласная я, ё, ю, и, е или Ь (мягкий знак).

Й, Ч, Щ - всегда мягкие . Мягкий согласный звук обозначаемзеленым цветом.

б) - глухой согласный - обозначаем зачёркнутымколокольчи­ком.

звонкий согласный - обозначаем колокольчиком

Чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет – глухой)

Буквы мы видим и пишем (фотография звука)

Слог - это когда два звука сложились вместе - согласный и гласный. Слог - это часть слова. Если ребёнок затрудняется разделить слово на слоги, можно предложить ребенку прохлопать слово по частям, или положить ладонь под подбородок и произнести слово отчётливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребёнок сможет определить, сколько в слове гласных звуков.

Скольковсловегласных, столькоислогов.

Слово - состоит из звуков и слогов, обозначает предметы, их признаки и действия.

Чтобы определить, на какой гласный звук падает ударение, можно предложить ребёнку при произнесении слова по слогам топнуть на ударный слог ногой или стукнуть кулачком по столу, при этом гласный тянуть.

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:выделение звука из слова, определениепервого звука,установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковойанализ.

Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные, синие, зеленые), в речевом плане, по представлению.

Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Слова, которые не следует даватьдля анализа:

Слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь,

Слова со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными,

В этих случаях написание слова расходится с егопроизнесением, значит слово трудно для анализа.

Ниже приводится перечень слов,в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа.

Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове)

А:Аня, азбука, аист, ангел, армия, астра, арфа, арка

О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осы, обувь.

У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей, урна.

И: Игорь, ива, ирис, иней, искра, избы, иволга, иглы.

Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран, танк,

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

Ы: дым, сын.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове)

Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

В статье приведены примеры дидактических упражнений и игр на развитие фонематического анализа, повышающие эффективность коррекционной работы. К статье прилагается презентация, в которой представлены пособия к упражнениям.

«Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями».

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводится в следующей последовательности:

  1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
  2. Вычленение звука в начале, в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).
  3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

Чтобы работа по развитию фонематического анализа имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке, эффективно проводить такие упражнения в виде дидактических игр.

Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения.

Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку.

В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по

развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

Комплекс игровых упражнений по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями состоит из трех основных разделов:

1. Выделение звука на фоне слова.

Здесь можно предложить следующие задания, игры и упражнения:

  • Поднять руку, хлопнуть в ладоши, или топнуть ногой, или поднять карточку с буквой Р, если в слове имеется звук Р (или другой звук, в зависимости от цели урока). Слова называет логопед. Примерные слова: рама, нос, рыбак, шапка.
  • Определить, есть в слове звук Р или нет. Если в слове есть звук р – подними руку, если звука р нет – топни ногой: мука, пар, ракета, зима, лимон, замок.
  • Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук р.
  • Определить, в каком из двух слов слышится звук Р. Жалко – жарко, хорошо – плохо, рак – лак, пир – пил, рама – лама.
  • Назвать овощи, фрукты, или игрушки, в названии которых есть звук р.

Игра «Кто больше?»

Цель . Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование . Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры:

Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Поиграем с вами в эту игру.

Упражнение «Поднимись»

Цель : выделение звука на фоне слова, закрепление звуко – буквенных связей.

Начиная с нижней ступеньки, ребенок поднимается вверх, шагая пальчиком от одной ступеньки к другой.

  • на слух: « Есть в сказанном слове звук Ш – поднимись, нет – стой»
  • на основе собственного произношения: «Назови слова со звуком Ш»
  • на основе сухопроизносительных представлений: Посмотри на картинки, подумай, есть ли в их названии звук Ш. если есть – поднимись, нет — стой.»

Поднявшись вверх ребенок разглядывает, что за «шторками», определяет наличие или отсутствие звука в слове. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.

Упражнение «Колобок в лесу»

Инструкция: «К полянке, на которой в названии предмета звук С, Колобок покатится по прямой дорожке, звук Сь – по извилистой». Дети, определив наличие звука в слове, выкладывают соответствующую дорожку.

(Слайд № 4)

Упражнение «Подбери пару»

Цель : выделение звука на фоне слова.

На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.

2. Вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова).

Упражнение «Ёлочка»(1 вариант)

Цель : определение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей.

Инструкция : «Определи первый (последний) звук в слове, обозначь его буквой и положи на желтый шарик» (по аналогии на оранжевый).

Упражнение «Елочка зажгись» (2 вариант)

Инструкция : «Послушай слово, назови первый звук в слове, положи соответствующий кружок».

На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове, заданный номером фонарика (зажигая первый фонарик – выделяем первый звук, зажигая второй – выделяем второй звук в слове и т.д.)

Упражнение: «Речевое лото»

Цель : определение первого и последнего звука в слове.

Упражнение «Подскажи Петрушке звук».

Цель : определение последнего звука в слове.

Упражнение: «Ежик»

Инструкция : «Помоги ежику добраться до лесной полянки. Для этого назови слова, в которых изучаемый звук находится в начале, середине и конце слова». Дети называют слова, следя за появлением О соответствующего цвета в определенном месте схемы слова (таблица дается без О).

(Слайд №8)

Цель : вычленение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей.

Содержание : перед каждым ребёнком набор квадратов синего, зелёного, красного цветов (18 штук). Дети, услышав в слове первый звук, кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика из девяти квадратов, обозначая звук буквой, которую они кладут на квадрат. Логопед предлагает составить слова из букв, расположенных на синих и красных квадратах, затем на зелёных и на красных.

Упражнение «Волшебный коврик».

В этом варианте квадрат не является графическим изображением звука в слове.

Цель: определение места звука в слове.

Инструкция : «Положить квадрат синего цвета, если изучаемый звук находится в начале слова, квадрат красного цвета – в конце слова, квадрат зелёного цвета – в середине слова». Дети кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика.

На последующих этапах работы детям предлагается узор из квадратов синего, зеленого, красного цвета. Дети подбирают слова с заданным звуком, ориентируясь на цвет квадрата.

Упражнение «Змейка»

Цель : определение места звука в слове.

(Слайд №9)

Упражнение «Светофоры».

Цель : определение первого (последнего) звука в слове.

Содержание: на наборном полотне выставляется три светофора. Дети должны «зажечь» определенный свет на светофоре, соответственно поставив картинку около светофора. Если в слове первый звук гласный, ребенок ставит картинку около того светофора, в котором должен загореться красный свет (по аналогии – синий и зеленый). Детям объясняют, что эти светофоры для слова, а не для людей, поэтому загорается синий, а не желтый свет.

На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове.

(Слайд № 10)

3. Определение последовательности, количества звука в слове. Установление места звука в слове по отношению к другим звукам.

Упражнение « Тайное слово»

Инструкция: «Определи первый звук слова, объедини их и ты узнаешь тайное слово, которое спряталось в этих клеточках».

Дети определяют тайное слово. Для закрепления звукобуквенных связей звуки обозначаются буквами.

По аналогии определяют 2, 3, 4, последний звук в слове, заданный цифрой звук по порядку, заданный цифрой звук в разбивку.

(Слайд № 12)

Упражнение «Лабиринт».

Цель : определение последовательности и количества звуков в слове.

Инструкция : «Помоги Сереже попасть на новогодний праздник, правильно назвав слова, подходящие к данным схемам». Дети называют слова с опорой на картинки и без них.

(Слайд №13)

Упражнение «Магазин».

Цель : определение количества звуков в слове.

По аналогии можно покупать на «деньги» — карточки с нарисованными красными кружками предметы, в названии которых один, два, три, четыре гласных звука. На «деньги» с одним кружком можно купить предмет, в названии которого один гласный звук.

Использование описанных игр и упражнений позволяет сформировать у детей навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.

Презентация:

Список литературы:

  • Волкова, Л.С.Логопедия/ Л.С. Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова. – М: Владос, 2006.
  • Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция/Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону; Спб., 2004.

Найди место звука в слове

Цель:

Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал:

Карточки из набора к игре «Определи первый звук в слове»; фишки.

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов.

«Правильно - звук а . Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова,- поясняет педагог. - Одно слово начинается со звука а , в другом звук а находится в середине, а третье - заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой - полоска из трех клеточек.

Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».

Ход игрового упражнения вне занятия

На этой страничке я буду размещать примеры звукового анализа, который мы с детьми выполняем на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Для чего делать звуковой анализ? Прежде, чем начать учить ребёнка читать и писать, надо убедиться в том, что он хорошо слышит и различает звуки речи. Иначе, в процессе обучения грамоте могут возникнуть проблемы.

Прежде всего мы учим ребёнка определять наличие звука в слове. Затем называем первый звук в слове (обычно начинают с гласных под ударением). Потом идёт позиционный анализ - учимся слышать, где находится звук: в начале, середине или конце слова. и, наконец, "высший пилотаж" - порядковый и количественный анализ (сколько звуков в слове и какова их последовательность).

Запомните: все виды звукового анализа выполняются НА СЛУХ!!! (взрослый произносит слово или показывает картинку, ребёнок повторяет слово или сам называет слово по картинке).

Ниже вы найдёте памятки, как правильно оформлять разные виды звукового анализа.

Прежде всего определимся с тем, как обозначаются звуки. Напомню, что звуки - это то, что мы слышим и произносим. Для звуковго анализа используются специальные символы звуков - цветные кружочки (их можно рисовать или выкладывать специальные фишки из любого материала, главное соблюдать цвет).

Позиционный анализ

Определяем, где слышится звук: в начале слова, в середине или в конце. Начало слова - это первый звук, с него слово начинается. Конец слова - это самый последний звук. Середина слова - это не первый и не последний. Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук. Например, определяем, где находится звук [а] в слове "аист". Произносим так: а-а-а-а-аист (звук в начале слова). Или звук [а] в слове "шарик". Произносим: ша-а-а-а-арик (звук в середине слова.)


Звуковой анализ слова

(количественный и порядковый)

Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. Составляем схему (или рисуем), где каждый звук обозначается определённым цветом: гласные звуки - красным, согласные твёрдые - синим, согласные мягкие - зелёным. В итоге ребёнок должен составить схему, назвать последовательно все звуки, дать каждому характеристику, определить, сколько всего звуков. Опираясь на схему, назвать выборочно звуки, например, назвать третий звук, назвать пятый звук.

Пример: выполняем звуковой анализ слова "лиса" (рекомендуемтся выделять последовательно каждый звук, чтобы отчётливее его слышать).

Выделяем первый звук: Л-Л-Л-ЛИСА. Первый звук [Л"] - согласный, мягкий. Обозначаем зелёным кружком.

Какой звук слышим после [И]? ЛИС-С-С-С-СА. Звук [С] - согласный, твёрдый. Обозначаем синим кружком.

Что слышим после [С]? ЛИСА-А-А-А-А - звук [А] - гласный, обозначаем красным цветом.

Все характеристики звука даются УСТНО (записывать не надо).

Назови все звуки в слове ЛИСА [Л"], [И], [С], [А]. Всего четыре звука.


Определяем место звука [у] в словах.

Занятие в старшей группе.

Цели занятия :

  1. Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [о], [у].
  2. Учить определять места звука [у] в словах (в начале, в середине или в конце слова).
  3. Развивать зрительное, слуховое восприятие.
  4. Формировать фонематический слух.
  5. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

  • буквята А,О,У (из книги Л. Бурмистрова «Сказка в страну Словографию» );
  • карточки «Поём вместе с гласными»;
  • картинки Зайчика и морковок (6 штук );
  • индивидуальные карточки для детей (картинки из книги Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» );
  • демонстрационные карточки.

Ход занятия:

Давайте настроимся на занятие. Встали ровно возле стульчиков. Посмотрели друг на друга – улыбнулись, посмотрели на меня – улыбнулись.

Здравствуйте, садитесь.

Повторение

Новый материал

Хотите узнать, кто сегодня пришёл к нам в гости?

Под кусточком на опушке
Держит ушки на макушке.
Ловят уши звук тревоги,
А спасают зверя ноги. (Заяц )

(Загадка из книги Е.В. Баринова «5000 загадок»)

На доске появляется зайчик.

(На прошлом занятии к ребятам приходила Белочка. Они помогали ей собирать шишки на зиму. )

– Как вы думаете, почему он к нам пришёл? (Просит помощи, как Белочка.)

– А что, Зайчик делает запасы на зиму? (Кто-то ответил: «Да». Пришлось вспоминать, что зайцы не делают запасов на зиму, что у них нет домика-дупла, куда складывать запасы.)

– Он просто проголодался. Ведь огороды уже убрали, ему негде взять еды. А кора надоела. Хочется чего вкусненького. Как вы думаете, чего? (Останавливаемся на морковке)

Поможем Зайчику достать морковку?

Игра «Морковки для Зайки»

Детям предлагается определить место звука [у] в словах и обозначить красным квадратом в словах-полосочках. За каждое слово они получают морковку для Зайчика.

Детям показывают морковки.

(На доске вывешивается задание, дети получают индивидуальные карточки).

– Нам нужно приготовить красный карандаш. (Ребята достают из коробки красный карандаш ).

– Покажите сигнал готовности. (Поднимают карандаш вверх ).

– Молодцы, все готовы. Начинаем.

– Зайчику нашему очень страшно в лесу. Он всего боится. Вот и сейчас, кого он испугался? (Совушку-сову ).

– Давайте произнесем слово СОВУ-У-УШКА. Где место звука [у]? Давайте отметим это в слове-полосочке.

– Но ведь сова днём спит. Давайте её задобрим, чтобы она не проснулась.

Физминутка:

Ах ты, совушка-сова, (Руки на поясе )
Большая голова. (Поднять руки вверх и опустить их через стороны )
На суку сидишь, (Присесть на корточки, руки на коленках )
Головой вертишь, (Поворот голову из стороны в сторону )
Глазками хлоп, хлоп, (Встать в и.п., хлопки руками )
Ножками топ, топ, (Топают ногами )
И летишь, летишь, летишь. (Показать руками полёт совы )

– Молодцы! Вы заработали для Зайчика первую морковку!

– Давайте найдем место звука [у] в слове У-У-УШИ.

(На доске возле Зайчика появляется вторая морковка ).

– А что кроме морковки любит наш Зайка? Правильно КАПУ-У-УСТА.

– А это кто шуршит в кустах и пугает нашего друга? У-У-УЖИ.

– Ну, что, пора прощаться с нашим Зайчиком. Занятие подходит к концу. Давайте помашем ему рукой. Последняя морковка за слово РУ-У-УКА..

– Молодцы! Сколько морковок вы заработали? (6 ).

– Как вы думаете, наш Зайчик доволен? Посмотрите, как он вам улыбается. На этом наше занятие подошло к концу. До свидания.

Образец детской карточки:

Список литературы:

  1. Л. Бурмистрова «Сказка в страну Словографию».
  2. Е.В. Баринова «5000 загадок».
  3. Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно».