Что значит образ и число зверя. Что означает "число зверя". Имеющий ум сочти число зверя

Это отрывок из книги "ТАЙНА ЗВЕРЯ Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса" священника Андрея Горбунова.
И он (зверь) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое, число его – шестьсот шестьдесят шесть
Откр. 13: 16-18
Печать или начертание?
«Имя зверя» всегда представляло наибольшую загадку при толковании Апокалипсиса. Разгадать заранее эту тайну было невозможно, поэтому древние толкования апокалиптического «имени зверя» не стали учением Церкви. Святой Ириней Лионский, например, предупреждал об опасности заниматься разгадыванием имени антихриста и говорил, что «вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать или предрекать какие-либо имена» . Святитель Андрей Кесарийский в своем Толковании на Апокалипсис, указав на попытки многих толкователей назвать имя антихриста, приходит к следующему заключению: «Тщательное познание (то есть ясное, достоверное узнавание. – Авт.) числа (печати), а также и всего остального, о нем написанного, откроет здравомыслящим и бодрствующим время искушения (по другому переводу «опыт и время». – Авт.)» .
На славянском языке эта фраза имеет такой вид: «Известное ведение числа, якоже и прочая о нем писанная, время открыет и искус целомудрствующим и бодрствующим» . В книге «Старец Паисий» находим следующий перевод этих слов свт. Андрея: «О мерзком имени антихриста и точность числа, как и остальное, о чем написано, откроет время и опыт бдительным» .
Вот почему правильное понимание пророчества Откровения об «имени зверя» стало возможным только теперь, когда сама действительность («опыт»), сам ход событий («время») открывают нам, что апостол Иоанн Богослов описывает именно то, что происходит уже сегодня, на наших глазах.
Святой Ипполит Римский писал, что «из принявших печать будут многие читающие Священное Писание», а «избегнут печати те, кто будет внимать Писаниям, вдумываться в них» . Именно вдумчивое прочтение 13-й главы Апокалипсиса и сопоставление ее с современной действительностью приводят к убеждению, что апостол Иоанн сказал о печати антихриста все необходимое и достаточное для того, чтобы в то время, когда она станет реальностью, «бодрствующие», имеющие духовную ясность и мудрость (ср. Откр. 13: 18), смогли без особого труда распознать ее.
Ведь цель пророчества не в том, чтобы что-то таинственно зашифровать и этим самым дать возможность поупражняться в разгадывании головоломок. Духовное предназначение и смысл практически любого пророчества есть богопромыслительное возвещение нам о каком-либо важном и чаще всего опасном событии или явлении из близкого или далекого, по земному времени, будущего. Цель пророчества – в том, чтобы ко времени его исполнения мы имели бы возможность приготовиться должным образом к этим событиям и явлениям и не были бы застигнуты их внезапностью и губительностью.
По слову старца Паисия Святогорца, «евангелист Иоанн Богослов предельно ясно пишет в Апокалипсисе о начертании» . И действительно, внимательное прочтение всего лишь трех стихов 13-й главы Апокалипсиса (16-й, 17-й и 18-й стихи) позволяет сделать вывод о том, что в них уместилось ВСЁ нужное для узнавания печати. Точное понимание смысла этих стихов Откровения позволит нам дать верную оценку происходящим ныне поистине апокалиптическим событиям.
«Составилось большое количество разнообразнейших толкований (слов Апокалипсиса об «имени зверя». – Авт.), – писал выдающийся русский ученый-богослов Н. Н. Глубоковский (1863-1937), – из коих каждое в одинаковой степени и вероятно (для изобретателей), и сомнительно (для читателей). Между тем автор (ап. Иоанн Богослов. – Авт.) внушает с решительностью, что его слова всем доставляют потребное по их восприятию разъяснение. Следовательно, обязательное экзегетическое правило вынуждает всецело сосредоточиться на самом таинственном тексте и не выходить за его пределы в темную область туманных мечтаний. Необходимо взять и взвесить все текстуальные частности» .
Есть две неверные установки при толковании этого места Апокалипсиса. Первая заключается в стремлении толкователей во что бы то ни стало расшифровать «число антихриста» и получить его имя.
В Апокалипсисе сказано: «начертание (не печать, а начертание), или имя зверя, или число имени его» (13: 17). Еще с древних времен было употреблено немало усилий, чтобы разгадать смысл этих слов. Сколько было попыток угадать, назвать «имя зверя» (в ответ на призыв «сочти число зверя»)! Все эти попытки были основаны на разного рода вычислениях, когда буквы предполагаемого имени антихриста подводились под число 666 (так называемая гематрия). Было предложено множество вариантов: «Титан», «Латинянин», «Венедикт», «Неправедный агнец»… Находили звериное число в именах императоров Нерона, Юлиана Отступника (гонителей христиан), в титуле Римского папы – «Викариус Филии Деи» («Наместник Сына Божия»), в именах Мартина Лютера, Наполеона и т. д. .
В романе Л. Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов, сидя в оставленной русской армией Москве, ожидая французов, исчисляет число 666 и выясняет, что это как раз имя Наполеона Бонапарта.
На интернет-сайте радио «Свобода» сообщается, что «например, в США какой-то весельчак, демонстрируя, впрочем, большую филологическую эрудицию, предпринял любопытный эксперимент: он взял полные имя и фамилию бывшего американского президента Билла Клинтона и переложил их на еврейские и греческие буквы, потом подсчитал цифровое значение этих букв, и, в обоих случаях, получил как раз число 666» (тема передачи – «Полемика вокруг ИНН и числа зверя»).
Но Апокалипсис говорит не о личном имени антихриста, не о том, как будет он именоваться! Апостол Иоанн, не изучавший математику и геометрию, не стал бы заниматься сложными вычислениями, стараясь зашифровать имя «сына погибели». Здесь иной смысл. «Имя зверя» (не антихриста, а зверя) – это имя от зверя, даваемое человеку зверем (а не антихристом), то есть самой антихристианской системой всемирного, тотального электронного контроля и управления обществом в условиях «нового мирового порядка». Системой зверя, обезличивающей человека.
Уместно здесь упомянуть и о том, что суперкомпьютеры (в Брюсселе, в Калифорнии /США/ и др.), предназначенные для аккумулирования всей информации, также носят название «Зверь» (англ. – beast). Характерно, что многие программисты и компьютерщики называют компьютер (всякий) не только «машиной», но и «зверем».
Иеромонах Серафим (Роуз) еще в 1982 году, перечисляя в своем докладе «Православное мировоззрение» знамения последних времен, говорил и о таком знамении: «4. Возрастающая централизация информации и власти над отдельными людьми, в частности, представляемая установленным в Люксембурге гигантским новым компьютером, который способен хранить досье на каждого из живущих на земле; его кодовый номер «666», а те, кто с ним работают, прозвали его «зверь». Чтобы облегчить работу таких компьютеров, американское правительство предполагает начать в 1984 году выдачу лицам чеков социального обеспечения с номером (ясно, включающим кодовое число 666), оттискиваемым на правой руке или на лбу – именно это требование будет главным, согласно Апокалипсису (гл. 13), во время царствования антихриста» .
Поэтому и «начертываться» будет не собственное имя антихриста, а индивидуальное, персональное имя человека. И будет это имя электронным. Но апостол Иоанн ничего не знал о грядущей электронике и компьютерной технике и не мог, конечно, сказать, что имя будет электронным, как не мог сказать и того, что всем людям будут присваиваться «идентификационные номера». Но он знал, что есть числа и есть имена, и потому он сказал просто: «или число имени его». А компьютеры тем и отличаются, что записывают и обрабатывают информацию в числовом виде, поэтому сегодня говорят даже о «числовой революции».
У апостола Иоанна речь идет не о том, что будет «начертываться» или имя, или число. Здесь не разделение, не выбор варианта, одного из двух. Выражение «или число имени его» следует понимать как уточнение, а именно: это имя будет числовым (электронным, компьютерным). Союз «или» в данном случае употреблен в пояснительном значении, в значении «иными словами», «иначе», то есть он не разделяет сами по себе существующие предметы, а соединяет, сводит воедино различные качества, обозначения одного и того же предмета.
Итак, понятия «имя» (ονομα) и «число имени» (αριφμος του ονοματος) являются синонимами, по своему содержанию они равнозначны. ИМЯ ЗВЕРЯ И ЧИСЛО ИМЕНИ ЕГО – ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ! «Число имени» – это имя в виде числа, числовое имя.
Иначе говоря, именем индивидуальным, именем, идентифицирующим человека (для системы), будет номер, личный код. А считываться он будет как «начертание» (от слова «черта») – штрихи, ШТРИХ-КОД. То есть, начертание – это уже графическое изображение числового имени. Будущее электронное имя апостол Иоанн назвал начертанием для того, чтобы показать, что оно будет иметь не только цифровую, но и штриховую форму выражения.
Апокалипсис в оригинале писался на греческом языке, где слово «начертать» (χαράσσω) буквально значит – провести глубокие прямые линии, вырезать их, нацарапать. Привычный же для нас термин «печать» неточно передает значение слова χάραγμα («начертание»), которое является однокоренным с такими словами, как царапина, кол, столб, то есть palisad – забор, частокол.
Международное написание слова «штрих-код» – bar-code, а слово bar в переводе с английского – брус(ок), засов, стержень, полоса, черта, столб(ик), палка, стойка (отсюда русское слово «бар»), решетка, преграда, изгородь, забор и т. п.
Учитывая то, что штрих-код действительно выглядит как набор царапин (полос) или кольев (брусков), его тождественность апокалиптическому начертанию несомненна. Это и есть та самая «решетка», за которую хотят загнать все человечество.
Примечательно также, что в Библии на английском языке начертание обозначается словом mark (клеймо, (от)метка, черта и т. п.), что невольно вызывает ассоциации с маркировкой товаров и клеймением животных.
Здесь очень важно отметить, что слово «печать», дополненное словом «антихрист», со временем заменило собой выражение Священного Писания «начертание зверя». Образовалось новое словосочетание – «печать антихриста», которое привнесло в сознание христиан несколько иное представление об этом апокалиптическом знамении. Понятие «печать антихриста» встречается и в святоотеческих творениях, наряду с понятием «начертание зверя», как синоним последнего. Однако в прежние времена не ощущалось смысловой разницы между этими понятиями: хотя слово «печать» и употреблялось, оно давало лишь общие представления о грядущей антихристовой системе, без включения в которую нельзя будет ни покупать, ни продавать. Сегодня же такая подмена понятий является уже причиной неверного понимания сути происходящих ныне процессов построения царства зверя и может привести к большим заблуждениям. Поэтому лучше и безопаснее при толковании этого места Откровения исходить из формулировки самого слова Божия – «начертание, или имя зверя, или число имени его» .
В тексте Апокалипсиса, когда речь идет об антихристовой системе, употребляется только слово «начертание» (оно встречается в Откровении 8 раз!), а слово «печать» в отношении того, что «сделает» зверь не используется вовсе. Встречаем же мы слово «печать» только там, где говорится о печати, которую дает не зверь, а Господь, – дает Своим истинным рабам. «И видел я, – говорит тайнозритель, – иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7: 2-3). И в другом месте: «И сказано было ей (саранче), чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр. 9: 4).
И печать эта, по общепринятому толкованию, «не есть некий внешний символ, но есть благодать Святого Духа, освящающая человека в Таинстве Крещения» (из обращения Священного Синода Элладской Православной Церкви 1997 г.), «печать дара Духа Святаго» (слова из чинопоследования Крещения и Миропомазания). Это видно и из слов апостола Павла: «Не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 30). «Поистине, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов, – просвещение от Духа Святого есть единая печать».
Иначе говоря, «печать Бога живого» есть Божественное просвещение, которое дается истинным рабам Божиим, стремящимся к живому общению с живым Богом. Имеет эту печать тот, кто знает Бога живого, кто имеет личное общение с Личным Богом. «Печать Бога живого», которая полагается на челах рабов Божиих, – это печать духа, печать священного богоподобия. Святитель Андрей Кесарийский, объясняя слова Апокалипсиса о запечатлении рабов Божиих «печатью Бога живого» (Откр. 7: 2-3), пишет: «Добродетельные нуждаются в ангельской помощи пред наступлением напастей, по силе нам данной печати духа, которая, однако, обнаруживает свою силу настолько, насколько мы сами показываем свою деятельность».
Характерно, что в Армянской церкви таинства Крещения и Миропомазания обозначаются (видимо, еще с древних времен) одним словом – «кнунк», происходящим от глагола «кнкел» – «ставить печать», то есть оба таинства называются словом «запечатление» .
В то же время слово «начертание» ни разу не используется в отношении того, что дает Господь Своим рабам. Очевидно, что этот факт объясняется следующим. Печать, как известно, подразумевает написание имени собственного, личного (имени какого-либо лица или наименования определенной организации). Начертание же (само это слово) предполагает написание не имени собственного, а написание («начертывание») неких безличных черточек, линий, царапин, не несущих в себе имени собственного, а представляющих собой форму выражения (записи) цифр, «числового имени». Вот почему начертание, в отличие от «печати дара Духа Святаго», есть именно внешний символ (знак, метка), полагаемый на тело человека. Еще раз мы убеждаемся в том, насколько точно описывает это явление апокалиптических времен Священное Писание, ибо оно есть слово всесовершенного Бога.
Итак, получается, что рабы Божии, сыны Царствия Небесного имеют печать – от Господа, данную Им; а рабы антихриста, сыны царства зверя имеют начертание – от зверя, данное им. Вот где проходит разделительная линия между Царством Божиим и противоположным ему царством зверя.
Из сказанного следует, что принятие звериного начертания лишает человека благодати Святого Духа. Вот почему о тех, кто примет начертание зверя, в Откровении сказано: «И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью, поклоняющиеся зверю и образу его, и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 11). Принятие начертания зверя также означает отречение от Христа и потерю веры, как это видно из последующего библейского текста: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14: 12).

В этом стихе говорится, что число зверя - шестьсот шестьдесят шесть (666); и, надо признаться, что на этот стих было потрачено больше изобретательности, чем на любой другой стих Писания.

18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
(Откр.13:18)

Современный перевод: Это требует мудрости. Каждый, у кого есть разум, может понять значение числа зверя, ибо оно соответствует человеческому числу. Число это - шестьсот шестьдесят шесть (666).

Кто этот сатанинский зверь, представленный здесь таким символическим числом (666)?

Надо помнить, что в античности не было цифр, и функцию цифр исполняли тоже буквы алфавита. Так, в кириллице (русский алфавит) А значило 1; Б-2; В-3; Г-4 и т.д. Таким образом, каждое слово, и, следовательно, каждое имя, может быть также числом.

Один милый и романтичный случай такого использования приведен у Густава Дейсмана. На стенах Помпеи один влюбленный написал: «Я люблю ту, число которой 545″, и тем самым назвал имя своей возлюбленной и в то же время скрыл его!

666 - ПЕЧАТЬ

Относительно цифры 666 было высказано бесчисленное количество предположений.

Ввиду того, что это имя зверя, его искажали как угодно, чтобы подогнать под своего заклятого врага; и потому 666 значило и папу римского, Наполеона, вождя немецкого протестантизма Мартина Лютера, основателя шотландской пресвитерианской церкви Джона Нокса и многих других.

Так, во время Второй мировой войны умудрились создать систему, по которой выходило, что 666 - это Гитлер!

Заклятый враг Церкви

Откровение написано закодированным языком; поэтому, совершенно очевидно, что здесь, где дело касалось имени заклятого врага Церкви, код был выбран самый надежный.

Как это ни странно, но ключ к коду, по-видимому, был потерян очень рано, потому что даже такой крупный богослов, как Ириней Лионский, живший во втором веке, не знал, что стоит за этим символическим числом.

Четыре из самых первых предположений

Мы приведем здесь четыре из самых первых предположений.

  1. Ириней Лионский высказал предположение, что оно может символизировать Еуанфас.
    В греческом: Е - 5; У - 400; А - 1; Н - 50; Ф - 9; А - 1; С - 200; и сумма - 666. Но что такое Еуанфас - об этом Ириней ничего не знал; то есть, он на место одной загадки поставил другую.
  2. Было высказано предположение, что это слово Латеинос.
    Л - 30; А - 1; Т - 300; Е - 5; И - 10; Н - 50; О - 70; С - 200; сумма составляет 666. Под латеинос можно было понимать латинский и, следовательно, оно могло символизировать Римскую империю.
  3. Третьим предположением было, что слово это Теитан.
    Т - 300; Е - 5; И - 10; Т - 300; А - 1; Н -50; а сумма - 666. Из теитанос можно было получить два значения. В древнегреческой мифологии титаны восстали против Бога. Во-вторых, императоры Веспасиан, Тит и Домициан были из фамилии Титус, и может быть, их могли называть титанами.
  4. Четвертым было высказано предположение, что это слово арноуме.
    А - 1; Р - 100; Н - 50; О - 70; У -400; М - 40; Е - 5; и сумма - 666. Есть возможность, что арноуме - это форма греческого слова арноумай, - «я отрицаю». В этом случае число символизирует отрицание имени Христа.

Ни одно из этих предположений не представляется убедительным. Сама глава предлагает нам лучший ключ к загадке.

Вновь и вновь упоминается смертельно раненая голова, которая потом исцелилась. Как мы уже видели, эта голова символизирует легенду об императоре Нероне Неро редививус, и, потому, мы вполне можем сделать предположение, что число имеет какое-то отношение к Нерону.

Во многих древних списках число дано как 616. Если написать имя Нерон латинскими буквами и придать им цифровые значения, получим: Н - 50; Е -6; Р - 500; О - 60; Н - 50, а сумма - 666; если написать имя Нерон без последнего Н, сумма будет 616. А если слова кесарь Нерон транскрибировать древнееврейскими согласными, сумма их тоже будет равна 666.

Таким образом, можно предположить, что число зверя символизирует императора Нерона, и что Иоанн предсказывает пришествие антихриста в образе Нерона, воплощения зла, вернувшегося на эту землю.

666 - печать на евреях, исповедующих иудаизм

В Библии есть место, где упоминается число 666:


(3Цар.10:14)

Прочитать всю 10 главу 3 Царств

1 Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.
2 И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены [были] благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце.
3 И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.
4 И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил,
5 и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться
6 и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей;
7 но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.
8 Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!
9 Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду.
10 И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.
11 И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней.
12 И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для дома царского, и гусли и псалтири для певцов; никогда не приходило столько красного дерева и не видано было до сего дня.
13 И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее.
14 В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых,
15 сверх того, что [получаемо было] от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников.
16 И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, по шестисот [сиклей] пошло на каждый щит;
17 и триста меньших щитов из кованого золота, по три мины золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева.
18 И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом;
19 к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников;
20 и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве.
21 И все сосуды для питья у царя Соломона [были] золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота; из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что;
22 ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов.
23 Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью.
24 И все [цари] на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его.
25 И они подносили ему, каждый от себя, в дар: сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год.
26 И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме.
27 И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, [растущими] на низких местах.
28 Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги.
29 Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот [сиклей] серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли [все это] царям Хеттейским и царям Арамейским.
(3Цар.10:1-29)

Историческая справка, золото Соломона.

Годовые приходы и запасы золота во время царствования Соломона были весьма огромными, если судить, как читаем, что щиты у него были из кованого золота, золотые сосуды для питья, малые шиты (заслоны) из золота и престол из слоновой кости, обложенный чистым золотом и серебром. Серебро и золото в Иерусалиме было в его время равноценно простым камням (10:10-22; 2 Пар. 1:15).

Спустя пять лет после смерти Соломона египетский царь Сусаким пришел в Иерусалим и взял все золото Соломоново (14:25,26; 2 Пар. 12:2, 9-11).

Лишь недавно в 1939 г. была обнаружена мумия Сусакима в Танисе, в Египте. Она лежала в золотом покрытом саркофаге.

Возможно, что это было то золото, которое он вынес из Иерусалима.

Таким образом мы знаем, что царю Соломону поступало золота ежегодно 666 талантов. От кого? Это золото поступало в качестве ежегодной подати от иудеев (евреев исповедующих иудаизм). Каждый иудей должен был сдавать по одной монете золота.

Отсюда мы узнаем, что печать дьявола стоит на иудеях или евреях исповедующих иудаизм. Кроме того, мы знаем, что народ этот Моисей вывел из моря (зверь этот выйдет из моря).

Можно увидеть пример ревностного отношения одного из евреев, который гнал учеников Иисуса:

9 Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея.
10 Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос;
11 и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить [Иисуса] и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах.
12 Для сего, идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников,
(Деян.26:9-12)

Важно, что иудеи сегодня не признают имени Иисуса Назорея. Они ждут повторного строительства Храма Соломона. Ждут царя.

34 Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?
35 ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!
(Лук.14:34,35)

ВЫВОДЫ

Итогом моего изучения книги Откровений получились следующие выводы.

  1. Склонен считать, что книга Откровений была написана до разрушения Иерусалима . То есть предупреждение в этой книге были адресованы первым христианам. Они в свою очередь увидев предначертанное Иерусалиму - покинули пределы города до осады римлянами и спаслись.
  2. Книга Откровений охватывает не только времена первых христиан. Естественно, все что в ней написано - полезно для изучения и наставления, как сегодня, так и для будущих поколений.
  3. Стоит учитывает пророческий вариант изложения, который использовали в книгах Ветхого Завета. Иоанн использовал его при написании, будучи заточен в темнице. Тем самым обезопасив важность в ней слов, он спокойно смог адресовать их христианам в Иерусалиме. Ведь для обычного римлянина того времени, все что в ней было изложено - мягко говоря не укладывалось в рамки обычного рассуждения. Иоанн не мог прямо написать, например, про Нерона, про разрушение Иерусалими и о гонениях на христиан. Такое послание не прошло бы цензуры.
  4. Образ царя Соломона, Храма и богатства его правления, очень схож с описанием Ионна Небесного Царства и Царя. Стоит сравнить образ царя Соломона, его величие, богатство и мудрость до падения в грех с описанными образами книги Откровения.
  5. Число зверя — 666, не стоит трактовать однозначно.

При изучении книги Откровений обратите внимание, что она очень сложна в изучении, тем более в абсолютных трактовках.

Об ожидании христиан признака конца нечестивого мира мы можем прочесть ещё в послании апостола Павла, который писал: "Молим вас, братия … не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов" (2Фесс.2:1,2). Позднее из свитков апостола Иоанна стали узнавать о том, что должен появиться некий зверь с числом 666 . С той поры человечество время от времени стало выдвигать различные [далеко не всегда адекватные] версии о тайне числа зверя.

К примеру, на Руси ожидание в 1666-м году зверя-антихриста было настолько серьёзным, что многие в то время не пахали, не сеяли, забросив другие обычные для того времени дела. Далее среди православных старообрядцев начались массовые самосожжения с целью не быть отмеченными клеймом числа зверя 666 . Это было связано с пришествием на царство Петра 1-го, который издал указ о переписи населения для изъятия двойного налога с этих верующих.

В наше время всё также существует огромное количество мыслимых и немыслимых догадок о числе зверя . Однако целью данной статьи является именно конструктивное исследование Писания, чтобы понять то, что связано с числом 666 ; а также то, какие события будут происходить во время последних дней нечестивого мира.

Поклонение зверю с числом 666

"… малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя , ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть " (Откр.13:16-18).

Чтобы нам понять то, о чём здесь говорится, для начала обратимся к контексту.

Апостол Иоанн писал:

""И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон… И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми… И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" (Откр.13:11,13,15).

Стих 11-й, который указывает на зверя, имеющего "два рога, подобных агнчим", означает:

  1. лжехристов
  2. лжепророков*.

[* см. антихрист – 1Иоан.2:18,19. Матф.7:15,22; 24:24. Откр.19:20. Отступники от святого завета – Дан.11:30-32. Дан.8:23,24. 2Пет.2:1,2.].

И наиболее яркий пророческий образ этого показан в книге Даниила:

"Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей , шириною в шесть локтей , поставил его на поле Деире, в области Вавилонской. Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем. Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь" (Дан.3:1,4,6,7).

В Откр.13:15 пишется: "чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" . Именно за непоклонение истукану высотой 60 локтей , шириной и длиной 6 локтей было решено Седраха, Мисаха и Авденаго бросить в печь, раскалённую огнём. И это было пророческим действием, указывающим на событие последних дней нечестивого мира: "Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока" (Дан.11:35,36,37.).

Также апостол Пётр писал:

"Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?" (1Пет.4:12,17).

Что означает "положено будет начертание на правую руку их или на чело их"? (Откр.13:16)

На конец 20-го – начало 21-го века существует масса теорий о вживлении электронных чипов в руку и голову. Несомненно, современные технологии окажут большую услугу последнему правителю от дьявола. Но важно обратить внимание на язык святого и чистого Слова Бога.

Вот что говорит Писание Израилю: "да будут слова сии, которые Я заповедую тебе … навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими" (Втор.6:6,8; 11:18.).

  • "Навязать на руку" – означало, что закон Всевышнего должен сопровождаться исполнением заповедей, действием во Имя Бога Яхве (сравнить: Исаия.45:1; 63:12. Зах.3:1.).
  • "Повязкой над глазами" – означало, что они должны иметь Бога в своём разуме, руководствуясь пониманием заповеди (Притч.2:3-11.).

Поэтому у фарисеев времени Христа было принято на лбу и на руке носить хранилища (или филактерии) с заповедями Всевышнего (Матф.23:5.).

Какой вывод можно сделать из выше приведённого примера?

Указывая на божественность зверя с десятью рогами, лжепророки (Откр.13:11-15.) будут соблазнять многие народы, ненавязчиво заставляя принимать законы и условия, способствуя глобальной диктатуре этой новой империи (2Пет.2:1,2. Откр.13:14,16.). И:

  • Принимающие начертание на правую руку , будут означать правящих доверенных лиц (Ездр.7:25,26.), которые будут действовать от имени этой империи – зверя (Дан.11:39.).
  • Принимающие знак на чело [лоб] указывают на тех, кто будет руководствоваться идеями и проводимой политикой зверя, и будут отмечены как его рабы (сравнить: Иез.9:4. Откр.7:3; 9:4.).

Что означает ""ни покупать, ни продавать"" из Откровение 13:17

"и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его" (Откр.13:17).

Если до прихода Господа Христа поклонение истинному Богу было на государственном уровне, и обязано было всячески поддерживаться Израильским царём, то с приходом нового Царя и Первосвященника это положение изменилось.

Царство Небесное не было Царством земным. А значит те, кто был призван к Небесному Царству, не должны иметь тесных отношений с каким либо другим царём кроме Христа.

Поэтому и было сказано Его ученикам: "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Иоан.15:19).

Вот что по этому поводу написал пророк Даниил:

"Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения … и губить … народ святых" (Дан.8:23,24.).

Заручившись поддержкой отступников от святого завета (2Пет.2:1-3.), т.е. лжехристов и лжепророков, которые будут знамениями и чудесами доказывать богоподобность "зверя-империи" (Откр.13:11-15.), этот последний император от дьявола достигнет необычайного могущества. По сути, это государсво должно стать более мощной и продвинутой империей, чем был когда-то Рим (см. Откр.17:8.).

  • Так же, как и император Нерон, он будет очень эффективно противостоять истинным последователям Христа.
  • По причине этих преследований "во многих охладеет любовь" Мат.24:12.).
  • Начнутся разделения среди христиан [прообразом чего был Иуда – Псал.54:13-15.], и других близких друг другу людей (Лук.12:51-53.).

К примеру, те, кто в первом веке становился в аппозицию общепринятому поклонению, отлучались от синагоги (Иоан.16:2; 9:22.). Однако это было лишь некоторым образом того, что мы можем ожидать во время признака пришествия Христа (Матф.24:3.).

Последние времена нечестивого мира начнутся с того, о чём пишется в Откр.12:7-9,12. Когда дьявол будет "сброшен на землю", он будет как никогда более полно контролировать человечество. И если он [дьявол] не добился поклонения Христа, пообещав Ему все царства мира (Лук.4:5-7.), то в конце времени найдётся тот из людей, кто, поклонившись, получит эту власть (Дан.8:24. Откр.13:2.).

Те, кто будет отказываться иметь тесные отношения с этим императором от дьявола [принимая "начертание зверя"], окажутся изгоями общества. Они не смогут "ни продавать, ни покупать" в том смысле, что таковых будут всячески преследовать. Например, увольняя с работы, отбирая имущество (Авд. 11-13,21.). В конце концов от них откажутся родственники (Михей.2:8,9; 7:5-10. Матф.10:34-36.). Оставшись без средств к существованию, последователи Христа станут нуждаться в одежде, пропитании и жилище.

И как никогда более станут насущными слова апостола Павла:

"Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле" (Евр.13:2,3).

Именно на этом основании Господь будет судить образных "овец" и "козлов" – Матф.25:31-45.

666 Число человеческое

"… ибо это число человеческое ; число его шестьсот шестьдесят шесть " (Откр.13:18).

Рассуждая о числе зверя 666 , для начала узнаем, что означает ‘"число человеческое" .

Если сравнить Откр.13:2 и Дан.7:4-7., то мы видим, что зверь из книги Откровение имеет все четыре элемента зверей из пророчества Даниила.

Но подсказку нам даёт только место из Дан.7:4:

"Первый - как лев, … и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему" .

Так что означает "число человеческое "?

Следует обратить внимание на пояснение самого пророка Даниила о вавилонском царе Навуходоносоре и его потомке Валтасаре:

"Но когда сердце его [Навуходоносора] надмилось и дух его ожесточился до дерзости , он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному … И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес…" (Дан.5:20-23. Также Иер.50:29.).

Человек был создан "по образу и подобию Бога" , чтобы владычествовать над зверями земными (Быт.1:26. Псал.8:5-9.). И выражение "человек, человеческое" из Дан.7:4. означает: гордость, надменность, противление против всего. Это подтверждает пророчество Даниила о последнем императоре – звере с числом 666 :

" И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится" (Дан.11:36).

А теперь о числе. Предлагаем вашему вниманию места Писания, которые так или иначе относятся к теме числа зверя:

  1. Нападение фараона и его 600 колесниц на Израиля – Исх.14:7,8.
  2. Филистимлянин Голиаф [из Гефа], ростом 6 локтей , противостоявший Израилю и поражённый Давидом – 1Цар.17:4,7.
  3. Филистимлянин из Гефа , имеющий по 6 пальцев на руках и ногах, поражённый племянником Давида – 2Цар.21:20,21.
  4. Истукан , которому должны были поклониться все народы, был высотой 60 локтей , шириной 6 локтей , [длина вероятно 6 локтей] – Дан.3:1,7.
  5. Богач и его пять братьев = 6 проклятых сыновей дьявола – Лук.16:27,28.

Мораль:

Мы уже упоминали историю из книги Даниила о поклонении истукану в 60 локтей высотой и 6 локтей шириной (Дан.3:1,7.). И особенно тем, кто доживёт до событий описанных в книге Откровение 11-й и 13-й главах, важно помнить о тех качествах стойкости, которые проявили евреи: Седрах, Мисах, Авденаго (Дан.3:16-20.).

То, что они прошли через огненную печь, являлось пророческим действием, указывающим на важный принцип. Мир, должен очиститься не только посредством воды [как во время потопа], но и огня (2Пет.3:6,7,10-14.).

Также и служители Бога (Чис.31:21-23.) должны пройти через очищение:

  1. Духом – образом чего была вода (Лук.3:16. Иоан.7:37-39.).
  2. Огнём – как образом испытаний для духовного очищения (Зах.13:9. Дан.11:35. 1Пет.4:12,13,17.).

Именно вопрос поклонения зверю числом 666 будет катализатором [поводом] для очищения истинных христиан. В то время будет особенно важно помнить притчу о бедной вдове и неправедном судье из Лук.18:1-8., в которой стоит вопрос: "сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле"? ..

Итак: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою… Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми" (1Пет.5:8-10). Аминь.

С.Иаковлев (Бохан).

Все народы мира придавали большое значение числам.

Их считали воплощением космического порядка, отражением Божественной мудрости.

Некоторые из чисел — тройка, семерка, девятка — считались священными и, соответственно, счастливыми; другие (например, печально известная «чертова дюжина») — несчастливыми, связанными с нечистой силой.

Но, пожалуй, больше всего не повезло числу 666 — «числу зверя».

Первое упоминание о «числе зверя» встречается в «Откровении» Иоанна Богослова — пожалуй, единственном официально признанном христианской церковью пророчестве. Иоанн подробно описывает появление зверя, более могущественного, чем все демоны ада:

«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные» (Апокалипсис, гл. 13).

Зверь этот будет иметь тело леопарда, медвежьи когти и львиные клыки. Он будет править Землей три с половиной года, а перед тем присоединится к нему Антихрист, который многих заставит поклоняться зверю. Затем настанет время великого сражения под Армагеддоном, дьявольская сила будет разбита, а Сатана вместе с Антихристом будут заточены на тысячу лет, и на Земле утвердится царство Христа...

О таинственном «числе зверя» в «Откровении» говорится как бы мимоходом: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Эта короткая фраза породила огромное множество толкований.

Самое простое, породившее больше всего паники, можно назвать «календарным». Всякий раз, как в календаре появлялись зловещие три шестерки, особо впечатлительные люди начинали ожидать появления предсказанного зверя. Но ни в 666 году, ни в 1666 ничего подобного не произошло.

Последняя волна прокатилась по миру шестого июня 2006 года. Будущие матери панически боялись рожать в этот день (особенно после просмотра фильма «Омен»), многие верующие закрылись в домах и молились, а мистики украдкой поглядывали на небо.

Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиереи Всеволод Чаплин был даже вынужден сделать официальное заявление для прессы, в котором предостерегал христиан от суеверий:

«В отличие от язычника, который всего боится, в том числе затмений, чисел и примет, христианин не должен бояться ничего и никого, кроме Бога... Когда наступят последние времена — зависит не от совпадения цифр, а от того, насколько люди будут уклоняться от зла и исполнять заповеди Бога».

«Календарная» расшифровка «числа зверя» едва ли может считаться верной, ведь текст «Апокалипсиса» глубоко символичен. Кроме того, в нем есть прямые «подсказки», как, например, слова одного из ангелов:

«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель... И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть».

Так что Иоанн Богослов говорит о мудрости не случайно — скорее всего, это намек, ключ к разгадке, доступной только тем, кто «имеет ум».

На протяжении веков было сделано множество попыток расшифровать «число зверя» — то есть узнать его имя. Одним из самых распространенных методов был каббалистический. Он опирался на то, что во времена Иоанна Богослова цифры часто заменялись буквами алфавита. Таким образом, сумма букв имени зверя должна была составить 666. Но ведь подобных сочетаний может быть несколько, как же выбрать из них то, которое имел в виду пророк?

Для расшифровки «числа зверя» важно сопоставить слова «Откровения» с реальными историческими событиями. Дело в том, что в раннехристианской традиции «зверями» называли римских императоров. Еще Фридрих Энгельс в работе «К истории первоначального христианства» сделал попытку определить время написания «Апокалипсиса» и провел подсчет: первым «зверем» был Август, вторым — Тиберий, третьим — Калигула, четвертым — Клавдий, пятым — Нерон, шестым — Гальба, а седьмым — Отон. Отон правил всего три месяца. Энгельс сделал вполне закономерный вывод: Иоанн Богослов написал «Апокалипсис» во времена царствования Гальбы, то есть с 9 июня 68 года по 15 января 69 года нашей эры.

Немецкий востоковед Фердинанд Бенари предложил в свое время такую гипотезу: под числом 666 скрывается имя римского императора Нерона — того самого зверя, который «был, и нет его». Дело в том, что на римских монетах, которые чеканились для восточной части Римской империи, надписи делали на древнееврейском языке. При этом гласные буквы опускались, и вместо «Нерон кесарь» надпись гласила «Нрон кср». Если сложить числовые значения этих букв, получим как раз 666. Но почему именно Нерон был объявлен «зверем»?

Если обратиться к историческим документам, станет ясно, что ненависть христиан к Нерону имела под собой немало оснований. Древнеримский писатель-историк Гай Светоний Транквилл оставил жизнеописание Нерона. Это был крайне неуравновешенный, жестокий и аморальный человек.

По свидетельству Светония, Нерон казнил Антонию, дочь Клавдия, которая после смерти Поппеи отказалась выйти за него замуж, убил свою мать и пасынка. Он заставил покончить с собой своего воспитателя Сенеку, хотя не раз клялся не причинять ему зла. Когда в небе появилась хвостатая комета, он узнал от астролога Бальбилла, что она предвещает смерть верховным властителям.

Нерон не на шутку встревожился, но астролог сказал ему, что от этого бедствия можно откупиться блистательной казнью. И римский император обрек на смерть всех знатнейших мужей государства — предлогом стало раскрытие сразу двух заговоров.

Если ко всем своим подданным Нерон относился с невероятной жестокостью, то в отношении христиан он придумывал поистине дьявольские издевательства. Больше всего императору нравилось наблюдать за тем, как христиан бросали в клетку к хищным зверям, и те разрывали их на части. Вскоре во время заговора Нерон приказал одному из своих приближенных убить себя, христиане вздохнули спокойно. Но ненадолго.

Пришедший на смену Нерону Сервий Сульпиций Гальба оказался слабым правителем. Он не сумел навести в империи порядок. В отдаленных провинциях вспыхивали междоусобицы. Неудивительно, что в этих условиях нашелся человек, объявивший себя Нероном, который якобы был только ранен во время переворота и сумел бежать на восток.

Христиане от этих слухов пришли в ужас. Еще бы: один из самых страшных врагов воскрес из мертвых. Они приписывали воскрешение Нерона самому Сатане и в ужасе ждали конца света. Христианская вера в то время еще не окрепла. В римских городах существовали замкнутые общины, ведущие полулегальное существование. Если бы в момент появления лже-Нерона их члены отказались от своей веры, это означало бы крах христианства. Поэтому пастыри приняли меры, чтобы укрепить волю своих подопечных.

Именно в это трудное время появились различные «откровения». Все они были посвящены одной теме: скоро настанет конец света и судный день, после которого все враги христиан будут уничтожены, а сами христиане обретут вечную жизнь.

Все авторы «откровений» (впоследствии Церковь канонизировала только одно — дошедший до нас «Апокалипсис») пользовались схожей символикой: семь царей, сорок два месяца власти зверя, число антихриста. И все они, включая Иоанна Богослова, говорили о конце света как о чем-то неизбежном и очень близком во времени. Однако конца света не последовало, и имя Нерона со временем забылось.

Казалось бы, Церковь должна была предать «Апокалипсис» забвению — как не сбывшееся пророчество. Но пастыри христиан были мудрыми людьми. Поэтому они оставили учение о конце света и грядущем Страшном суде. Оно оказалось очень действенным аргументом, создающим мощную мотивацию: наше дело — правое, когда-нибудь все враги будут уничтожены, а на Земле наступит Царство Христа.

Со временем забылось общепринятое толкование числа 666, и его стали «примерять» на очередных тиранов, которых можно было найти в каждой эпохе. Скажем, во времена Петра I староверцы антихристом считали именно его. Во-первых, это был «осьмой царь» — как и предсказано в «Откровении».

Во-вторых, его реформы затронули интересы Православной церкви. Еще бы: он отобрал у монахов земли, отменил пост в армии, да и обычаи завел при дворе совершенно чужие — ассамблеи, курение табака, непривычную одежду... Следующим «антихристом», по подсчетам тех же монахов, был Наполеон. Путем множества перестановок и комбинаций удалось подогнать его имя под знаменитое «666».

Позже «зверем» называли Гитлера, Сталина, Билла Гейтса... А по одной из версий, «зверем» был не человек, а целое государство — ныне распавшийся СССР. Аргумент был очень прост: отсекаем последнюю букву «Р» — она означает просто страну, — и читаем название как «страна ССС». А теперь берем старославянское издание «Откровения» и видим, что число зверя часто выглядит как SSS. Дело в том, что именно так писалась восьмая буква алфавита — «зело», означавшая цифру шесть. Пожалуй, это самая странная из версий о «числе зверя» — ведь «Откровение» писалось не только и не столько для России, да и совпадение это на других языках не подтверждается.

Но вернемся к самому числу 666. С точки зрения числовой символики пифагорейцев, это так называемое треугольное число. Оно выражает сумму последовательных цифр от 1 до 36. Составляющие его шестерки — не менее необычны. Число шесть — первое из так называемых совершенных чисел, сумма делителей которых (включая единицу и исключая само число) равна самому числу: 6 = 1 + 2 + 3.

А вот и еще один интересный факт из мира чисел: 666 — это сумма квадратов первых семи простых чисел. Если же рассмотреть число зверя в рамках теории устойчивости бинарных систем, как это сделал кандидат технических наук Андрей Осипов, то получится довольно интересная картина. Дело в том, что бинарные системы устойчивы в диапазоне от одной трети до двух третьих (в десятичном виде — от 33,3% до 66,6%). Так что если число людей, прельщенных зверем, достигнет 66,6%, человечество как система начнет разрушаться...

По библейской символике, шестерка — число человеческое. Прежде всего, человек был сотворен именно в шестой день. Но это не главное: если семерка тесно связана с Богом и высшим миром, то шестерка символизирует человеческое совершенство (которое на порядок ниже божественного), богатство и могущество.

На Востоке стоят целые очереди за документами с шестеркой — она считается настоящим талисманом, приносящим владельцу счастье. Но чего только не обнаружили в числе 666 (или в связи с его употреблением) исследователи из разных уголков мира!

Зверем пытались объявить мировую паутину — Интернет (на том основании, что www при переводе на иврит и соответствующем подсчете равно 666) и долларовые банкноты (они имеют ширину 66,6 мм)! А в 1997 году греческий компьютерщик Фома Псарас сообщил, что в штрихкодах используются три потайных двойных штриха, которые для компьютера просто являются разделителями, но волею случая обозначают число 6.

Фома, как видно, был поклонником «Апокалипсиса», и сделал вывод: штрихкод на товарах и документах является не чем иным, как печатью сатаны. В доказательство он привел слова из того же пророчества: те, кто не имеет печати сатаны, не смогут ни покупать, ни продавать. Разумеется, журналисты тут же подхватили очередную сенсацию.

Число 666 оказывает на людей странное влияние. Христиане всеми силами стараются избегать его, что порождает немало курьезов. В некоторых городах мира в небоскребах отсутствует 66-й этаж, то есть после 65-го следует сразу 67-й. А на карте США вы не отыщите дороги 666 — видимо, американцы решили не рисковать.

Московские православные в орнаменте на новом российском паспорте увидели три шестерки. Новые документы они пришли получать только после консультации у священника. Перед выборами в парламент России в 2003 году в Тамбовской области решили не делать участок N 666 в связи с многочисленными обращениями верующих избирателей.

В 2002 году стал сенсацией судебный процесс, состоявшийся в городе Приозерске Ленинградской области и названный впоследствии «судом против дьявола». Городской суд официально признал, что штрихкод каждого идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) содержит три шестерки.

Несмотря на то что число толкований 666 перевалило за сотню, постоянно выдвигаются новые гипотезы. Все чаще они касаются уже не конкретных исторических лиц, а абстракций. Например, настоятель церкви Иоанна Богослова в Торонто Олег Моленко считает:

«Само по себе число 666 ничего не обозначает, кроме собственно числа. Но, я думаю, имя зверя не случайно выражается тремя шестерками. Бог в течение шести дней создал Вселенную, а на седьмой день почил от дел Своих. Отсюда у людей установлена семидневная неделя. Если убрать день отдыха, остается работа, работа, работа. Вот в этом смысле число шесть означает лишение покоя. А в утроенном виде — лишение вечного покоя».

История «числа зверя» и связанных с ним суеверий — классический пример влияния мифов на человеческое сознание. Число 666 — действительно число человеческое. Его мрачная символика была придумана людьми. Но, как часто бывает, символ вышел из-под контроля своих создателей. И теперь тысячи людей осознанно или бессознательно сторонятся числа, которое считают дьявольским. А сотни — пытаются разгадать имя зверя и вычислить дату конца света.